Психологическое здоровье ребёнка

Любопытная статья 2016 года, автором которой является доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии. Опубликована здесь:


Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы (психологические защиты и совладание) в детском возрасте // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 4. URL: http://psystudy.ru


Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 16-36-00038 «Защитная система в детском и подростковом возрасте: поиск моделей адаптации». Оно отвечает критериям доказательной практики в науке, потому что сравнивает три группы детей, одна из которых - дети с сохранным психологическим здоровьем.


Психолог сравнивала две группы детей, дошкольников от 4 до 6 лет (средний календарный возраст 5,6 года). В исследовании приняли участие 86 детей дошкольного возраста (49 мальчиков, 37 девочек).


На основе экспертной оценки состояния здоровья были сформированы три группы детей: группа детей с нарушением психологического здоровья (n = 25), группа детей в зоне риска (n = 17), группа детей с сохранным психологическим здоровьем (n = 24).


Между группами были обнаружены различия в выборе психологических защит и стратегий совладания.


Установлено, что здоровые дети чаще выбирают стратегии пассивного отвлечения от трудностей (p = 0,003), а дети с нарушениями здоровья чаще ориентированы на деструктивно-эмоциональную экспрессию (p = 0,000).


Группа риска достоверно отличалась от группы нарушения здоровья слабостью защиты «регрессия» (p = 0,02) и выраженностью защит «вытеснение» (p = 0,002), «компенсация» (p = 0,000), «замещение» (p = 0,001), а также общим уровнем напряженности психологических защит (p = 0,05).


Группа здоровья достоверно отличалась от группы риска и нарушения здоровья выраженностью защит «формирование реакции» (p = 0,000) и «интеллектуализация» (p = 0,000).


Комментарий к статье:

Данные прямо показывают, что проговаривание чувств и эмоциональность, модные психологические тренды последних двух десятилетий, не делают ребёнка психологически адаптивным. Здоровым присуще формирование реакции (иду на грозу, бросаюсь на трудности) и интеллектуализация (рассуждаю о трудностях, осмысляю их рационально, а не эмоционирую по их поводу).


Различия психологически здоровых, "группы риска" и нарушенных детей описываются в статье традиционно-психологически-размыто. Процитирую и покажу, как сондиана помогает ясно видеть различия:


Цитата из статьи: "Дети с нарушениями психологического здоровья имеют более высокий уровень тревожности, а высокий уровень выраженности личностного и социального компонентов психологического здоровья указывает на неспособность детей преодолевать трудности, проявлять инициативу, неорганизованность, неуверенность в себе и отсутствие стремления стать лучше".


С точки зрения сондианы,

неспособность детей преодолевать трудности s0,

неспособность проявлять инициативу s+

неорганизованность k0

неуверенность в себе - не конкретизируется как практика, если "что скажут обо мне другие, то hy+, если страх причинить ущерб другим людям, то идеализация людей h-,

отсутствие стремления стать лучше - h0


То есть в этой группе - когда три нулевых у одного дошкольника, h0s0k0


Цитата: "У детей «группы риска» отмечается выраженный уровень тревожности, в социальном компоненте психологического здоровья наиболее страдают регуляционные способности – они не способны к контролю и преодолению трудностей".


С точки зрения сондианы,

контроль и преодоление трудностей это k+s+.


То есть в этой группе - когда два нулевых у одного дошкольника, s0k0.


Теперь ещё раз читаем результаты, "Группа здоровья достоверно отличалась от группы риска и нарушения здоровья выраженностью защит «формирование реакции» (p = 0,000) и «интеллектуализация» (p = 0,000)".


Формировали реакцию дети-дошкольники с сильным s+, интеллектуализировали дети-дошкольники с сильным k+. Оно у них просто изначально хорошо работало, в отличие от сверстников, у которых пока нулевое и начнёт работать только к 10-12 годам жизни.


Выводы самой статьи сделаны в русле традиционной школы про примитивные (незрелые) и зрелые психологические защиты.


Дальше современные научные статьи будем читать? :)

Психологическое здоровье ребёнка Психология, Наука, Дети, Психологическая защита, Сондиана, Кот, Длиннопост

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Что у вас p?

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У людей с сильным р психологической защитой будет проекция.

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не про интерпретацию.

Какой математический смысл это значение имеет в данных? Как получено?

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В статье http://www.psystudy.ru/index.php/num/2016v9n49/1335-kuftyak4... указано, что

р это уровень значимости, а сравнение групп проводилось по критерию Крускала– Уоллиса

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Краскела– Уоллиса, видимо.

Все равно не понятно, что есть p.

В любом случае, приводить эти цифры здесь без объяснения не имело никакого смысла.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я процитировала цитату в целом, в следующий раз в статьях не поленюсь и поставлю отточия в местах с цифрами. Правила цитирования научных статей предполагают, что вы обозначаете места, откуда удаляете часть текста.


Википедия пишет, что это:


Критерий Краскела — Уоллиса предназначен для проверки равенства медиан нескольких выборок. Данный критерий является многомерным обобщением критерия Уилкоксона — Манна — Уитни. Критерий Краскела — Уоллиса является ранговым, поэтому он инвариантен по отношению к любому монотонному преобразованию шкалы измерения.


Известен также под названиями: H-критерий Краскела — Уоллиса, односторонний дисперсионный анализ Краскела — Уоллиса (англ. Kruskal — Wallis one-way analysis of variance), тест Крускала — Уоллиса (англ. Kruskal — Wallis test).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5...

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я полагаю, что не очень распространенный критерий без обоснования приводится, чтобы замаскировать низкую корреляцию.

Кстати, вы цитируете не подряд и с пропусками, чего уж там -)

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я цитирую только некоторые предложения и пассажи, заключая их в кавычки.


Манн-Уитни это, как я поняла из пояснений в Википедии, по своей сути. Достаточно распространённая в психологии вещь.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну могли бы и выделять разрывы.

Что касается критерия, то зачем он, когда корреляции <0.5 -)

И так все понятно.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да может, у неё требования по отчёту за полученный грант были, приводить точные цифры до третьего знака после запятой :) мы же не знаем, на каких условиях она финансирование получила.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как правило, в гранте требуют нормальных публикаций. А тут что-то не сходится -)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот тут поясняется,


U-критерий Манна-Уитни – непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.


Как интерпретировать значение U-критерия Манна-Уитни?


Полученное значение U-критерия сравниваем по таблице для избранного уровня статистической значимости (p=0.05 или p=0.01) с критическим значением U при заданной численности сопоставляемых выборок:


Если полученное значение U меньше табличного или равно ему, то признается статистическая значимость различий между уровнями признака в рассматриваемых выборках (принимается альтернативная гипотеза). Достоверность различий тем выше, чем меньше значение U.


Если же полученное значение U больше табличного, принимается нулевая гипотеза.

http://medstatistic.ru/theory/mann.html


P-значение это статистическая величина, которая помогает ученым определить, корректны ли их гипотезы. P-значения используются для определения того, подпадают ли результаты эксперимента в диапазон значений, нормальный для наблюдаемой величины. Обычно если P-значение для набора данных меньше, чем заранее определенное число (например 0,05), то ученые должны отклонить "нулевую гипотезу" своего эксперимента. Другими словами, они сделают вывод, что переменные в их эксперименте не оказывают достаточного эффекта на результаты.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку