Противоположный конструктивный принцип, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову

Данная статья относится к Категории 🔮 Появление нового жанра

Противоположный конструктивный принцип, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову Творчество, Искусство, Инверсия, Прием, Развитие, Эволюция, Диалектика, Жанры, Форма, Видео, YouTube, Длиннопост

«Один из законов динамизма формы — это наиболее широкое колебание, наибольшая переменность в соотношении конструктивного принципа и материала. Пушкин прибегает, например, в стихах с определённой строфой к белым местам. (Не «пропускам», ибо стихи пропускаются в данном случае по конструктивным причинам, а в некоторых случаях белые места сделаны совсем без текста — так, например, в «Евгении Онегине».) То же и у Анненского, уМаяковского («Про это»).


Здесь не пауза, а именно стих вне речевого материала; семантика — любая, «какая-то»; в результате обнажен конструктивный фактор — метр и подчеркнута его роль. Здесь конструкция дана на нулевом речевом материале. Так широки границы материала в словесном искусстве; допустимы самые глубокие разрывы и расселины — их спаивает конструктивный фактор. Перелёты через материал, нулевой материал только подчеркивают крепость конструктивного фактора.

И вот при анализе литературной эволюции мы наталкиваемся на следующие этапы:


1. по отношению к автоматизованному принципу конструкции диалектически намечается противоположный конструктивный принцип;

2. идёт его приложение — конструктивный принцип ищет легчайшего приложения;

3. он распространяется на наибольшую массу явлений; 

4. он автоматизуется и вызывает противоположные принципы конструкции.


В эпоху разложения центральных, главенствующих течений вырисовывается диалектически новый конструктивный принцип. Большие формы, автоматизуясь, подчёркивают значение малых форм (и наоборот), образ, дающий словесную арабеску, семантический излом, автоматизуясь, проясняет значение мотивированного вещью образа (и наоборот).

Противоположный конструктивный принцип, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову Творчество, Искусство, Инверсия, Прием, Развитие, Эволюция, Диалектика, Жанры, Форма, Видео, YouTube, Длиннопост

Но было бы странно думать, что новое течение, новая смена выходят сразу на свет, как Минерва из головы Юпитера.


Нет, этому важному факту эволюционной смены предшествует сложный процесс.


Прежде всего вырисовывается противоположный конструктивный принцип.Он вырисовывается на основе «случайных» результатов и «случайных» выпадов, ошибок. Так, например, при господстве малой формы (в лирике сонет, катрены и т.д.) таким «случайным» результатом будет любое объединение сонетов, катренов и пр. — в сборник.


Но когда малая форма автоматизуется, этот случайный результат закрепляется — сборник как таковой осознается как конструкция, т.е. возникает большая форма.


Так, Август Шлегель называл сонеты Петрарки фрагментарным лирическим романом; так, Гейне— поэт малой формы — в «Buch der Lieder» и других циклах «мелких стихотворений» одним из главных конструктивных моментов полагает момент объединения в сборнике, момент связи, и создает сборники — лирические романы, где каждое малое стихотворение играет роль главы. И наоборот, одним из «случайных» результатов большой формы будет осознание недоконченности, отрывочности как приёма, как метода конструкции, что прямо ведёт к малой форме. Но эта «недоконченность», «отрывочность», ясное дело, будет восприниматься как ошибка, как выпад из системы, и только когда сама система автоматизуется, на её фоне вырисуется эта ошибка как новый конструктивный принцип.


Собственно говоря, каждое уродство, каждая «ошибка», каждая «неправильность» нормативной поэтики есть — в потенции — новый конструктивный принцип (таково, в частности, использование языковых небрежностей и «ошибок» как средства семантического сдвига у футуристов).

Противоположный конструктивный принцип, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову Творчество, Искусство, Инверсия, Прием, Развитие, Эволюция, Диалектика, Жанры, Форма, Видео, YouTube, Длиннопост

Развиваясь, конструктивный принцип ищет приложения. Нужны особые условия, в которых какой-либо конструктивный принцип мог быть приложен на деле, нужны легчайшие условия. Так, например, в наши дни дело обстоит с русским авантюрным романом. Принцип сюжетного романа всплыл по диалектическому противоречию к принципу бессюжетного рассказа и повести; но конструктивный принцип ещё не нашел нужного приложения, он ещё проводится на иностранном материале, а для того чтобы слиться с русским материалом, ему нужны какие-то особые условия; это соединение совершается вовсе не так просто; взаимодействие' сюжета и стиля налаживается при условиях, в которых весь секрет. И если их нет, явление остается попыткой.


Чем «тоньше», чем необычнее явление, тем яснее вырисовывается новый конструктивный принцип.


Такие явления искусство находит в области быта. Быт кишит рудиментами разных интеллектуальных деятельностей. По составу быт — это рудиментарная наука, рудиментарное искусство и техника; он отличается от развитых науки, искусства и техники методом обращения с ними. «Художественный быт» поэтому, по функциональной роли в нем искусства, нечто отличное от искусства, но по форме явлений они соприкасаются. Разный метод обращения с одними и теми же явлениями способствует разному отбору этих явлений, а поэтому и самые формы художественного быта отличны от искусства. Но в тот момент, когда основной, центральный принцип конструкции в искусстве развивается, новый конструктивный принцип ищет «новых», свежих и «не своих» явлений. Такими не могут быть старые, обычные явления, связанные с разложившимся конструктивным принципом.

Противоположный конструктивный принцип, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову Творчество, Искусство, Инверсия, Прием, Развитие, Эволюция, Диалектика, Жанры, Форма, Видео, YouTube, Длиннопост

И новый конструктивный принцип падает на свежие, близкие ему явления быта.


Приведу пример. В XVIII веке (первая половина) переписка была приблизительно тем, чем ещё недавно была для нас, — исключительно явлением быта. Письма не вмешивались в литературу. Они многое заимствовали из литературного прозаического стиля, но были далеки от литературы, это были записки, расписки, прошения, дружеские уведомления и т.д.


Главенствующей в области литературы была поэзия; в ней в свою очередь главенствовали высокие жанры. Не было того выхода, той щели, через которую письмо могло стать литературным фактом. Но вот это течение исчерпывается интерес к прозе и младшим жанрам вытесняет высокую оду.


Ода — главенствующий жанр — начинает спадать в область «шинельных стихов», т.е. стихов, подносимых «шинельными» просителями, — в быт. Конструктивный принцип нового течения нащупывается диалектически.


Главным принципом «грандиозари» XVIII века была ораторская, эмоционально ослепляющая функция поэтического слова. Образ Ломоносова строился по принципу перенесения вещи на «неприличное», не подобающее ей место; принцип «сопряжения далековатых идей» узаконил соединение далёких по значению слов; образ получался как семантический «слом», а не как «картина» (при этом выдвигался на передний план принцип звукового сопряжения слов). Эмоция («грандиозная») то нарастала, то упадала (предусматривались «отдыхи», «слабости», более бледные места).


В связи с этим — аллегоризм и антипсихологизм высокой литературы XVIII века.

Противоположный конструктивный принцип, как способ создания жанра по Ю.Н. Тынянову Творчество, Искусство, Инверсия, Прием, Развитие, Эволюция, Диалектика, Жанры, Форма, Видео, YouTube, Длиннопост

Ораторская ода эволюционирует в державинскую, где грандиозность — в соединении слов «высоких» и «низких», оды — с комическими элементами сатирического стиха. Разрушение грандиозной лирики происходит в карамзинскую эпоху.


По противоположности ораторскому слову особое значение приобретает романс, песня. Образ — семантический слом, автоматизуясь, вызывает тягу к образу, ориентирующемуся на ближайшие ассоциации. Выступает малая форма, малая эмоция, на смену аллегориям идет психологизм. Так конструктивные принципы диалектически отталкиваются от старых.

Но для их приложения нужны самые прозрачные, самые податливые явления, и они найдены — в быте.


Салоны, разговоры «милых женщин», альбомы культивируют малую форму «безделки»: «песни», катрены, рондо, акростихи, шарады, буриме и игры превращаются в важное литературное явление.


И наконец — письмо.


Здесь, в письмах, были найдены самые податливые, самые лёгкие и нужные явления, выдвигавшие новые принципы конструкции с необычайной силой: недоговоренность, фрагментарность, намеки, «домашняя» малая форма письма мотивировали ввод мелочей и стилистических приемов, противоположных «грандиозным» приемам XVIII века. Этот нужный материал стоял вне литературы, в быту. И из бытового документа письмо поднимается в самый центр литературы. Письма Карамзина к Петрову обгоняют его же опыты в старой ораторской канонической прозе и приводят к «Письмам русского путешественника», где путевое письмо стало жанром».


Тынянов Ю.Н., Литературный факт / Литературная эволюция: избранные труды, М., «Аграф», 2002 г., с. 177-181.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

Переход к противоположным моделям по мере развития науки по А.С. Майданову

Законы инноваций в искусстве по Хосе Ортеге-и-Гассету

см. термин Инверсия в 🔖 Словаре проекта VIKENT. RU


+ Плейлист из 8-ми видео: ТРИЗ: РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

+ Ваши дополнительные возможности:Воскресным вечером 09 октября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT. RU пройдет онлайн-лекция № 292:


СИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ: НОВЫЕ ТЕМЫ / ИДЕИ II по И.Л. Викентьеву


Также идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию в воскресенье 16 октября 2022 года в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Юрий Николаевич Тынянов — русский литературовед. С 1918 года участник ОПОЯЗа, где занимается новыми подходами в литературоведении – «формальным методом». Ввёл понятие о литературной функции / livejournal & Photo by Nikolay Trebukhin on Unsplash

Photo by Diego Gennaro on Unsplash

Photo by Solen Feyissa on Unsplash

Photo by Hanniel Yakubu on Unsplash

Photo by Alexis Fauvet on Unsplash

Лига искусствоведов

464 поста2K подписчиков

Добавить пост