Родительский контроль
Как-то раз я пришла в книжный магазин, и пока искала себе что почитать, услышала из-за полок разговор:
- Ну почему ты ничего не можешь выбрать? Ну возьми, вот, Золя! (раздраженно).
- Не хочу, он скучный (тихо).
Я ничего не имею против Золя, книги в своей секции уже изучила, поэтому пошла посмотреть, что там происходит. А там мама с дочкой лет десяти-одиннадцати. Мама стоит у полки с классической литературой, листает книгу, а девочка, стоя рядом, восхищенным взглядом смотрит на полки с фэнтези…
И мама не видит, чем интересуется её ребёнок, и дочка не может об этом сказать.
Эта ситуация может быть признаком авторитарного стиля воспитания, когда родители любят своего ребенка и заботятся о нем, но предпочитают строго его контролировать и четко представляют себе, каким этот ребенок должен быть: чем интересоваться, с кем дружить и чего добиться. Причем с раннего детства. Хотя главным условием для гармоничного развития ребенка является его искренняя взаимная привязанность к взрослому человеку.
Сразу оговорю, что чаще всего родители не ставят себе цели придерживаться только одного стиля воспитания, или же просто перенимают манеру из своих родительских семей, да и многое зависит от собственных личностных качеств ребенка. Но что если авторитарный стиль воспитания всё же преобладает?
Авторитарные родители стараются дать ребенку всё самое лучшее, вырастить его социально успешным, но вместе с тем обделяют его своим пониманием, сочувствием, теплом и лаской, и держат в «ежовых рукавицах». Качество их общения и близость страдают, что по своей сути является искажением ранней социализации. Авторитарность не имеет ничего общего с авторитетом. Здесь родитель подавляет, запрещает и критикует, а не является примером для подражания, доверенным лицом или советчиком ребенка.
Ребенку не разрешено проявлять инициативу и самостоятельность. Любое отклонение от выбранной линии наказуемо, на что авторитарные родители часто говорят: «Меня тоже наказывали (или даже били), и ничего, я же нормальный».
У людей, выросших в таких условиях, с детства формируется личностная беспомощность, то есть им сложно управлять своей жизнью, преодолевать трудности, ставить цели и достигать их. Они остро переживают возрастные кризисы, не верят в возможность измениться, боятся неудач, ориентированы на контроль со стороны других людей, внешнюю поддержку и одобрение.
Они, привычные к внешнему контролю, склонны к различным зависимостям и мало заботятся о своей безопасности, что может быть опасным в ситуациях, когда человек наконец-то вырывается из-под строгого родительского надзора и уходит в «отрыв».
Однако такие люди очень дорожат социальными контактами, хотя и тяжело устанавливают их, и стараются поддерживать хорошие отношения с близкими, компенсируя этим недостаток родительского тепла. Они доброжелательны, умеют дружить, быть честными и ответственными.
Чтобы избежать перегибов в воспитании ребёнка родителям следует исходить из его личностных качеств, способностей и интересов. Ребенок, который обожает рисовать и мечтает стать художником, вряд ли станет великим спортсменом, как того хочет папа. Даже если выбросить все альбомы и краски. Да, возможно, этот ребенок и полюбит спорт, и с удовольствием будет им заниматься, но цена этого – нереализованные желания. Потому что где-то внутри себя он всё равно будет видеть в своей руке кисть и так и не написанную картину, вот только уже не вернется к тому, что так нравилось.
Психология | Psychology
22.7K постов60.2K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.