Реклама, опередившая время
Автор: Тимофей Бердикин.
Привет, котятки. Я тут в процессе копания в отечественной рекламе 90-х нашёл очень любопытный эпизод, такой, что просто преступлением было бы пройти мимо него и не рассказать вам. В этих ваших интернетах он много упоминается и, само собой, у него есть живые свидетели, коих чуть ли не пол-страны.
Речь о знаменитом «молчащем дикторе».
«Кто это? Почему он просто молчит? С какой целью его показывают?» - примерно такие вопросы возникали у зрителей, которые целых полминуты после выпуска программы «Время» имели счастье наблюдать этого человека, молча смотрящего им в глаза. Мой отец, обычно выключавший звук при рекламе, первые пару раз думал, что сейчас пойдёт какой-то важный прямой эфир и выкручивал звук побольше. Ну вы поняли силу этой рекламы, да? 30 СЕКУНД тебе прямо в душу смотрит этот человек с такой небольшой полуулыбочкой, и ты думаешь, что вот, сейчас он скажет что-то важное… А он не говорит, на этом реклама просто обрывается и начинается какой-нибудь следующий ролик. Или фильм.
Как всегда, нашлись особо дотошные, раскопавшие, что это обычный человек, зовут его Иван Чувелёв, и… на этом всё. У родственников ставшего в одночасье известным «молчуна» знакомые и незнакомые пообрывали все телефоны, да и у него самого тоже. Звонили с одним и тем же вопросом, на который никто не мог ответить.
«Молчащий диктор» Иван Чувелёв.
Вот что говорил по этому поводу сам Иван (цитируется по книге Ходорковского и Геворкян «Тюрьма и воля»):
"Это молчание продолжалось, по-моему, недели три. Долго, в общем. Все родственники поотключали телефоны, потому что знакомые их задолбали вопросами, всем же интересно. А они откуда знают? Они мне звонят: «Это что?» А я тоже не знаю, что это. Никто не знал, что это! Они сами не знали, что это! Это же правда! Они запустили эту штуку с тем, чтобы дальше, как мне кажется, этот рекламный ход кому-то продать. Потому что после молчащего человека дальше можно было развиваться в любом направлении."
Ладно, три недели прошли. Все уже более-менее привыкли, но тут он заговорил! Мой отец, снова привыкший после программы «Время» выключать звук, заметил, что губы-то у «молчащего диктора» двигаются! Теперь день за днём он интригующе произносил одну-единственную фразу: «Настанет день, и я скажу все, что я думаю по этому поводу». Страна опять в шоке. Что он там хочет сказать? Правду о текущей ситуации??? Что-то необычное? ЧТО?
Так было ещё неделю. Там даже путч успел отгреметь. Чувелёва снова вызвали на съёмки, где в камеру он коротко сказал «Настал тот день, когда я могу сказать вам: „Все вступайте в МЕНАТЕП!“».
Да-да, организатором этого действа был на тот момент достаточно известный москвичам банк «МЕНАТЕП». Начался он вообще с госкооператива, утверждённого Ходорковским. «Межотраслевые научно-технические программы» - вот откуда пошла аббревиатура.
Так вот, призыв был произнесён, кассета отправлена в Останкино. И редакторы, отвозившие эту кассету, ДОГОВОРИЛИСЬ с диктором, который прямо перед программой «Время» сказал: «Дорогие товарищи, сразу после программы "Время" будет передано важное сообщение, не выключайте, пожалуйста, телевизоры».
О том, что было дальше, лучше скажет сам участник этих событий — редактор Игорь Писарский:
«Эффект был потрясающий. Эфир сначала пошел на Сибирь и Дальний Восток. "Время" уже никто не смотрел, все расценили сообщение как объявление войны и бросились запасаться солью и спичками. В итоге был откуда надо звонок на телевидение, и им сказали: "Вы что? Делать такие объявления — прерогатива президента"».
Ну вы поняли, да? Мало того, что они создали одну из первых и самых интригующих отечественных реклам, так они умудрились её ТАК слить, и до кучи напугать пол-страны!
Договорное объявление перед программой «Время» тут же вырезали, Москва и Санкт-Петербург такого эффекта не получили — многие банально не досматривали программу «Время», а те, кто досмотрели — были разочарованы таким концом интригующей истории с молчащим диктором.
Я считаю, что эта реклама во многом опередила своё время. Она должна была прогреметь, но намного, намного позже. Эффект тишины и незнакомый человек, смотрящий тебе в глаза 30 секунд на протяжении нескольких недель — это мощно. Отсюда, кстати, на мой взгляд, списывали креативные маркетологи YOTA — все же видели их рекламу, когда на ТЕ ЖЕ 30 СЕКУНД у вас висит просто голубой экран с надписью «Длинная реклама Yota по телевизору»?
Её многие в рунете «гениальной» назвали, кстати. Понятно теперь, откуда ноги растут.
Длинная реклама YOTA. Мог бы прикрепить вам ролик, хехе. Но жаль отнимать у вас 30 секунд жизни - там же нет ничего кроме этого кадра)
P.S. Нигде не нашёл записи с этим "молчанием". Не знаю, может, она где-то в архивах ВГТРК, Первого канала или где-то ещё. Напишите в комменты, если что-то знаете, вместе поищем.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_157946
Автор: Тимофей Бердикин. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_269903541
Личный хештег автора в ВК - #Бердикин@catx2, а это наш Архив публикаций за апрель 2020
Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.
Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.
Лига историков
15.2K постов52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения