Пугающая картина Гойи, которую никто не должен был увидеть
Уберите детей от экранов, поговорим о Франциско Гойя.
Я видел много страшных картин, но пожалуй самой сильной и пугающей для меня является «Сатурн, пожирающий своего сына».
Согласно греческим мифам, Кроносу (у римлян его звали Сатурн) предсказали поражение от собственного ребенка, поэтому он поедал своих детей и спокойно правил, пока жена не спрятала Зевса и тот не исполнил пророчество.
Вот только в мифах Сатурн проглатывал детей целиком, они оставались живы в его желудке. Но не у Гойи.
Франциско Гойя - «Сатурн, пожирающий своего сына», 1823
Он как будто вдохновился картиной Питера Пауля Рубенса, где Кронос практически высасывает жизнь из ребенка. Злодей действует хладнокровно и методично, все идет по плану.
И хотя сюжет мрачный, он не лишен помпезности и даже некой красоты барокко. Эта способность любое событие показать драматичным и высоким позволила Рубенсу войти в историю искусства.
Рубенс - «Сатурн, пожирающий своего сына», 1636
Еще раз такой сюжет встречался на картине Джулии Ламы. Но по сравнению с Гойей и Рубенсом тут у нас просто детский утренник, Сатурн как будто целует ребенка.
Джулия Лама - «Сатурн, пожирающий своего ребенка», 1735
А теперь посмотрите сюда.
Безумный и дикий, Кронос обгладывает жертву.
Сам злодей вызывает двоякие чувства. Он как будто сам загнан в угол, страшные глаза выражают безумие и страх, его фигура несуразная и изломанная, пропорции нарушены, ему явно тесно в рамках картины.
Его угловатое тело скрючено в неудобной позе, его руки сжимают тело жертвы как кусок мяса, кровь стекает по руке, шее и плечу его ребенка. И тут вопрос – а ребенок ли это? И если посмотреть поближе, мы заметим, что фигура явно не детская, видимо кто-то из детей Сатурна повзрослел. Есть нечто ужасающее в том, что жертва могла знать о происходящем и пытаться сопротивляться.
Сколько же боли, страха и безумия смог изобразить художник. Дикие глаза, черный рот, спутанные волосы - такой монстр обычно живет в кошмарах:
Как Гойя пришел к такой мрачной картине? Ответ надо искать в биографии мастера.
Франциско - это человек-противоречие. В юности вел себя как паршивец – драки, любовные похождения (ходит легенда, что он влюбился в послушницу монастыря и выкрал ее), участие в корридах и т.д. Позже его любил испанский король и его двор, его преследовала инквизиция, он крутил роман с герцогиней, а одну замужнюю даму вообще увел из семьи.
В 46 лет Франциско доконала его загадочная болезнь, и он получает удар, а затем впадает в кому. И это в 18 веке! Ну то есть, единственное лечение – пустить кровь.
Но Гойя живучий малый, правда свою цену заплатил – периодические шум в голове и паралич руки, временная слепота, мигрени. А, еще он оглох.
Пример ранних работ Гойи - «Зонтик» (1777). Светлые тона и преимущественно рококо, никаких следов мрачных монстров:
И тут начинается самое интересное. Жизнерадостный, красочный художник уходит в крайне мрачный и депрессивный стиль. Теперь правят бал кошмары, монстры и сплошной мрак.
Но все это зло и насилие отображали реальные чувства испанской элиты – слабый король, французская оккупация, а затем отсутствие реформ и изменений в стране. Новая власть обещала реформы и свободы, но все вернулось к авторитарному режиму.
Расстроенный происходящим художник поселился в пригороде Мадрида в необычном доме. До этого им владел глухонемой, поэтому называли место «Дом глухого». Ироничное совпадение, ведь Гойя к тому моменту тоже был глухим.
Старый и больной, он написал целый цикл жутких фресок прямо на стенах дома, даже не подписывая их - автор не собирался выставлять работы, писал для себя. И только после смерти их перенесли на холсты, вывезли по музеям и назвали «Черные картины».
«Сатурн, пожирающий своего сына» расположился на стене в столовой. Отличное расположение, ничего не скажешь.
Снимок росписи Гойи в «Доме глухого» от Жана Лорана, 1874
Есть много способов, которыми можно интерпретировать картину. Возможно, Гойя пытался изгнать демонов из своего разума или демонов из своей страны. Или он экспериментировал и пытался максимально детализировано и честно рассказать о темной стороне человеческой природы. Или использовал весь свой талант для изображения довольно злого мифа.
Но самое страшное - художнику безразличны наши догадки. Его не волнуют наши версии, он писал картину для себя, а не для нас с вами. По сути, это просто жестокая сила, монстр из кошмаров. Чудовище, которое обитало в на темной стене столовой в темном доме. И оно жует.
Моя телега: https://t.me/picturebymaslo
Еще есть инстаграм
Хороших снов!