Лига историков

Разорвать Люфтваффе

Автор: Виталий Илинич.

В годы Второй Мировой войны антигитлеровская коалиция взаимодействовала разными способами. Некоторые были заметны больше, некоторые – меньше. Одним из способов воздействия на Германию, который одновременно дал очень многое, и при этом остается для отечественного читателя малоизвестным, будет уничтожение Люфтваффе. Что? Какое уничтожение? Все ведь знают, что Люфтваффе уничтожили на Восточном фронте наши храбрые ястребки! Однако если посмотреть на этот вопрос внимательнее, то выяснится очень значительное влияние наших дорогих Союзников на распределение усилий Люфтваффе между фронтом против СССР, и остальными фронтами. Вот этим внимательным рассмотрением мы и займемся.

Разорвать Люфтваффе Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Авиация, Длиннопост

Для затравки начнем с такой цифры: к началу 1944-го года на Восточный фронт приходится 48% потерь самолетов Люфтваффе. Это за весь период войны в целом, и это число снижается. Т.е. чем дальше будет идти война, тем меньшая доля потерь будет приходиться на Восточный фронт. Связано это со значительным ростом потерь в сражениях с англо-американскими силами начиная примерно с середины 1942-го года. С этого периода воздушные сражения вне Восточного фронта шли по нарастающей. Африка, Италия, Нормандия, бомбардировки – для многих наших читателей это представляется какой-то мышиной возней, но в воздухе там гремели колоссальные сражения. Доходило до того, что если в июле 1942-го на Востоке было потеряно 55,7% от общего числа потерь за месяц, то в июле 1943 уже только 36%. А ведь это Курская дуга. Просто параллельно ей шло сражение над Сицилией, а в небе Германии уже налетали бомбардировщики. В декабре 1943 этот показатель вообще упал до 21%

Разорвать Люфтваффе Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Авиация, Длиннопост

Бомбардировщики были важной частью немецкой военной машины

Связано это во многом с тем, что наши западные союзники, ведя постоянное воздушное наступление и с эффектом используя авиацию, заставляли немцев постоянно предпринимать контрмеры. Для этого нужна, собственно, авиация. Вот ее-то немцы и перетасовывали между фронтами, в основном в пользу Западных и Южных, в ущерб Восточному.

Например, по данным одного из западных исследователей можно проследить интересные цифры распределения авиации между фронтами. Я в основном использую данные западных исследователей (Dan Zamansky, Williamson Murray), так как они в большей степени изучили эти вопросы. Наши исследователи больше сконцентрированы на наземной части. Поэтому если кто считает, что все западные исследователи априори врут, может дальше не читать. Итак, на Восточном фронте находилось, без учета резерва:

Ноябрь 41 – 50% одномоторных истребителей, 69% бомбардировщиков, 84% штурмовиков и пикировщиков, а всего – 63% самолетов. Но в середине ноября часть сил Люфтваффе отправилась в Средиземноморье, и в декабре уже другие цифры.

Декабрь 41 – 47% одномоторных истребителей на Востоке, 56% бомбардировщиков, 69% штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков, а всего 53% самолетов.

Декабрь 42-го – 38% одномоторных истребителей, 47% бомбардировщиков, 80% штурмовиков и пикировщиков, а всего – 50%.

Декабрь 43-го – 27% одномоторных истребителей, 42% бомбардировщиков, 90% штурмовиков и пикировщиков, а всего 42%.

Февраль 44-го – 21% одномоторных истребителей, 30% бомбардировщиков, 88% штурмовиков и пикировщиков, а всего – 40%.

Разорвать Люфтваффе Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Авиация, Длиннопост

Доля самолетов, а в особенности одномоторных истребителей, на Восточном фронте постоянно снижается. При этом общее количество самолетов-то в Люфтваффе растет. Например, количество одномоторных истребителей за указанный период увеличилось с 1098 до 1616, а общее количество самолетов всего – с 4712 до 7434. При этом на Восточном фронте количество одномоторных истребителей стабильно снижалось с 442 самолетов ноября 41-го до 339 самолетов февраля 44-го. Снизилось количество двухмоторных бомбардировщиков. Общее количество самолетов на Восточном фронте чаще всего находилось в пределах 2500 единиц, хотя иногда были падения ниже 2000, и рост выше 3000. В основном снижение отыгрывалось за счет штурмовиков, в первую очередь одноместных, и в некоторой степени - ночных ударных самолетов. Остальные же классы – истребители, бомбардировщики, ночные истребители торчали в основном на других фронтах.

Может показаться, что доля самолетов на Восточном фронте уменьшалась, потому что их быстрее сбивали. Но дело в том, что на Западе их сбивают еще больше, а доля почему-то уменьшается на Восточном, при росте общего количества. Если мы посмотрим на потери, то получится, что после неимоверно активных боев на Восточном фронте лета 41-го, где потери Люфтваффе были очень высоки, доля потерь постепенно снижается, и сначала выравнивается с потерями на остальных фронтах, а затем и начинает отставать. Например, в апреле 42-го из 436 точно потерянных самолетов только 205 были потеряны на Востоке – 47%. А в июле 42-го из 748 на Восток приходится 417 – 55,7%. В октябре Союзники вырываются вперед, 511 потеряно всего, из них 199 на Востоке – 39%. В феврале 43-го 588 и 273 – 46,5%. В апреле 868 и 208 – 24%. В июле 43-го 1577 и 564 – потери авиации на Восточном фронте составляют уже менее 36% от общих. И это ж у нас гремят бои над Курской дугой. В августе бои над Курской дугой и в ее окрестностях продолжаются, но Союзники опять в лидерах – всего 1201, на Востоке 453 – почти 38%. Октябрь 43-го – 1008 и 283, 28%. Декабрь 43-го – 645 и 135 – 21%.

Разорвать Люфтваффе Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Авиация, Длиннопост

А всего, как я уже писал, за период с 22.06.41 по 01.01.44 на Восточном фронте было потеряно 48% самолетов. Воевать еще больше года, там потери на Восточном фронте от месяца к месяцу составляют всё меньшую долю, а у нас уже Союзники сбили больше самолетов. Причем тут важно именно сбитие, потому что сбитый самолет не прилетит тебя бомбить снова или не будет сбивать твои самолеты. А если считать с небоевыми потерями, то на Восточный фронт приходится всех вместе 43%.

Касательно 44-го года есть интересные данные – например, в феврале 1944-го из 1305 точно сбитых на Восточный фронт приходится 270 – чуть меньше 21%. В апреле 1944-го из 1935 всего на Востоке 459 – почти 24%. В июне 1944-го 1954 самолета всего и 312 на Востоке (16%). Даже в июле 44-го, когда на Востоке шли тяжелые бои, 2136 всего и 647 на Востоке (30%). Надо отметить, что летом 44-го года резко возросли потери на Западе, в связи с высадкой Союзников. Если в мае 44-го потери в этом регионе ограничивались 361 самолетом, то в июне показатель вырос аж до 1096, что, правда, было отыграно некоторым падением потерь над Рейхом и в Италии – в какой-то мере Союзники переключились на действия во Франции.

Разорвать Люфтваффе Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Авиация, Длиннопост

Для защиты от постоянных налетов требовалось всё больше истребителей

А всего по некоторым данным за период с сентября 43 по октябрь 44 на Восточном фронте было потеряно 23% немецких самолетов если говорить о «полных потерях» (так их называют в некоторых исследованиях), и 24% потерь в принципе (включая неполные). Есть данные и о распределении самолетов – большую часть 44-го года доля Восточного фронта гуляла между 40 и 46% по всем типам самолетов.

То есть уже к началу 1944-го года Союзники в значительной степени переманили к себе немецкую авиацию и нанесли ей больше потерь, чем мы. И в дальнейшем эта тенденция не ослаблялась, в первую очередь касательно потерь. Немцы больше не могли рассчитывать на столь мощную поддержку авиации, какая была у них ранее, и более всего это касается истребителей, которые обеспечивают действия своих ударных самолетов, и воспрещают действия таких самолетов противника. Если в июне 41-го года у них имелось на начало войны порядка 800 – 900 истребителей, то уже к концу года это количество уменьшилось до менее 450 и дальше все уменьшалось. Вместе бомбардировщиков, штурмовиков и пикировщиков в начале войны было около 1200 – 1300 штук. В ноябре 41-го уж менее 1050, а в декабре, после ухода частей на Средиземное море, - менее 700, в феврале 43-го – около 800 и только к февралю 44-го за счет одномоторных штурмовиков достигло порядка 900 машин. При этом авиация РККА постепенно восстанавливалась после потерь, а немцы мало того, что не могли ответить тем же, так еще и наоборот уменьшались в количестве, в первую очередь истребителей и бомбардировщиков. Это приводило к росту возможностей ВВС РККА наносить удары и уменьшению таких возможностей у Люфтваффе, так как именно истребители обеспечивают превосходство в воздухе. Те возможности, которые Люфтваффе имело летом 1941-го года, более никогда на Восточном фронте не повторились, хотя производство самолетов вполне восполняло потери.

А ночные истребители? Достаточно сложный самолет, обычно сделанный на базе бомбардировщика или другого двухмоторного самолета, и требующий сложного радиолокационного оборудования и организации ночных действий. Много ли их было? Удивительно много. Ноябрь 41 – 322, Декабрь 42-го 382, Февраль 43 – 477 (столько же, сколько обычных бомбардировщиков на Востоке), Декабрь 43 – 578 (на Востоке 378 бомбардировщиков), Февраль 44 – 568 (на Востоке 262 бомбардировщика). То есть, к февралю 1944 количество ночных истребителей более чем вдвое превысило количество бомбардировщиков на Восточном фронте. Я привожу такое сравнение, потому что многие ночные истребители делаются на основе бомбардировщиков – используют их планер и двигатели. Сколько вместо них могло быть бомбардировщиков на Восточном фронте? 500?

Разорвать Люфтваффе Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Авиация, Длиннопост

Ночной истребитель на базе бомбардировщика Дорнье. Видны антенны радиолокационной станции

Война в воздухе требовала огромного количества ресурсов, причем не только на строительство самолетов, обучение пилотов и создание сложной системы управления радарами и ночными истребителями. Огромную роль играл также колоссальный выпуск зенитной артиллерии всех калибров и боеприпасов к ней. А ведь на отражение атак бомбардировок выпускались просто эшелоны снарядов - которые надо где-то произвести и начинить взрывчаткой. Но это уже больше экономическая часть, она не касается потерь и вовлечения авиации, я просто хотел дополнительно обратить внимание на этот аспект.

Такое развитие ситуации привело к тому, что из-за постоянных и все усиливающихся боев с англо-американцами, Германия была вынуждена тратить очень большие силы своей авиации на купирование этой угрозы. А поскольку из ниоткуда лишние самолеты взять не получится, пришлось большую часть того, что выпускалось, отправлять не на Восточный фронт, а на борьбу против наших союзников. Попутно время от времени еще выводя с Восточного фронта части, в первую очередь истребительные и бомбардировочные. Это приводило к ситуации, когда немцы, до этого славившиеся взаимодействием сухопутных сил и ВВС, теряли одно из слагаемых этого успеха. Более того, летом 44-го доходило до того, что на одном из направлений у них буквально истребителей становилось чуть ли не 50 штук, а надо было раза в три больше. Собственно, это одна из важных причин падения эффекта от применения Люфтваффе на Восточном фронте. Разрываясь между фронтами, немецкое верховное командование оказывалось везде недостаточно сильным, а нам (и нашим союзникам) это играло на руку.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_487045
Пост
с навигацией по Коту

А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Значок рубля под постом или по ссылке, если вы с приложения.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения