Пугающая картина Гойи, которую никто не должен был увидеть

Уберите детей от экранов, поговорим о Франциско Гойя.

Я видел много страшных картин, но пожалуй самой сильной и пугающей для меня является «Сатурн, пожирающий своего сына».


Согласно греческим мифам, Кроносу (у римлян его звали Сатурн) предсказали поражение от собственного ребенка, поэтому он поедал своих детей и спокойно правил, пока жена не спрятала Зевса и тот не исполнил пророчество.

Вот только в мифах Сатурн проглатывал детей целиком, они оставались живы в его желудке. Но не у Гойи.


Франциско Гойя - «Сатурн, пожирающий своего сына», 1823

Пугающая картина Гойи, которую никто не должен был увидеть Живопись, Картина, Искусство, Франсиско Гойя, Сатурн пожирающий своего сына, История искусств, Кошмар, Испания, Мифы, Художник, Страшно, Фреска, Дом, Длиннопост

Он как будто вдохновился картиной Питера Пауля Рубенса, где Кронос практически высасывает жизнь из ребенка. Злодей действует хладнокровно и методично, все идет по плану.
И хотя сюжет мрачный, он не лишен помпезности и даже некой красоты барокко. Эта способность любое событие показать драматичным и высоким позволила Рубенсу войти в историю искусства.


Рубенс - «Сатурн, пожирающий своего сына», 1636

Пугающая картина Гойи, которую никто не должен был увидеть Живопись, Картина, Искусство, Франсиско Гойя, Сатурн пожирающий своего сына, История искусств, Кошмар, Испания, Мифы, Художник, Страшно, Фреска, Дом, Длиннопост

Еще раз такой сюжет встречался на картине Джулии Ламы. Но по сравнению с Гойей и Рубенсом тут у нас просто детский утренник, Сатурн как будто целует ребенка.


Джулия Лама - «Сатурн, пожирающий своего ребенка», 1735

Пугающая картина Гойи, которую никто не должен был увидеть Живопись, Картина, Искусство, Франсиско Гойя, Сатурн пожирающий своего сына, История искусств, Кошмар, Испания, Мифы, Художник, Страшно, Фреска, Дом, Длиннопост

А теперь посмотрите сюда.

Безумный и дикий, Кронос обгладывает жертву.

Сам злодей вызывает двоякие чувства. Он как будто сам загнан в угол, страшные глаза выражают безумие и страх, его фигура несуразная и изломанная, пропорции нарушены, ему явно тесно в рамках картины.


Его угловатое тело скрючено в неудобной позе, его руки сжимают тело жертвы как кусок мяса, кровь стекает по руке, шее и плечу его ребенка. И тут вопрос – а ребенок ли это? И если посмотреть поближе, мы заметим, что фигура явно не детская, видимо кто-то из детей Сатурна повзрослел. Есть нечто ужасающее в том, что жертва могла знать о происходящем и пытаться сопротивляться.


Сколько же боли, страха и безумия смог изобразить художник. Дикие глаза, черный рот, спутанные волосы - такой монстр обычно живет в кошмарах:

Пугающая картина Гойи, которую никто не должен был увидеть Живопись, Картина, Искусство, Франсиско Гойя, Сатурн пожирающий своего сына, История искусств, Кошмар, Испания, Мифы, Художник, Страшно, Фреска, Дом, Длиннопост

Как Гойя пришел к такой мрачной картине? Ответ надо искать в биографии мастера.


Франциско - это человек-противоречие. В юности вел себя как паршивец – драки, любовные похождения (ходит легенда, что он влюбился в послушницу монастыря и выкрал ее), участие в корридах и т.д. Позже его любил испанский король и его двор, его преследовала инквизиция, он крутил роман с герцогиней, а одну замужнюю даму вообще увел из семьи.


В 46 лет Франциско доконала его загадочная болезнь, и он получает удар, а затем впадает в кому. И это в 18 веке! Ну то есть, единственное лечение – пустить кровь.

Но Гойя живучий малый, правда свою цену заплатил – периодические шум в голове и паралич руки, временная слепота, мигрени. А, еще он оглох.


Пример ранних работ Гойи - «Зонтик» (1777). Светлые тона и преимущественно рококо, никаких следов мрачных монстров:

Пугающая картина Гойи, которую никто не должен был увидеть Живопись, Картина, Искусство, Франсиско Гойя, Сатурн пожирающий своего сына, История искусств, Кошмар, Испания, Мифы, Художник, Страшно, Фреска, Дом, Длиннопост

И тут начинается самое интересное. Жизнерадостный, красочный художник уходит в крайне мрачный и депрессивный стиль. Теперь правят бал кошмары, монстры и сплошной мрак.

Но все это зло и насилие отображали реальные чувства испанской элиты – слабый король, французская оккупация, а затем отсутствие реформ и изменений в стране. Новая власть обещала реформы и свободы, но все вернулось к авторитарному режиму.


Расстроенный происходящим художник поселился в пригороде Мадрида в необычном доме. До этого им владел глухонемой, поэтому называли место «Дом глухого». Ироничное совпадение, ведь Гойя к тому моменту тоже был глухим.


Старый и больной, он написал целый цикл жутких фресок прямо на стенах дома, даже не подписывая их - автор не собирался выставлять работы, писал для себя. И только после смерти их перенесли на холсты, вывезли по музеям и назвали «Черные картины».


«Сатурн, пожирающий своего сына» расположился на стене в столовой. Отличное расположение, ничего не скажешь.


Снимок росписи Гойи в «Доме глухого» от Жана Лорана, 1874

Пугающая картина Гойи, которую никто не должен был увидеть Живопись, Картина, Искусство, Франсиско Гойя, Сатурн пожирающий своего сына, История искусств, Кошмар, Испания, Мифы, Художник, Страшно, Фреска, Дом, Длиннопост

Есть много способов, которыми  можно интерпретировать картину. Возможно, Гойя пытался изгнать демонов из своего разума или демонов из своей страны. Или он экспериментировал и пытался максимально детализировано и честно рассказать о темной стороне человеческой природы. Или использовал весь свой талант для изображения довольно злого мифа.


Но самое страшное - художнику безразличны наши догадки. Его не волнуют наши версии, он писал картину для себя, а не для нас с вами. По сути, это просто жестокая сила, монстр из кошмаров. Чудовище, которое обитало в на темной стене столовой в темном доме. И оно жует.


Моя телега: https://t.me/picturebymaslo

Еще есть инстаграм

Хороших снов!