Разборы Властелина колец. Совет Элронда

До этого момента читатель следовал за Фродо и происходящее видел его глазами. Даже разговор с Гэндальфом во второй главе мы восприняли примерно так же, как Фродо, поняв примерно «больше половины» и не составив целостной картины из свалившейся вдруг откуда ни возьмись кучи непонятной информации. Например, Гэндальф говорил Фродо о девятерых назгулах, но Фродо не понял, кто они такие, столкнувшись с ними. А в главе «Совет Элронда» перед глазами читателя, так же, как и перед глазами Фродо, разворачивается объёмная картина нависшей над Средиземьем опасности.


Глава начинается прогулкой Фродо и Сэма, двух главных героев этой истории, по Ривенделлу в молчании. И их встречей с Бильбо и Гэндальфом, двумя героями прошлой истории, оживлённо беседующими. И короткий эпизод заканчивается тем, что Гэндальф зовёт Бильбо и Фродо на совет, а Сэма игнорирует. Такое ощущение, что он это делает демонстративно и Сэма как будто ещё раз испытывает. Вот не позвали его на совет, где явно будет решаться судьба Фродо, про Мордор ведь он уже знал, что должен сделать Сэм? Конечно пролезть без спросу!


Подробно на повестке Совета я останавливаться не буду, потому что у меня нет цели разбирать все сюжетные линии и их взаимосвязи. Я просто потону в этом.
Интересен факт, что кольцо обожгло Исилдура так, что оставило незаживающие ожоги. Какая-то зловещая параллель с Морготом, умыкнувшим Сильмарили. Хотя здесь ситуация обратная, Кольцо – зло, а Исилдур на стороне светлых. Остальных владельцев Кольцо не калечило физически, чего не сказать о душах. И конечно, информация к размышлению, что Исилдур, став его обладателем прямо на склоне Роковой Горы, не смог уничтожить его, хотя владел им совсем немного времени.


Кредо Боромира – «мы бедные, но гордые». Боромир уже на Совете предлагает воспользоваться Кольцом как оружием против Саурона, применить древнее зло во имя мира во всём мире. Помысел этот он не оставит, что из этого выйдет, известно. Но несмотря на эту высказанную идею, его потом возьмут в Братство.


Идея уничтожения кольца в Роковой горе во многом основана на том, что Саурон вариант такого развития событий даже не будет рассматривать.


Саурон (и Саруман тоже) рассчитывает только на себя и меряет всех по себе, в этом его слабое место. Он в этом отношении очень предсказуем. Он не может предположить, что кто-то откажется использовать Кольцо и попробует его уничтожить. Он заложил в Кольцо свойство невозможности его уничтожения. Это его слепая зона. Он также в своей гордыне не берёт во внимание, что его противники не будут полагаться на свою силу. А понадеются на Провидение, на полурослика, которому они доверят кольцо и отправят на все четыре стороны, а не будут таскать его с собой в качестве пленника, футляра для кольца, и не спускать с него глаз, как Саурон и предполагал потом.


Детали:
Гэндальф на Совете представил портрет свежепадшего майя. Бросающиеся в глаза черты на этом портрете – много словоблудия и попытка препарировать свет: он называет себя Саруманом многоцветным и демонстрирует одеяние всех цветов спектра. На что Гэндальф замечает, что тот, кто ломает вещь в попытке постигнуть её суть, ушёл с пути мудрых. И что преломлённый белый уже не белый.


На совете речь заходит о Голлуме и о том, что милосердие эльфов к нему привело к печальным последствиям, он сбежал, а те, кто его стерёг, были убиты или взяты в плен. Голлум в сговоре с орками и очень опасен. От орков он сбежал тоже.


Несмотря на то, что Кольцо не имеет власти над Томом Бомбадилом, потому что он сам себе хозяин, Том не годится в Хранители. Он его просто потеряет, даже если возьмёт. Ну и фрукт!
Если говорить о моём любимом отрывке главы, то это как раз стих Пророчества.


Эти стихи такие торжественные и пробирают до печёнок, я поискала переводы и сначала не поняла, в чём дело, почему они такие несколько нескладные, есть ведь замечательные переводы других стихов, но когда я попыталась перевести это сама, я поняла. Это действительно задачка составить слово «счастье» из букв «б», «е», «д» и «а», потому что нужно выполнить кучу условий. Вставить аутентичные Имладрис и Моргул, и Ривенделл не предлагать, обязательно приплести Судьбу (там дальше на Совете о ней речь, от неё, соответственно, в переводе не уйти), Совет, полурослика и Проклятье Исилдура. И это в двух маленьких четверостишиях. А ещё и рифма глагольная тоже тут неспроста и высокий штиль соблюсти надо. Я решила максимально выполнить условия, сохранив объём, размер, совпадающий с размером стихов Бильбо об Арагорне, и глагольную рифму. Ну что же, я тоже выложу, что у меня получилось, мне было интересно попробовать.

Seek for the Sword that was broken:
In Imladris it dwells;
There shall be counsels taken
Stronger than Morgul-spells.
There shall be shown a token
That Doom is near at hand,
For Isildur's Bane shall waken,
And the Halfling forth shall stand.

Меч, что давно был сломан,
В Имладрис скачи искать.
Да будет Совет там созван,
Чтоб Моргула чары сломать.
Исильдурово Проклятье
Судьбы приговор несёт.
Но явится полурослик,
Его на себя возьмёт.

Бильбо первый предлагает себя в качестве Хранителя. Он не намеренно подаёт Фродо пример, указывает ему дорогу. Фродо вспоминал Бильбо в кургане. Бильбо – его пример для подражания.


Весь совет был затеян с целью дать Фродо полную картину происходящего, чтобы он принял решение нести Кольцо в Мордор. Элронд позже прямо скажет об этом, что если не он, то никто. Но только после того, как Фродо возьмёт бремя на себя. У него вроде и выбор был, никто на него пальцем не показывал, даже не смотрели в его сторону. И снова рифма со второй главой, когда Гэндальф, на первый взгляд отрешённо покуривая трубочку, на самом деле напряжённо наблюдал за Фродо и ждал и боялся его ответа. Вот такая трактовка свободы воли - выбор не так уж и велик: смирение или борьба со своей судьбой. И Фродо понимает, что это тот случай, когда от судьбы не уйдёшь, лучше и не пытаться. Фродо здесь не столько предлагает себя в Хранители, сколько смиряется со своей судьбой. Ведь в пророчестве, которое привёз Боромир, прямо говорится о полурослике, который возьмёт на себя Проклятье Исилдура. Меч предъявлен, Совет собрался, Проклятье Исилдура явлено. На Совете два полурослика. Бильбо сразу дали отставку. Кольцо у Фродо на шее, он уже доволок его до Ривенделла. Угадайте теперь с трёх раз, кому идти в Мордор. Действительно, какие у него ещё были варианты? Все остальные, если они и существовали для кого-то другого, не про Фродо.

No one answered. The noon-bell rang. Still no one spoke. Frodo glanced at all the faces, but they were not turned to him. All the Council sat with downcast eyes, as if in deep thought. A great dread fell on him, as if he was awaiting the pronouncement of some doom that he had long foreseen and vainly hoped might after all never be spoken. An overwhelming longing to rest and remain at peace by Bilbo's side in Rivendell filled all his heart. At last with an effort he spoke, and wondered to hear his own words, as if some other will was using his small voice.
`I will take the Ring,' he said, `though I do not know the way.'

Никто не ответил. Пробило полдень. Все молчали. Фродо переводил взгляд с одного лица на другое, но никто не смотрел на него. Все сидели опустив глаза, как будто пребывали в глубоких раздумьях. Ужас объял его, как перед объявлением рокового приговора, о котором он давно знал, но отчаянно надеялся избежать. Его сердце захлестнуло страстное желание мира и покоя здесь, рядом с Бильбо. Наконец он заговорил и словно со стороны услышал свой тихий голос, как будто чья-то чужая воля заставила его произнести то, что он сказал.
«Я возьму кольцо, только я не знаю пути».

«Do not know the way» «я не знаю пути» и одновременно «я не знаю как». И дальнейшее «if you do not find a way, no one will» относится больше к способу уничтожить Кольцо, чем к дороге к Горе. Гора-то известно где, а вот Кольцо просто так не уничтожить, даже если попадёшь туда. Сначала в Мордор попасть и пройти незамеченным до Горы Судьбы, а потом исполнить то, чего исполнить нельзя. Иди в Мордор, куда дороги нет, и уничтожь там Кольцо, которое уничтожить невозможно. Всем квестам квест!


Сэм – единственный из братства, кроме Фродо, участие в походе которого определено прямо на Совете, несмотря на, или, скорее, благодаря его обычной дерзости во всех вопросах, которые касаются Фродо.


Фродо официально принимает на себя миссию нести Кольцо в Мордор. Мудрые официально заявляют, что видят в этом единственную надежду. Сэм снова вламывается без приглашения и заявляет о своём намерении идти с Фродо.


Ситуация из конца второй главы первой книги повторяется в конце второй главы второй книги. Мне кажется, сколько раз я книгу уже читала, я не замечала, насколько же планомерно и скрупулёзно Толкин с самых первых глав выводит на то, что Сэм совсем не случайный попутчик Фродо, не «так получилось», они действительно «were meant to go together», так же как Бильбо «was meant to find the Ring» и Фродо «was meant to have it», со всей этой сменой ролей на протяжении похода, со всем этим «неравенством», с одним фиалом на двоих, их отношения в книге задуманы автором как раз той силой, которая стала главным оружием против Тьмы.
У Сэма, помимо всей его любви к Фродо, есть ещё особые перед Фродо обязательства. У него особый статус, он ему служит, все остальные просто его друзья или сопровождающие лица, а Сэм единственный привязан к нему ещё и чувством долга и понимание своего долга он обозначил в главе «Напрямик по грибы» – разделить его судьбу полностью, какой бы она ни была.

‘If you don’t come back, sir, then I shan’t, that’s certain,’ said Sam.
Если вы не вернётесь, сэр, тогда я тоже, дело ясное, - сказал Сэм.

Сэм нигде в книге не замечен в пустом трёпе (вот с кино другая история), и это сказано было не для красного словца, это заявление о намерениях. Эта цитата значимая и она ещё вспомнится по ходу дела. Да, он очень хотел вернуться домой, это подчёркивается постоянно, ему было к кому и зачем, но без Фродо он возвращаться не собирался.


У Сэма абсолютно ясная и простая картина мира, где Фродо сюзерен, а Сэм его вассал. Практически это так и было, если забежать вперёд в главу Очищение Шира и обратить внимание на то, как хоббиты относились к хозяевам Бэг Энда, и к Лото и к Фродо – они явно сразу безоговорочно восприняли Фродо как вернувшегося шефа – там скорей всего действительно какие-то глобальные земельные отношения имелись. И служба в его понимании предполагает полную отдачу, его долг – идти с Фродо до конца, вместе погибнуть или вместе вернуться. Сэм, конечно, очень эмоциональный и импульсивный, но так как случилось, что его нравственный идеал одновременно оказался его хозяином (вот не переведёшь Мастера на русский без потери хотя бы одного из смыслов, а ведь в английском master они присутствуют оба!) у него сложилась непоколебимая нравственная система координат, в центре которой… ну да. Для фактически феодального общества просто идеальное попадание, никаких противоречий. И для него тоже нет вариантов, как и для Фродо, только не по отношению к Кольцу, как у того, а по отношению к Фродо. Сначала долг и «дело», потом только, если получится (для Сэма это «получится» см. выше: если Фродо вернётся из похода, не погибнет): возвращение, свой садик, семья, дети и мирная жизнь.


Завершает главу торжествующий Сэм, который в её начале шёл всеми забытый и солнцем палимый, заявляющий Фродо: «Ну и угораздило же нас так влипнуть!»
Да уж, действительно угораздило!

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.