Сергей Лукьяненко «Ловец видений»
За свою жизнь я прочитал немало романов Сергея Лукьяненко, хотя не считаю себя фанатом его творчества. Произведения автора очень разнообразны и этим хороши. Писателю очень недурно удаётся создавать яркие запоминающиеся миры, однако с сюжетами бывают серьезные проблемы. Так случилось и с «Ловцом видений», но обо всем по порядку.
Действие романа происходит в загадочной Стране Снов, куда попадают все люди, когда засыпают. Она разделена на особые области, некоторые из которых попросту опасны для людей. В центре стоит Город – территория относительного порядка посреди царящего хаоса. Он поделён на кварталы, каждый из которых соответствует наиболее распространенным типажам людских сновидений: Вечная Война, Девичьи Грезы, Летнее Море, Телесные радости, Старая Школа, Детская Площадка и многие другие. Местами они соприкасаются, и человек перемещается между кварталами. Пространство и время тут понятия довольно абстрактные, поэтому можно из одной точки довольно быстро попасть в другую. Поначалу Лукьяненко довольно подробно выстраивает логику собственного мира, но затем нередко сам же ее и нарушает, что, на мой взгляд, отнюдь не красит такого опытного автора.
Люди в Стране Снов делятся на несколько категорий. Во-первых, это сновидцы или простецы. Они не осознают реальность Страны Сновидений, а просто попадают в нее, засыпая. Во-вторых, это Сноходцы – люди, проснувшиеся во сне. Они полностью осознают свои действия и могут беспрепятственно по ней путешествовать. Таким интересным образом автор обыгрывает явление осознанных сновидений. Ну и в-третьих, это вершина иерархии Страны Снов – Снотворцы. Их совсем немного, но они способны изменять реальность сновидений. Чаще всего Снотворцы управляют тем или иным кварталом, и на своей территории их сила практически безгранична. Помимо вышеперечисленных имеются также симулякры – существа, созданные по воле Снотворцев. Они полностью разумны и мало чем отличаются от Сноходцев. Присутствует также рельеф – это некий аналог неписей из компьютерных игр: у них есть строго заданный алгоритм действия, а нужны они для придания реалистичности снам простецов. Первая часть, где автор погружает нас в Страну Снов, мне показалась самой интересной.
Главный герой, Григ – Сноходец, но не совсем обычный. Как и прочие, он не может менять реальность вокруг, но может изменять свой облик. Например, мы видим, как он превращается в лису, медведя, барса и маленького ребенка. Только вот, к сожалению, Лукьяненко довольно редко обыгрывает эту особенность главного героя. На мой взгляд, Григ получился весьма спорным персонажем. Его характер весьма неустойчив: то он совершает массу необдуманных поступков, больше подходящих маленькому мальчику, то включает прожженного циника, а временами начинает философские размышления. Из-за этого в персонажа не веришь и не можешь ему сопереживать.
Весь роман представляет собой пестрое лоскутное одеяло из всевозможных отсылок. В первой части романа герои отправляются в опасное путешествие для уничтожения некоего опасного артефакта в духе «Властелина Колец» (Дж. Р. Р. Толкин «Братство Кольца»). Команда весьма разношерстна и подобрана, кажется, совершенно нелогично: они не самые сильные, не самые умные или искусные. Правда путешествовать им предстоит по кругам Ада Данте из «Божественной комедии». Вот тут и начинаются нестыковки с логикой мира: герои стремительно гибнут, но заранее знают, сколько человек и где должны погибнуть. Пространство в Стране Снов пластично, но герои не могут быстро добраться до точки назначения. В начале автор утверждает, что устать в этом мире попросту невозможно, но персонажи именно что устают и дремлют во сне на ходу. Вторая часть посвящена разгребанию последствий путешествия, а третья, как нетрудно догадаться, спасению мира. Причем ближе к финалу события все больше ускоряются и под конец напоминают пестрый калейдоскоп.
«Адом» Данте и «Властелином Колец» отсылки не заканчиваются. Практически все Снотворцы являются образами великих писателей: Говард Лавкрафт, Урсула Ле Гуин, Ганс Христиан Андерсон и многие другие нашли пристанище на страницах романа.
Язык автора, как всегда, простой и красивый – читается роман легко. Однако Лукьяненко явно перебарщивает с названиями топонимов, написанными с заглавной буквы. Складывается ощущение, что читаешь русское фэнтези родом из нулевых.
Самой большой проблемой романа, по моему мнению, является отсутствие целостности. Автор сам утверждает, что писал «Ловца видений» как сетевую публикацию, время от времени выкладывая отдельные главы. И собрать все разрозненные кусочки воедино у автора не получилось.
Плюсом в романе для меня стали образы собак Грига. Своеобразной жемчужиной романа стала Апломная Такса, чьё самомнение и вера в себя способны менять ткань реальности.
Итог: «Ловец видений» – довольно проходной роман. С него ни в коем случае не стоит начинать знакомство с творчеством Сергея Лукьяненко. Возможно, он понравится рьяным фанатам автора, но для рядового читателя он излишне поверхностен и сумбурен.
Книжная лига
24.1K поста79.2K подписчик
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.