Развитие ребёнка и «Встреча с Чудом» по Г.С. Альтшуллеру
Данная статья относится к Категории 📈 Эффекты усиления творческой деятельности
Г.С. Альтшуллер, на основе изучения биографий творческих личностей, высказал гипотезу, что часто толчком к творчеству является Встреча с Чудом в детстве, а для взрослых людей – анти-чудо – трагедия. Более того, по его мысли:
«Встрече с чудом предшествует что-то, дающее установку на повышенную реакцию на чудо, потом само чудо, часто неоднократно. Потом третьего вида действия, которые закрепляют чудо».
На пути развития творческой личности может встретиться Наставник. Если это происходит в детские годы, то оптимально, если он помогает сформировать неагрессивное, творческое восприятие жизни. Если это происходит в юности, то оптимально, если он поможет сформировать и высокие эталоны профессиональной деятельности... Характерно, что в автобиографиях множество состоявшихся творческих личностей с благодарностью вспоминало отдельных учителей, преподавателей университетов, и никогда – школу или университет в целом.
При получении растущей творческой личностью первых значимых результатов, выборе независимой цели, возможен и активный поиск своих Учителей, Наставников.
Г.С. Альтшуллер писал о Встрече с Чудом как о приобщении ребёнка к творчеству. Есть экспериментальные данные ряда педагогов и учёных, касающиеся детского возраста и не обязательно связанные с творчеством, но позволяющие уточнить физиологические и психологические механизмы «Встречи…».
К таким эффектам можно отнести:
Сенситивные периоды по Марии Монтессори
Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому
Эффект опережающего развития детей по Б.П. и Е.А. Никитиным
Импрессинг по В.П. Эфроимсону
Замечу: Встреча с Чудом – не обязательный и далеко не единственный механизм приобщения ребёнка к творчеству – есть и другие. Часто это не одно событие, а их последовательность, система.
Автор текста — Игорь Леонардович Викентьев
Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
Формирование двух и более моделей поведения по И.Л. Викентьеву
см. термин Наставники в 🔖 Словаре проекта VIKENT.RU
+ Плейлист VIKENT.RU из 16-ти видео: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь:
+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU:
Изображения в статье
Изображение от upklyak на Freepik
Читатели VIKENT.RU
1.2K поста151 подписчик