Римское право в период распада Империи
Доброго времени суток всем Вам, уважаемые дамы и господа. Сегодня мы с Вами рассмотрим наследие Римского права.
Что первым делом всплывает в ассоциативном ряду у стандартного обывателя при упоминании в его присутствии словосочетания “Римское право”? Ну, в лучшем случае то, что, это какая-то очередная занудная, душная хрень, которой этих ваших юристов учат в их шарагах. Такой типичный оставшийся в веках свод законов и исторических правовых обычаев, на подобии бесконечных судебников и так далее.
А что, если я скажу Вам, что Римское право с гибелью Империи вовсе не кануло в историю? Что оно по итогу послужило прочной основой для формирования правовых систем на всей территории современной Европы? Что так называемое Римское право по сей день изучают в юридических институтах по всему миру (к слову, автор тоже в своё время эту науку изучал) и отнюдь не в качестве частички истории, а в качестве фундаментальной правовой науки?
Напротив – после похорон империи последующие государства всё равно пытались перенять и эту реликвию славных побед предков. Наше знакомство с Римским правом предлагаю начать примерно с века эдак шестого после рождества Христова. В связи с тем, что в эпоху абсолютной императорской власти юриспруденция пришла в ощутимый упадок (что не мудрено, если диктатура правителя становится выше слов закона и заставляет органы бездействовать без указки лидера). Такое положение вещей не сулило дальнейшей судьбе развития юриспруденции ничего хорошего.
Но в 527 году император Юстиниан кардинально поменял картину бытия. Он поручил группе наиболее влиятельных юристов того времени собрать и систематизировать всё известное правовое наследие Рима (чувствуете масштаб поставленной задачи?) и обобщить его в единый свод, который впоследствии так и назовут - Юстиниановы Дигесты (от лат. Digesta «собранное», «приведённое в систему»). Император решился на столь масштабную кодификацию (упорядочение правового массива) из-за все чаще проявляющихся противоречий судебных вердиктов. Некоторые правовые нормы начали банально противоречить одна другой, судьям было всё тяжелее принимать решения. Поэтому вроде как уже и само собой напрашивалось.
По итогу получился весьма солидный даже по современным меркам сборник, в который, по моему скромному мнению, всё же попытались впихнуть невпихуемое. Ибо в одной книге собрали и положения о судопроизводстве, и все положения регулирующие право собственности, и регулирование обязательств (читай ссуда, заём, купля- продажа) и наследственное право, и ещё много чего. Но нам с вами стоит обратить внимание не на объем, а на другой свойство данного правового документа. Уже в шестом веке юриспруденция вышла на регуляцию отношений через нормативно-правовые акты.
Казалось бы, а чем собственно говоря эта ваша правовая регуляция общественных отношений лучше, чем старый добрый судебный поединок? Какая же судьба на первый взгляд может постичь Римское право после того, как «грубые, немытые, необразованные, злобные дикари, варвары и разбойники» сотворили своё ужасное злодеяние над великой Империей? Можете верить, можете нет, но «варвары» после падения Империи продолжили применять Римское право на своей территории. Правители королевств «варваров» прекрасно понимали, что народные правовые обычаи – не самый лучший механизм регулирования общественных отношений, потому что Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право — lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота (и не только).
Однако некоторые королевства наоборот пытались сохранить именно своё традиционное право, но они сталкивались с весьма забавной, как по мне, проблемой – Римское право оказалось куда совершеннее во всём, начиная от проработанности регулирующих механизмов и заканчивая тем, что в среде судей и знатоков права его распространённость была куда выше.
Поэтому изначально скептически настроенные к Римскому праву государства, в дальнейшем всё же признали его плюсы. Была составлена даже так называемая Бургундская правда – сборник законов, целиком основанный на Римских правовых обычаях, действовавший на территории проживания племени бургундов (древнегерманское племя с берегов Рейна). Более того, она продолжила действовать даже после разгрома бургундов франками.
Впоследствии Римское право начали изучать в Европейских университетах с 11 века. Рецепция права (заимствование и внедрение в правовую среду) началась в школе глоссаторов в Болонье. Чтобы было понятнее, глоссаторы – это учёные юристы, которые читали Римское право, и попутно его комментировали, адаптируя под современные реалии и разъясняя некоторые непонятные положения, записывая свои комментарии (глоссы) на полях. Именно законодательство Юстиниана, включая Дигесты, было положено в основу преподавания права глоссаторами в итальянских университетах. Причём в средние века глоссы считались вполне себе легитимным источником права, которым даже руководствовались судьи при принятии решений. Впоследствии появившаяся школа постглоссаторов занималась примерно тем же самым, но уже по отношению к глоссам.
Заимствование и внедрение Римского права в правовые системы средневековых королевств было вызвано не только экономическим фактором, но и социальными и духовными потребностями общества, которое остро нуждалось в правовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления. Заимствование римского права римско-католическая церковь поддержала не просто так, а потому, что увидела в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: «церковь живет по римским законам». Именно поэтому даже церковь первое время была обеими руками за изучение и преподавание Римского права (ровно до тех пор, пока императоры при помощи оного не начали принижать власть религии в сравнении с властью Императорской, но об этих тёрках уже как ни будь в следующий раз)
Периодами изучение Римского права забывалось, периодами возобновлялось с новой силой. В частности, труды французского юриста Робера Потье, в том числе «Пандекты Юстиниана в новом порядке, оказали влияние на составителей Кодекса Наполеона. Работы немецких правоведов XVIII—XIX веков по систематизации и переработке римского права предопределили структуру и во многих случаях содержание Германского гражданского уложения. Ну а соответственно путём развития и кодификации уже этих источников на свет появилось то, что мы на данный момент зовём “Европейское право”.
Вот такой тернистый путь преодолело Римское право, начиная от Юстиниановых Дигест, но по итогу оно не затерялось в веках и всё-таки стало основой современной правовой школы. Да здравствует Рим!
Лига историков
15.7K постов52.4K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения