Реклама, опередившая время

Автор: Тимофей Бердикин.


Привет, котятки. Я тут в процессе копания в отечественной рекламе 90-х нашёл очень любопытный эпизод, такой, что просто преступлением было бы пройти мимо него и не рассказать вам. В этих ваших интернетах он много упоминается и, само собой, у него есть живые свидетели, коих чуть ли не пол-страны.


Речь о знаменитом «молчащем дикторе».


«Кто это? Почему он просто молчит? С какой целью его показывают?» - примерно такие вопросы возникали у зрителей, которые целых полминуты после выпуска программы «Время» имели счастье наблюдать этого человека, молча смотрящего им в глаза. Мой отец, обычно выключавший звук при рекламе, первые пару раз думал, что сейчас пойдёт какой-то важный прямой эфир и выкручивал звук побольше. Ну вы поняли силу этой рекламы, да? 30 СЕКУНД тебе прямо в душу смотрит этот человек с такой небольшой полуулыбочкой, и ты думаешь, что вот, сейчас он скажет что-то важное… А он не говорит, на этом реклама просто обрывается и начинается какой-нибудь следующий ролик. Или фильм.


Как всегда, нашлись особо дотошные, раскопавшие, что это обычный человек, зовут его Иван Чувелёв, и… на этом всё. У родственников ставшего в одночасье известным «молчуна» знакомые и незнакомые пообрывали все телефоны, да и у него самого тоже. Звонили с одним и тем же вопросом, на который никто не мог ответить.

Реклама, опередившая время Cat_cat, История, Реклама, 90-е, Молчание, Длиннопост

«Молчащий диктор» Иван Чувелёв.


Вот что говорил по этому поводу сам Иван (цитируется по книге Ходорковского и Геворкян «Тюрьма и воля»):

"Это молчание продолжалось, по-моему, недели три. Долго, в общем. Все родственники поотключали телефоны, потому что знакомые их задолбали вопросами, всем же интересно. А они откуда знают? Они мне звонят: «Это что?» А я тоже не знаю, что это. Никто не знал, что это! Они сами не знали, что это! Это же правда! Они запустили эту штуку с тем, чтобы дальше, как мне кажется, этот рекламный ход кому-то продать. Потому что после молчащего человека дальше можно было развиваться в любом направлении."

Ладно, три недели прошли. Все уже более-менее привыкли, но тут он заговорил! Мой отец, снова привыкший после программы «Время» выключать звук, заметил, что губы-то у «молчащего диктора» двигаются! Теперь день за днём он интригующе произносил одну-единственную фразу: «Настанет день, и я скажу все, что я думаю по этому поводу». Страна опять в шоке. Что он там хочет сказать? Правду о текущей ситуации??? Что-то необычное? ЧТО?


Так было ещё неделю. Там даже путч успел отгреметь. Чувелёва снова вызвали на съёмки, где в камеру он коротко сказал «Настал тот день, когда я могу сказать вам: „Все вступайте в МЕНАТЕП!“».


Да-да, организатором этого действа был на тот момент достаточно известный москвичам банк «МЕНАТЕП». Начался он вообще с госкооператива, утверждённого Ходорковским. «Межотраслевые научно-технические программы» - вот откуда пошла аббревиатура.


Так вот, призыв был произнесён, кассета отправлена в Останкино. И редакторы, отвозившие эту кассету, ДОГОВОРИЛИСЬ с диктором, который прямо перед программой «Время» сказал: «Дорогие товарищи, сразу после программы "Время" будет передано важное сообщение, не выключайте, пожалуйста, телевизоры».


О том, что было дальше, лучше скажет сам участник этих событий — редактор Игорь Писарский:

«Эффект был потрясающий. Эфир сначала пошел на Сибирь и Дальний Восток. "Время" уже никто не смотрел, все расценили сообщение как объявление войны и бросились запасаться солью и спичками. В итоге был откуда надо звонок на телевидение, и им сказали: "Вы что? Делать такие объявления — прерогатива президента"».

Ну вы поняли, да? Мало того, что они создали одну из первых и самых интригующих отечественных реклам, так они умудрились её ТАК слить, и до кучи напугать пол-страны!


Договорное объявление перед программой «Время» тут же вырезали, Москва и Санкт-Петербург такого эффекта не получили — многие банально не досматривали программу «Время», а те, кто досмотрели — были разочарованы таким концом интригующей истории с молчащим диктором.

Я считаю, что эта реклама во многом опередила своё время. Она должна была прогреметь, но намного, намного позже. Эффект тишины и незнакомый человек, смотрящий тебе в глаза 30 секунд на протяжении нескольких недель — это мощно. Отсюда, кстати, на мой взгляд, списывали креативные маркетологи YOTA — все же видели их рекламу, когда на ТЕ ЖЕ 30 СЕКУНД у вас висит просто голубой экран с надписью «Длинная реклама Yota по телевизору»?


Её многие в рунете «гениальной» назвали, кстати. Понятно теперь, откуда ноги растут.

Реклама, опередившая время Cat_cat, История, Реклама, 90-е, Молчание, Длиннопост

Длинная реклама YOTA. Мог бы прикрепить вам ролик, хехе. Но жаль отнимать у вас 30 секунд жизни - там же нет ничего кроме этого кадра)


P.S. Нигде не нашёл записи с этим "молчанием". Не знаю, может, она где-то в архивах ВГТРК, Первого канала или где-то ещё. Напишите в комменты, если что-то знаете, вместе поищем.


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_157946

Автор: Тимофей Бердикин. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_269903541

Личный хештег автора в ВК - #Бердикин@catx2, а это наш Архив публикаций за апрель 2020


Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.

Лига историков

15.2K постов52K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения