Прощание с цикадой | Артём Северский

Лидии было очень стыдно, хотя ничего плохого она не сделала.

— Значит, вы подумали, — сказала улыбающаяся женщина по другую сторону стола, — и готовы дать согласие?

Лидия кивнула.

— Да, я готова.

Лицо её горело, в висках пульсировало.

На столе появился планшет с зеленоватым прямоугольником в центре.

Прощание с цикадой | Артём Северский Малая проза, Рассказ, Авторский рассказ, Писательство, Длиннопост, Самиздат

Женщина сказала:

— Прижмите большой палец.

Лидия потянулась к девайсу. Теперь пути назад нет. Через некоторое время муж исчезнет из её жизни и больше не появится. Она забудет о друзьях, отношения с которыми ценила, разорвёт связи с матерью и отцом. Её мир превратится в крошечное место, куда не поместится никто другой.

В детстве Лидия мечтала быть привидением. Чтобы все стрелы, которые метали в неё, проходили сквозь, не причиняя вреда. Чтобы все удары отправлялись в пустоту. Но этого, несмотря на её горячее желание, не случилось. Лидина плоть оставалась такой же нелюбимой, несовершенной, унизительной. Став взрослой и заимев огромное количество шрамов, о которых знала лишь она сама, Лидия не отказалась от идеи трансформации. Вокруг этой мысли вращалась, по сути, вся её жизнь. Она не верила, что в мире нет средства изменить себя до неузнаваемости, ведь современные технологии творят настоящие чудеса. Разве нет?

Однажды, убеждала она себя, однажды…

Всё изменилось, когда ей на глаза попалась реклама в интернете.

Улыбающаяся женщина ждала. Гранитное терпение было частью её работы. Клиенты зачастую попадались капризные и нерешительные, и закон не позволял торопить их или подталкивать к согласию. К тому же всё, что происходило в офисе, записывалось.

Лидия поняла, что слишком долго смотрит на планшет, и ей стало совестно. «Простите», — мысленно произнесла она, прижимая палец к прямоугольнику.

Экран планшета мигнул. Женщина за столом взяла его, посмотрела, что получилось, и её улыбка сделалась ещё шире.

— Поздравляю.
— Спасибо, — ответила Лидия тихо. Слизистая во рту высохла, став настоящей пустыней. — Что… что теперь будет?

Её снабжали обучающими материалами, но от страха она всё позабыла и очень нуждалась в ведущей руке.

Женщина, которой это было не впервой, отложила планшет.

— Завтра к вам приедет бригада техников. Они привезут и установят нужное оборудование. Вам не о чем беспокоиться.
— Да, я понимаю, — сказала Лидия и решила, что пора уходить — и как можно быстрее. Ей с трудом дышалось, несмотря на отличный климат-контроль помещения. — Спасибо.
— Если у вас нет вопросов, то мы с вами прощаемся. Далее вы будете общаться с моими коллегами. Вы помните?

Лидия ответила утвердительно, приукрасив реальность. Мир вокруг затянуло туманом. Надо будет пересмотреть ролики, где всё раскладывается по полочкам.

— На вашу электронную почту сегодня придут копии подписанных вами соглашений, сохраните их, пожалуйста.

Лидия и здесь пообещала вести себя хорошо и быть пай-девочкой. Она всю жизнь обещает. Матери, отцу, мужу. Так ведь положено.

Из офиса компании она вышла через несколько минут, перебежала дорогу и оказалась в небольшом парке: там она села на скамейку с ощущением, что её одежда сделана из камня.

Здесь было хорошо и одиноко. Ощущение тяжести вскоре пропало.

Ей десять лет. Она скучает перед телевизором, сидя на высоком стуле. Её ноги не достают до пола. Мать возится на кухне.

— Удивительные насекомые, цикады, проводят большую часть своей жизни под землёй в виде личинок, а когда выбираются наружу, сбрасывают старые покровы и превращаются во взрослых особей, — объяснял телевизор.

Взгляд Лидии, поначалу пустой, наполнился мыслью, и она стала смотреть, как цикады выходят из-под земли. Много лет они ждали этого часа, чтобы повзрослеть, набраться сил, встретить другую цикаду и умереть. Стать ничем, одержав победу над смертью.

Девочку заворожили эти странные насекомые, а ещё ей было безумно их жаль.

Потом Лидии часто снилось, что она расправляет крылья и летит в ночь, пытаясь найти того единственного человека, который бы…

Муж Лидии походил на скелет. Она заботилась о нём, как могла, всё то время, пока они состояли в браке, но оказалась бессильна противостоять разрушительной работе его собственной судьбы. Лидия понятия не имела, почему решила посвятить ему лучшие годы. Вот так сложилось. Однажды в сумерках, думая, что поступает правильно, она ступила не на ту дорожку и шла по ней до сегодняшнего дня.

Отодвинув пустую тарелку, Лидин муж облизал губы. Он всегда смотрел на мир словно через грязное стекло, и его мысли витали неизвестно где. С женой он мог не разговаривать неделями, а потом вдруг замечал её и удивлялся. И её это устраивало.

Сейчас ему оказалось важно рассказать о чём-то. Лидия сделала вид, что слушает.

— Я был сегодня в магазине. Подошел к кассе, а за ней стояла девушка с длинными волосами. Молодая, лет, наверное, девятнадцать. Ещё вчера она сидела за партой. И вот я смотрю на неё, а она такая худая, измождённая, сутулится. Лицо ничего не выражает, и взгляд пустой. Машинально задаёт покупателям дежурные вопросы, смотрит сквозь них, словно они призраки.

Лидия закурила и сказала:

— Я решилась. Завтра придут ставить оборудование.

Он провёл рукой по губам.

— Когда подошла моя очередь, я посмотрел на эту девушку совсем другими глазами. Это был шок!

Лидия сбросила пепел в чёрную керамическую пепельницу.

— Ты должен понять. Я все эти годы заботилась только о тебе.
— Шок! Меня как будто молнией ударило. Такая страшная мысль, Лида. Эта девушка могла быть моей взрослой дочерью, — он закрыл лицо руками.
— Теперь моя жизнь целиком принадлежит мне. Я проживу её так, как хочу, — сообщила Лидия.
— Я всегда был обездоленным, как выброшенная собака. Родители меня не любили, — он приложил к своим щекам обе ладони и смотрел в никуда. — Всю жизнь я страдал от недопонимания, недооценки коллег, от своего низкого положения в обществе, хотя рассчитывал на куда большее. Я работал, ничего не получая взамен. Как это возможно? Почему такая несправедливость? Я же мужчина.
— Автоматика обо всем позаботится. Ты можешь, в принципе, даже не входить в комнату, если тебе неприятно, — сказала Лидия. — Не волнуйся. Тебе и пальцем шевелить не надо. Живи спокойно.

Обстановка кухни сейчас виделась ей отвратительным сборищем чужих вещей. Как хорошо, что скоро они перестанут отравлять её.

Муж плакал.

— Глядя на эту девушку в магазине, я понял, насколько ущербна моя жизнь. Большая её часть прожита напрасно. Мне надо было чего-то добиться, доказать, что я не хуже других. Я же мужчина.

Лилия раздавила окурок.

— На обслуживание тебя я потратила годы. Я наполнена горечью и сожалением и стыжусь своего безволия. Бывало, во мне просыпалась надежда, что ты изменишься. Вот встанешь утром — и ты другой человек, несравнимо лучше прежнего. Но я уже давно не помышляю об этом. Глядя на твоё исхудалое тело, я понимаю, что твой конец близок. Проживи оставшееся время с достоинством. Больше тебе ничего не остаётся.

Она встала. Муж сказал:

— Я чуть было не бросился обнимать эту девушку. Может, она усмирила бы боль в моей груди!

Он растирал слёзы по щекам.

Техники приехали на следующий день, внесли в квартиру оборудование и инструменты. Хмурый бригадир дал Лидии планшет, заставив приложить к экрану большой палец.

Она боялась заходить в комнату, сидела на кухне и курила. Наконец бригадир позвал посмотреть, что получилось. Лидия вошла и увидела большую ёмкость со стеклянными стенками, похожую на аквариум. Высотой она была почти два метра, длиной — три. Внутри — обрезок древесного ствола и слой земли, на котором лежал этот обрезок. Машины поддерживали в древесине жизнь и следили за тем, чтобы её не уничтожили бактерии. К ёмкости крепились консоль, кабели, змеевидные шланги. Они тянулись к ещё одному агрегату, напоминающему моющий пылесос немалых размеров. Со стен взирали укреплённые на кронштейнах камеры. Внутри ёмкости горел жёлтый свет.

Лидия таращилась на всё это. Бригадир сказал, что уже загрузил в её личный кабинет все инструкции по обращению с комплексом. На всякий случай. И распрощался, напомнив, что служба технической поддержки работает круглосуточно.

Лидия кивнула. Бригада ушла. Теперь надо донести до мужа самое важное, если он, конечно, ещё способен слышать хоть что-то, кроме панических криков, идущих из его утробы.

Лидия вернулась на кухню, налила бокал вина, выпила. Теперь до осуществления мечты остался один шаг — самый важный, трудный и опасный.

Она не боялась. С некоторых пор её перестали пугать трудности и последствия. Имела значение только цель.

Лидия вернулась в комнату, долго и тщательно осматривала оборудование, читала инструкции, чтобы хоть приблизительно понять, как всё работает. В принципе, она не обязана была разбираться в тонкостях: всё будет делать техподдержка, к тому же к ней прикрепят куратора. Мужу Лидия не доверяла, поэтому куратор должен был проследить, чтобы он ничего не натворил. Мужчины в моменты экзистенциального кризиса бывают опасны и непредсказуемы. Больше, чем в другие свои периоды.

Куратор вышел на связь. Лидия разглядывала его голограмму и облизывала сохнущие губы. Её организм пытался определить, что делать дальше. Куратор прочёл Лидии новую лекцию, ответил вежливо и терпеливо на все вопросы. Убедился, не передумала ли она. Лидия чуть не крикнула: прекратите тянуть резину, давайте начнём! Она потела, её сердце колотилось, изнывая от ожидания.

Дата назначена. Послезавтра. Узнав об этом, Лидия успокоилась.

Вернувшись домой, муж осмотрел оборудование и снова начал жаловаться на свою жизнь. В конце разговора, который, надеялась Лидия, станет последним, он вдруг заговорил о детях. У них было условие, прописанное в брачном договоре: не размножаться. Никто из них не жаждал такой ответственности. И вот теперь муж вознегодовал.

Лидия молчала. Поздно. Самостоятельно оплатить свою мечту она не могла, но у неё здоровая наследственность, и на её яйцеклетки уже есть покупатели. Она станет матерью гораздо большего числа детей, чем смогла бы сама, даже родив их косой десяток. И выгода несомненна. Не мелочась, Лидия купила самый дорогой пакет услуг с пожизненной гарантией и солидным юридическим представительством в лице адвокатской фирмы.

Муж потерял мысль и запутался. Пятнадцать лет его жизни утекли сквозь пальцы. Кто-то был должен за это ответить, но себя виновным он, конечно, не считал.

Лидия молча пила вино и смотрела на мужа с презрением. У неё угрызений совести не было ни на грош.

Последний их разговор закончился. Уйдя в спальню, где с некоторых пор она жила одна, Лидия заперлась, легла на кровать и сомкнула веки.

Ей легко было представлять, что дальше.

Послезавтра.

Сон не был пророческим, необычным или пугающим. Лидии снилась долгая поездка в метро.

В шесть утра она прибыла в офис, и её проводили в комнату ожидания. Проведя в ней десять минут, Лидия увидела, как в дальнюю дверь входит техник с планшетом в руке — молодая черноволосая девушка. Она позвала Лидию с собой. Лидия встала. От слабости и волнения слегка пошатывало — с утра нельзя было ни есть, ни пить. Но она не отказалась бы от мороженого. Почему именно мороженое? Странный каприз на пороге исчезновения.

В следующей комнате её попросили раздеться полностью и надеть больничную рубашку до колен. Пол был тёплый. Глядя, как её вещи и сумку уносят, Лидия улыбнулась, и техник повела её дальше, в лабораторию. Новое разоблачение. Лидия обычно стеснялась своей наготы, но теперь-то что? Её положили на специальную кушетку и запустили аппараты, чтобы полностью убрать волосы с тела и головы. Процедура была приятной, словно массаж. Дальше душ, где её вручную выскоблили люди в герметичных костюмах. Затем обдали тёплым воздухом, высушили и провели в стерильный бокс. Положили на операционный стол.

Глава бригады хирургов сказал:

— Сейчас вы уснёте.

Лидия кивнула. Сосредоточившись на лампах над собой, она постаралась отрешиться от мыслей.

Это конец пути. Это начало.

Была лёгкость, было чувство раздвоения, но потом всё стало тонуть в жёлто-розовой дымке. Голоса смазывались, превращаясь в фоновый шум.

Лидия уходила глубже и глубже, пока не уснула. Точнее, как будто растворилась, что было недалеко от истины.

Когда из неё достали всё, что нужно, пришёл черёд трансформации, которая длилась двадцать пять дней. Лидии не сказали, что именно происходит на этой стадии, — это была коммерческая тайна. Как только яйца прошли тесты на соответствие параметрам, основную их часть заморозили, но одно перенесли в ёмкость в квартире Лидии и подсадили под кору древесного ствола. Там оно стало расти в идеально созданных условиях, пока не из него не вылупилась маленькая личинка цикады.

Родившись, она питалась древесным соком, и всё в её бытии было ровным, тихим и спокойным. Никаких размышлений, никаких чувств. Для этих целей у насекомого просто не нашлось бы инструментов и ресурсов.

Личинка росла, переживала линьку за линькой, становясь всё больше похожей на взрослое насекомое.

Спустя семнадцать лет наконец свершилось. Цикада перешла во стадию имаго. Видео превращения личинки было доступно всем желающим в интернете — среди сотен тысяч подобных. Рейтинг видео получился не особенно высоким, но даже если бы Лидия знала об этом, то вряд ли бы взволновалась.

Она существовала в полнейшей гармонии с собой. Её жизнь стала чистой поэзией, ничем не замутнённым актом бытия.

Редактор Анна Волкова

Прощание с цикадой | Артём Северский Малая проза, Рассказ, Авторский рассказ, Писательство, Длиннопост, Самиздат

Другая современная литература:

Прощание с цикадой | Артём Северский Малая проза, Рассказ, Авторский рассказ, Писательство, Длиннопост, Самиздат

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.