Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть

Чтобы увидеть еще раз! Такая себе интрига, ну ладно уж.

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

Стори: лента 2005 года, снятая Марком Форстером ("Персонаж") по сценарию Дэвида Бениоффа ("25 час"). Впоследствии эти два парня снова сошлись, чтобы создать "Бегущего за ветром", но это совсем другая история.


Несмотря на вполне звездный каст, фильм совершенно провалился в прокате. Поэтому, наверное, остался малоизвестным - при всей моей любви к мистическим триллерам, нашла его только специально отсматривая фильмографию Гослинга.


Сабж: к психотерапевту Юэну Макгрегору приходит нервный юноша Райан Гослинг, и с порога заявляет, что решил покончить жизнь самоубийством в эту субботу в полночь. И что-то с ним не так: каждое появление Райана окутывает некая мистическая тайна, которую Макгрегору предстоит разгадать. Ситуация осложняется неподдельным интересом девушки врача, Наоми Уоттс, к этому делу: она тоже суицидница, и Макгрегор старается оградить ее от болезненной темы. Но как отличить психоз от реальности, если никто не верит твоим словам?


Плюшки: Невыносимо. Прекрасная. Игра. Гослинга. Макгрегор тоже молодец, Наоми, правда, ничем особо не запомнилась - как и ее персонаж. Но речь-то о противостоянии двух мужчин - и двух начал в их симпатичных личиках: рационального и шизофренического.


Фильм ОЧЕНЬ визуальный, в нем полным-полно мелких незначительных подробностей, которые искусно выставлены напоказ. Очень тонко, шаг за шагом, атмосфера сюра нагнетается с каждой минутой. Ты даже не поймешь, как вполне бытовое повествование переступит грань ночного кошмара, органично и буднично, эффект погружения сумасшедший.


Но не только картинка и ее наполнение тут хороши: я как-то с первых фраз очаровалась диалогами ленты. Каждый из них очень важен для сюжета, это совсем не белый шум для эмоциональной окраски сцен или нарратив к повествованию. Диалоги раскрывают сюжет, как будто очищая фрукт от кожицы, слой за слоем, вводя зрителя в состояние предельного внимания и транса.


Финальный твист может показаться простоватым - но, черт возьми, он неожиданный! И для логики фильма крайне важно закольцеваться и вернуть зрителя обратно на землю. Уместное выражение - "а ларчик просто открывался". Сначала испытываешь лееееегонькое разочарование. По небольшом размышлении, понимаешь: иначе не могло быть. Это честно, это естественно, это по-настоящему.


Обзор: фух ,вроде получилось без спойлеров. До этого момента. Нет, я не раскрою главной интриги ленты. Если ты - такой же фетишист, как я, и любишь копаться в механике символов и деталей - можешь читать, и потом радоваться, встречая описанные моменты в фильме. Но дальше речь пойдет о конкретных сценах и их значении для атмосферы, так что -  ЖИРНЫЙ, БОЛЬШОЙ И ТОЛСТЫЙ СПОЙЛЕР АЛЕРТ.


Главные герои ленты - психотерапевт Сэм Фостер и студент-художник с проблемами Генри Летам.

На 10 минуте повествования мы уже знаем, что: Сэм - мутный тип с кучей проблем, которому тоже не помешал бы сеанс психотерапии. Мало того, что он заводит отношения со своей пациенткой - суицидницей Лайлой - он относится к ней, как к решенному делу, а не как к человеку. Обратите внимание на их диалоги: Сэм буквально приказывает ей, не разговаривает с Лайлой по-настоящему. Всегда  высокомерен, ведь ее он уже разгадал - спас, вылечил, "отработал". Влюблен в нее, как в личную и профессиональную победу, а не в женщину.


Это и самого Сэма тревожит: он так и не решил, готов ли сделать ей предложение, мучается от несправедливости и иррациональности этих отношений.


Лайла все чувствует, но не совсем верно толкует. Ей кажется, что проблема в ней - будто она недостойна жить счастливо, второсортна, никому, кроме Сэма не будет нужна. Ей отчаянно хочется, чтобы ее заметили и запомнили. Лайла не может бросить терапию - ведь Сэм для нее все, жизнь, любовь. И при этом мучается от творческой импотенции - она тоже художница, но лекарства мешают ей писать картины.


- Скажи, что я не безнадежна.
- Ты не безнадежна.
- Скажи, что меня запомнят.
- Кто?
- Люди.
- Тебе этого хочется? Тебя запомнят. А теперь раздевайся

Лайла ужасно хочет ,чтобы Сэм увидел в ней человека и личность - она раз за разом пытается принимать участие в его жизни, интересуется его работой, стремится быть вовлеченной абсолютно во все ,что с ним связано. И раз за разом получает отеческий снисходительный отказ: новости о его работе могут плохо сказаться на ее состоянии, для ее же блага, он не будет с ней ничего обсуждать. Ее страсть несколько маниакальна. В отчаянии от гиперопеки и ревности, она перестает принимать лекарства.


Сэм же не менее маниакально увлекается делом Генри Летама. С самого начала нам дали понять, что врач не очень-то стабилен, а тут в дело добавляется мистика: пациент, которого на время отпуска передала ему коллега, кажется, способен предсказывать будущее.


Прекрасная, хрестоматийная сцена беседы Сэма и Генри в кабинете, когда Генри признается, что слышит голоса, а Сэм просит его записать, что голоса говорят. Генри записывает, и в этот момент в кабинет заходит помощник и произносит: "Доктор Фостер, это Фредерик". Сэм отмахивается от помощника, возвращается к Генри и просит прочитать, что он записал. "Доктор Фостер, это Фредерик", читает пациент. Внимательный зритель понимает: фраза была записана ДО того ,как сеанс прервали. И снова - Сэм проявляет высокомерие, он профессионал, считает, что все уже знает про таких, как Генри. Он убеждает парня, что этот голос не послышался ему, он был реальным, а не вымышленным.

- Ну ладно... Не знаю, может вы поможете мне разобраться, в чем между ними разница?

Фраза Генри теперь звучит с издевкой.


Поговорим о нем. Что мы знаем о Генри Летаме?


Крайне нервный, студент-художник - утонченная натура. "Зона риска" в психотерапии. Каждое его появление - внезапно и вносит смуту в повествование. Так, в свой первый визит он глянул в окно на солнечный день и сказал, что будет град. В прогнозе погоды не было ни слова по осадки, но град пошел - внезапно, ни с того ни с сего. Как после такого можно проигнорировать заявление о суициде в строго назначенное время - в субботу в полночь? К тому же, Генри говорит об этом с безысходным фатализмом, будто ему не хочется, но придется это сделать. С этого момента градус ненормальности будет только нарастать.


Генри совсем не место в этом мире, он не вписывается. Его шнурки вечно развязаны (и это БЕЗУМНО нервирует), он вставляет в рот сигарету не той стороной.  Когда Сэм приходит в колледж повидать Генри, мы видим того недвижным, бледным, укрытым пальто, словно он уже мертв. Именно в этой сцене я заметила двойников. И поняла, что в фильме не так все просто:

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

Посмотрите на массовку. Это одинаковые люди. Сцены очень короткие, по 30-40 секунд, и сразу это в глаза не бросается. Но создает умственное напряжение - как незакрытая скобка. Я не сразу поняла, потом перемотала, чтобы убедиться. И сразу все предыдущие визуальные решения обрели смысл. Просто посмотрите на ракурсы, цвета, симметрию:

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

В кадрах почти никогда нет других людей. Если они появляются - это толпа. Добавьте к этому монтажную склейку эпизодов в одном кадре - камеру переводят с героев на окно, и через него мы видим персонажей уже в другой сцене; Генри моргает, и его лицо становится лицом Сэма, открывающего глаза; девушка входит в вагон метро, камера опускается на ее живот - и поднимается уже на лицо Лайлы, которая заходит в комнату дома. И так - весь фильм, с самого начала. Я начала ощущать тревогу и неуют на третьей минуте просмотра. Монтаж и работа оператора действительно держат в напряжении все время, до самого конца.


Плюс, на протяжении всего действия нам показывают сцены-вставки с людьми в машине, которые, кажется, совсем не имеют отношения к происходящему. В один момент пассажиры авто даже обсуждают происходящее в фильме (sic!). Смысл этих сцен откроется только в самом конце.


Совершенно ненормальной ситуация становится, когда Генри заявляет, что друг Сэма - это его погибший отец. Сэм начинает искать родителей Генри, и нас ждет абсолютно психоделическая сцена встречи с матерью парня, где само время причудливо прерывается и закольцовывается в дурной кошмар. Персонажей смешивают в одного человека, люди путают их имена и факты их жизни, а затем в эту адскую смесь добавляют Лайлу - все ее картины подписаны именем "Генри Летам".


Фильм заканчивается там, где он и начался: на Бруклинском мосту, в субботу, в полночь, совершая восхитительный и строгий оборот вокруг собственной оси.  Но чем он кончится, я вам не скажу, я обещала.


Кому понравится: строгие рекомендации: "Помни", "Шестое чувство", "Другие", "Идентификация", "Порок", "11:14", "Машинист", "Остров проклятых", "Донни Дарко", "Господин Никто".

Продвинутые рекомендации: "Малхолланд драйв", "Враг" с Джилленхолом, "Бульвар Сансет".


Рейтинг КП 7,3

Мой 9


Если вы уже посмотрели этот классический майндфак, но не поняли концовку или хотите обсудить какие-то детали - добро пожаловать в комменты, с удовольствием поболтаю.


Должен был быть пост-апдейт на https://pikabu.ru/story/podbor_filma_rayan_gosling_6540930

Но что-то пока не набралось достаточно фильмов для списка, которые мне бы понравились.

Всё о кино

20.2K постов58.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

От меня плюс) Вы умеете писать обзоры - специально не дочитывала до конца, ибо побоялась, что от больших восторгов в посте, фильм может разочаровать. Вы заинтриговали первой частью, а у меня есть в копилке фильм для просмотра) Тем более, что МакГрегора я оченно уважаю) Спасибо!

раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий

спасибо на добром слове, мил человек. с восторгами я стараюсь аккуратнее) хотя бы - переждать несколько дней после просмотра, и, если восторги останутся, минимально их аргументировать:) если фильм понравится - в конце есть рекомендации к нему ,вдруг пригодится

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я обязательно посмотрю этот фильм))))

Не знаю, смотрели ли Вы "Запределье"? Для меня это тот случай, когда и в восторге, и хочется всем порекомендовать, а вот сама пыталась пересмотреть и не могу - слишком сильные эмоции, особенно, когда знаешь, чем всё заканчивается.

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

да, я смотрела его. когда-то очень давно. дюже необычное кино, помню ,что так и не составила мнения о нем) может, еще зеленая была и не поняла? не помню.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

просто вспомнила о нем потому, что примерно одних лет картины) Когда игра актеров ценилась, а визуальный ряд не был просто спецэффектами))) Картинка цепляла сама по себе, а не из-за того, что в 3Д в тебя летит самосвал)

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Вам срочно нужно познакомиться с Рефном, Вильневым и Пак Чхан Уком! Эти ребята как раз очень нежно обращаются с визуальным рядом. Правда, Рефн немного фетишист. Но вот Вильнев очень хорош в этом плане
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Тысячу плюсов этой госпоже!
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А то как бабки старые, ругают, ругают современное кино - а оно есть!) Вы просто не туда смотрите:)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Как умеем, смотрим :(
Предпросмотр
Автор поста оценил этот комментарий

тот, что сейчас "Дюну" снимает?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Он самый. Тот, что Прибытие, Враг и новый блейдраннер с Гослингом
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку