Психологические причины агрессии в мировоззренческих обсуждениях
Я готовил это как тезисы к докладу, но доклад не состоялся. Некоторое время я собирался переделать текст в статью, но все руки не доходят. Поэтому просто выложу, а если получится из этого сделать что-то еще, то сделаю потом. Список литературы обрезал, извинте.
Известно, что религиозные диспуты, случается, переходят в ожесточенные споры, а то и в драки, а изредка даже в религиозные войны, причем в составе людей, которые имеют отношение к религии не более, чем как последователи. Похожая, хоть и не настолько выраженная динамика может наблюдаться в политических дебатах и в столкновениях групп спортивных болельщиков.
Распространенность явления заставляет предположить, что оно обеспечивается нормальными психологическими процессами.
Агрессия — одна из базовых эмоций, направленная на преодоление каких-либо препятствий к удовлетворению каких-либо потребностей[1]. Агрессия как правило направлена на представителей собственного вида, а потребности могут быть лишь те, которые в принципе свойственны этому виду. Скажем, человек не может испытывать потребности в долблении дупла или вылизывании хвоста.
Естественные потребности могут быть рассортированы разными образами. Для освещения рассматриваемого вопроса удобна следующая классификация [2]:
Базовые
Выживание:
Безопасность
Комфорт
Сила
Здоровье
Питание:
Сытость
Разнообразие меню
Накопление
Размножение:
Секс
Материнский инстинкт
Поиск лучшего партнера
Социальные
Потребность в группе
Потребность в принятии
Потребность в одобрении
Иерархические:
Стремление к доминированию
Забота о статусе (не обязательно связанном с доминированием)
Стремление унизить конкурента
Стремление к подчинению лидеру
Потребность в уважении
Поддержание группы:
Защита слабых
Взаимопомощь
Альтруизм
Распространение знаний (ценностей референтной группы)
Отстаивание правоты (стремление к чувству своей правоты)
Препятствование ошибкам окружающих
Предупреждение об опасности
Потребность в одобрении (благодарности)
Дифференциация свои/чужие:
Поиск общественного врага
Конформизм
Ксенофобия
Традиционализм
Ось "безопасность - прогресс":
Консерватизм
Реформаторство
Высшие
Познание мира:
Любопытство
Эстетизм
Творчество:
Изобретательство
Искусство
Легко видеть, что к процессу обмена информацией могут иметь отношение следующие потребности:
Исследование мира
Распространение знаний
Препятствование ошибкам других
Утверждение собственной правоты
Есть и некоторые другие, связь которых с рассматриваемой ситуацией станет ясна позже.
Видно, что первые две в меньшей степени привязаны к коммуникативным взаимодействиям, и могут даже вообще быть от них изолированы, то есть в пусковых механизмах этих потребностей отсутствует непременный контакт. Поэтому существует два категорически различных по интенциям вида обсуждений: дискуссия и полемика[3].
Дискуссия — это процесс выяснения истины.
Полемика — процесс выяснения, кто прав.
Правила, методики и приемы каждого из этих процессов различны и направлены на специфичные для них цели. В отличие от дискуссии, запускаемой напряженными обстоятельствами, требующими прояснения, полемика психологически запускается одним из трех триггеров:
Столкновение взаимоисключающих мнений, которое в свою очередь может иметь продолжением
Наблюдение ошибки другого
Сообщение об ошибке со стороны
Напоминаю, что потребность в полемика инстинктивна, поэтому любая из этих трех ситуаций, возникшая в дискуссии, стремится перевести обсуждение в форму полемики, и лишь достаточно культурные люди в состоянии от этого удержаться.
В животном и первобытном обществах речевые коммуникации развиты недостаточно для информативного взаимодействия по поводу ошибочного или правильного поведения, поэтому обычным способом взаимодействия в природе по этому поводу является принуждение к правильному поведению, группой или более доминантной особью, что является одной из форм негенетического сохранения информации в популяции.
<История про пять обезьян в клетке>
<История о подчинении общему мнению в эксперименте Аша> [4]
Поскольку принуждение в большой доле случаев по той же причине коммуникативной недостаточности оказывается физическим, то нормальная сопутствующая эмоция — агрессия, хотя бы в форме недовольства, раздражения, какое всем нам случалось испытывать при виде кого-то, совершающего ошибочные действия, пусть даже они нас лично и не касаются[5][6].
Одного этого эффекта было бы недостаточно для запуска конфликта.
Надо принять во внимание, что доминантная особь — более сильная, способная физически принудит к правильному поведению, стоящая выше на иерархической лестнице, и, также, признаком правоты является разделение мнения консолидированной группой. Таким образом ошибающийся динамически опускается по иерархической лестнице вниз, а поправляющий носитель общего мнения по этой лестнице поднимается [7].
Поэтому утверждение правоты в полемике оказывается формой иерархической борьбы, а проигравший в полемике, чья ошибочность поведения доказана, воспринимает свое поражение как унижение. Это имеет еще и тот удивительный эффект, что некоторые формы указания на ошибку заставляют ошибающегося в ней упорствовать даже после того, как он сам эту ошибочность осознал.
То есть, указывая на ошибку, особь позиционирует себя выше по иерархии, и тут включаются механизмы и ритуалы иерархической борьбы, которые в природе и в первобытном обществе чаще всего исполняются в формате поединка. Это имеет смысл и в поиске правильного поведения тоже, так как старая, опытная, уважаемая особь с большей вероятностью лучше знает, как следует действовать, и закономерно имеет больше возможностей для принуждения к правильному поведению[1].
Поэтому переход на личности, попытки возвысить себя и унизить оппонента являются надежным критерием отличия полемики от дискуссии, равно как и апелляция к авторитетам, а не к фактам[3].
Тем не менее, существование нескольких мнений по какому-нибудь поводу вполне допускается групповой динамикой, и тоже не может быть достаточным основанием для столь бурных и масштабных противостояний, как рассматриваемые.
Здесь следует вернуться к тому, что нас интересуют именно мировоззренческие конфликты, и обратить внимание на то, что психологически монотеистические религии, в отличие от мистических представлений и политеистических структур, имеют в своей основе подчинение и поклонение ультимативному лидеру, доминанте, выше которой никого быть не может, и не терпящей никакой конкуренции (см. первые 4 заповеди декалога).
Для вопроса важно, что подчинение лидеру является одним из важных признаков для дифференциации "свой-чужой", даже в большей степени, чем территориальная сообщность, язык и традиции[8]. Подчинение общему лидеру — не необходимый, а достаточный признак социальной общности, принадлежности к стае.
Одновременно некоторая сумма признаков "чужого" запускает механизм ксенофобии, то есть защитный механизм стайной, социальной безопасности, устранения особей, потребляющих те же ресурсы, но не работающих на пользу стае, популяции[9].
Так как ультимативный лидер, деус, един и несменяем, в определенной структуре личности, достаточно распространенной, примирение с самой идеей о конкуренции (в случае иноверцев) или о несущественности (в случае атеизма) или с любой другой формой отказа в поклонении и уважении воспринимается как агрессивной посягательство на интересы стаи (общества), это примирение оказывается невозможным[10].
Плюс к тому монотеист, как последователь ультимативного лидера, ощущает себя абсолютно защищенным, и даже более того, считая свои взгляды одобренными этим ультимативным лидером, бесконечно авторитетным, не в состоянии допустить идею о собственной неправоте[11], отчего дискуссия с таким человеком выливается в полемику неизбежно, причем в полемику неизбежно бесплодную.
Надо отметить, что, помимо защиты авторитета собственного лидера существует и неуказанная в списке интенция борьбы с чужим лидером, что на пару с интенциями утверждения правоты и препятствования ошибкам проявляется в поведении антитеистов, в отличие от индифферентных атеистов активно отрицающих идею любого бога.
Как следует из вышесказанного, столкновение непримиримых позиций по такому важному поводу естественным образом ведет к неуправляемой эскалации конфликта, а исключение оппонента из категории "свой" тем самым исключает его из морально-этических отношений, кои, как известно, эндемичны для референтной группы, и таким образом допускает по отношению к нему аморальное, жестокое и агрессивное поведение.
Так как описанные процессы, хотя и неприятны, но нормальны и естественны, то я не считаю возможным сформулировать предположения о коррекции социально-психологических процессов, на этой основе базирующихся.
Как максимум могу сообщить о возможности коррекции персонального поведения в сторону приличествующего разумному человеку путем в первую очередь четкого различения полемики и дискуссии, во вторую — буквального следования канонам христианской религии, если вам случилось быть ее последователем, которая категорически и безоговорочно запрещает не только агрессивное поведение, но даже и агрессивные помыслы, независимо ни от каких обстоятельств и поводов.
Психология | Psychology
19.8K поста59.1K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.