Прощальные туры по центральной Азии

...но неожиданно вдруг, на ровном месте, ни с того ни с сего:
"Ферганские погромы" и "Ошская резня"

На рубеже 80-х - 90-х годов в Ферганской области Узбекской ССР произошли массовые столкновения и погромы, известные как "Ферганские события" и "Ошская резня". Я не буду становиться сейчас в позу учителя истории, тем более я и сам тогда не вполне понимал, что происходит. Вместо того я расскажу вам, что видели (а лучше б не видели) мои глаза. В частности, в ходе этих событий нападениям подверглись месхетинские турки. Власти опять, как в военном 44-м, устроили им повторную депортацию, но только не обратно в Месхетию, а рассеяли по России. И этим рассеянием, как вы догадались, конечно же были заняты мы.

Прощальные туры по центральной Азии Истории из Жизни, Средняя Азия, Авиация, Юмор, Ирония, Воспоминания, Ностальгия, Развал СССР, Длиннопост

Вот так их побитых наши ещё советские бойцы привозили нам на аэродром.
Фото: Олег Никишин

ПОДОПЛЁКА:
ссылки на сторонние сайты – кто не в теме, можно не беспокоиться
Про национальные отношения – Пафосное изложение событий от опера Пучкова – (это который ДимЮрич? – Это который Гоблин, гы)
Хроника противостояния – Много текста и фоток, (без крови) от Ленты-вру.

Хоть и год шёл ещё вполне коммунистический 1989-й, удивило то, что каких-то советских турок убивают до такой степени насмерть, что они нуждаются в срочной замене цветущей ферганской долины на курские края – где даже соловьи и те носят фуфайки и валенки. А как же лагеря и лесоповалы, где раньше прививалась дружба народов? Нет, нельзя было так резко отпускать на волю народ без поводка и намордника!

к слову, первыми, если вспомнить,
в 1986 году разволновались казахи (хотя у них там было больше недовольства диктатом Москвы, чем национализма).
Где-то на бескрайних просторах своего триллера я уже упоминал, что мы тогда-таки не попали на торжественный "первый звонок" в честь начавшегося развала СССР. Тем не менее, свой 31-й день рождения мне пришлось молча отпраздновать вне дома стаканом компота в гостеприимной рязанской ВДВшной столовой, поблагодарив за это весь казахский народ и елбасы Назарбая лично.

Ведь если подумать, то эти евразийские бараны только-только научились не ставить юрту посреди квартиры, и не таскать с кухни чайник на роль бидé * и камушки для подтереться (привет, капитан Белчегешев!), но именно они первыми ломанулись в калашный ряд за самостійністю.
Тут-то как раз меня и накрыло стойкое ощущение нереальности надвигающейся кончины великой страны.
Но это я так, отвлёкся.

дезинтерийный лагерь
Всех спасённых от погромов турок (а там и всякие других чеченов немножко было), наши военные свозили в специальный палаточный городок на аэродроме. Нам предстояло вывезти (депортировать) их взад из азии и рассеять по России, чтоб не буянили. Правильная тактика, я считаю.
В городке свирепствовала дизентерия. Среди беженцев были раненые, в том числе и тяжело (не ходячие). Запомнилась девочка лет десяти, у которой из ушей вырвали серёжки. Женщины плакали, у всех глаза были полны горя. Мужики рассказывали о плавающих в арыках убитых, так и не преданных земле.
А я, глядя на всё это безумие, думал – должна же была быть какая-то причина? Ведь ни Компартия нас этому не учила, ни Ленин не завещал.

Подъехали (прямо под самолёт) какие-то власти. Начали составлять списки и выдавать деньги. Это были новенькие советские трёшки, для быстрого счёта по стольку-то пачек в руки. В конце раздачи началась неразбериха, но бойцы щёлкнули затворами автоматов и все угомонились. В тенёчке под крылом (!) варили рис, плакали дети и пахло людскими отходами.
Началась погрузка в самолёт. Перед этим я предупредил, чтобы все сходили в туалет, но ни один не внял! Да и куда, голая земля – "степь да степь кругом" и до палаток уж не добежать.

Ессно, в самолёте люди хотели оставаться при своём скарбе, не понимая, что без привинчивания всего барахла к полу, на взлёте все двести человек могут съехать в хвост вместе со своими узлами и казанами, упаковавшись друг на друге в десять слоёв.
Появившаяся на рампе гора пожитков в дальнейшем сыграла злую шутку: поносники прятались за ней, чтобы весь полёт откладывать дезинтерийные палочки прямо на рампу. Кстати, неоднократно помянутое ранее ЗЕЛЁНОЕ ВЕДРО, находившееся возле левой входной двери грузовой кабины начало наполняться ещё на рулении, а к концу полёта было полно до краёв. Нет-нет, люди не виноваты! Просто жизнь иногда поворачивается к тебе вовсе не лицом. Ну и что, если двести человек смотрят? "Жить захочешь не так раскорячишься!"

сели в Курске
Страдальцев вывезли в несколько ходок перронным автобусом (значит ночевать будут в аэровокзале). Командир где-то надыбал водовозку с сонным бойцом (позже я выяснил, что на том аэродроме ещё полк истребителей стоял), и тот уже разматывал шланг по грузовой кабине, когда я его остановил: Инструкция по пользованию самолётом восклицательными буквами запрещает мыть пол палубным способом (под ним, в багажных отсеках находятся дорогущие электронные блоки и электропроводка). Да ладно, если что-то и замкнёт – поискрит чуток, максимум предохранители спалит. Но там же хранятся и экипажные материально подответственные вещи, матрасы, например. А за порчу казённого имущества у нас могли лишить высокого звания "Отличник БиПП"! * Минус стеклянный литр Начвещу за списание.
Отправил я бойца восвояси, предварительно заставив опорожнить поганое ведро. И этот доблестный воин с размаху ухнул содержимое с рампы прямо под самолёт! Картина маслом по-одесски...

К этому времени уже стемнело. Тем не менее, нас удостоил чести своим визитом сам начальник аэропорта Курск. Пока наш командир (полка и экипажа), прогнувшись (врождённое) делал ему доклад обстановки, я, подкравшись сзади, попросил дать мне слово: "говнецо б, грю, из самолёта прибрать, да и кушать хоцца, аж переночевать негде".
На моё удивление, начальник обещал прислать бытовую бригаду и подумать, как покормить-разместить экипаж.

Вскоре на горизонте появилась одинокая бабушка с ведром (полным водой, заметьте!), веником и тряпкой, жутко извиняясь, что рейсов ночью нет и из всей бригады она одна на вахте ("но я всё приберу, не волнуйтесь"). Да уж конечно! "Жила бы страна родная" – а я весь понос отмою голыми руками без перчаток и хлорки. Ладно б с помывкой – всё понятно, что там роте солдат на неделю работы. Но вот это угодничество "всё приберу, всё помою" – жаль мне [было] таких затурканных людей.

Я успокоил зашуганную авиаторшу. Попросил отмыть только уделанную в полный рост входную дверь и кусок пола и сложить мусор и грязное турецкое бельё под рампу (дунем на выруливании, унесёт дальше, чем видим).
Также был решён вопрос с питанием – нас увезли к военным прямо в столовку (не знаю, лётную или техническую. Главное – кухней была деревенская изба, где нас сытно отужинали и уложили спать в подсобке среди кастрюль и мешков с картошкой. Командир наш славный всея полка, я так понял, собирался произвести предполётный отдых в обосранном и поражённном биологическим оружием самолёте.

по прилёту на базу конечно же
была дана высочайшая команда на дезинфекцию самолёта (и устное распоряжение на обработку причастных тел алкоголем внутри и снаружи). На следующий день все тела стояли в строю, из обоймы никто не выпал. А вот с боевой машиной вышел перебор – НачХимом была проведена санобработка по полной программе, с дезинфекцией от бактериальных, дегазацией от химических и дезактивацией от радиоактивных нечистот, причём в таких концентрациях, что титановый пол расцвёл радугой, а заклёпки шпангоутов в багажниках засахарились и позднее осыпались в пыль.

... и подобные засады были устроены судьбой практически за каждым углом.
Тогда в Оше, к примеру, в то время, как мы тоько начали погрузку, наши криворожские коллеги уже порулили на полосу для взлёта (с таким же грузом, конечно). Хлопцы с нашего экипажа выстроились вдоль рулёжки, чтобы отследить процесс (авиаторы поймут меня). Вот самолёт вырулил на исполнительный и начал прогрев двигателей. Пошёл разбег, вот средина полосы, вот до торца уж рукой подать. И тут поднялось облако пыли – полоса закончилась. Кто-то пошутил: "низко пошёл, к дождю наверное..."
Тем не менее, песчаный шар продолжал катиться по земле. Наконец, где-то у горизонта, облако уменьшилось и над ним проявился силуэт самолёта.
Хух!
Серьёзнейшая предпосылка. Но никто экипаж не сдал, самописцы ввиду смутных времён не снимались.
И только через время, до наших гаражей докатились слухи, что хлопцы (по жаре!) произвели взлёт с голым крылом * (забыли впопыхах про механизацию). Такое не всякая собака сумеет!

отвлекусь, пожалуй ещё раз. Нижеследующий рассказ про снабжение голодающей Москвы ранней капустой я приткнул к полётам на Евразию (хотя таджикское Душанбе ни разу не Европа), но народ-то там был пока ещё наш, советский, не в пример стране, которую мы только што оставили "за речкой" *.
Да и вообще, какая разница... европа иль азия, не суть.

Так случилось, что к концу перестройки Продовольственная программа Миши-комбайнёра предсказуемо пошла под откос.
Быстренько подрядили нас на Душанбе (а это было, как сейчас помню, район 8 марта, год этак 1989-й), возить раннюю капусту. Чья уж это была затея – возить силос боевыми самолётами, я вам не открою тайны (не допущен к таким секретам Полишинéля)* но полагаю, это были первые робкие попытки комсомольцев-реформаторов пилить бюджеты.
Прилетели, затарились – и в обратный путь.

Тут я имею смелость напомнить вам, что при прежнем режиме как-то всегда по весне витаминов не хватало. Это сейчас прилавки завалены турецкими фальшивыми помидорами с привкусом санкций и ароматом ослиной мочи. А при советах бывало что и верблюжьей колючкой от цинги да поноса спасались.
Короче, летим назад, вернее в Домодедово, везём целый вагон капусты (да нет – не долларов, а овощей). Несколько елдырьбабаев сопровождают груз – покоятся на вершине сеточных мешков, принимая свой арак – традиционное лекарство от здоровья.

– Почтенные! – обращаюсь я к ним – А не могли бы вы порадовать экипаж вашей замечательной продукцией?
– Чито ти дарагой! Раис (балсой насяльника) груза весиль, мешки щиталь!
Иду и ставлю температуру в грузовой на максимум, да с продувкой, сам скрываюсь за дверью экипажа. Буквально через несколько минут скребутся в запотевший иллюминатор:
– Вот, дарагой, вот мешок.
– Уважаемый, a нас семеро...
– Ин карам мисли синаи духтар сахт аст!!! – Кажется декханин говорил со мною стихами персидского поэта Рудаки. – Возьми, уважаемый, только холод пусти!
Я прикрутил температуру ближе к нулю, и бабаи мои вскоре стали выглядеть, как калиброванные синяки, но продолжали стойко cносить резкое изменение климата.

Добавлю ещё один штрих к сей безрадостной картине: похоже, что капустка та была уже не советско-колхозная, а частная. Не успел я открыть грузолюк, как набежала толпа халявщиков и без зазрения совести попыталась урвать дармовщинки, так что мне пришлось прикрыть створки по просьбе владельцев груза (раньше-то плевать всем было). Тем не менее, разгрузились быстро, так что по времени ещё успели вписаться на прилёт на базу.
Я же в тот Женский день порадовал семью нежданными витаминами, заодно накормив зеленью всех нахлебников в округе, (шоб им было радостно сейчас как нам тогда...)
И кажется на сегодня наши беседы за рюмочкой чая пора завершать...

...а ты меня уважаешь, читатель?
Тогда не спать!
Потому что заодно я расскажу тебе об экскурсии ещё в одну страну басмачей и социалистического ислама, в двух словах. Затрудняюсь назвать год, но где-то 89-90-й.
По-тихому выпихнули нас тогда в Борисполь под загрузку на Туркмению. Наутро привозят памятник, вернее целый сборный монумент в стиле "погибшим в боях за родину". Белоснежное мраморное надгробие, памятник, плиты, минареты, месяцá – всё в позолоте (да-да, поскрёб злато, не волнуйтесь – но тонковат был слой, штоб детишкам на молочишко наковырять). Самое удивительное, что имени усопшего нет. Значит жив пока ещё покойничек.

Ещё одна непонятка – после загрузки всего этого Лего (ну и тяжелющий же сволочь!) спецгруз был тщательно присыпан упаковками школьных тетрадок. Да и пес бы с ним, но по накладной значились всего лишь "канцтовары", а десяток лишних контрабандных тонн мрамора могли надорвать нашего ослика. Мало того, что оторвались с последней плиты, так пришлось делать незапланированную дозаправку где-то в родном Кировабаде.

К сведению моих теперь уже взрослых детей: Вот откуда у нас в доме вдруг появились все те серые школьные тетрадки, альбомы для рисования и ватманы. Папа умел приделать ноги даже тому, что неплохо лежит и прибито к полу!

Не мудрено, что при посадке в Ашхабаде у нас лопнуло колесо. Хотя внебазовый процесс замены был отработан, обратились к местным технарям (дабы ускорить процесс и избежать бюрократии). Стоимость замены была оценена в стандартные поллитра. Но поскольку командировка случилась неожиданно, самолёт не был заправлен всеми положенными жидкостями. А длительно хранить на борту алкоголь было не принято, (ибо, как мёд у Винни-Пуха, "если он есть, то его сразу нет"!) Разошлись на советских пяти рублях.
_ Интересно, заманишь ли кого-нибудь сейчас на такие работы пятёркой, пусть даже долларов?
_ Злые языки говорят, что сейчас в Туркмении почти коммунизм. Правда?

...а ещё, а ещё!
Полёты на Байкодром Космодур-то куда будем девать?
Туда мы успели полетать как к себе домой, совсем беспроблемно и чинно, рейсов с десяток, аккурат перед развалом Нерушимого, когда ничто ещё не предвещало...
Но я расскажу (может быть) и об этой азиатской стране, (которую мы так же победоносно просрали), но уже при следующей нашей встрече.

Вот такие туры с глубинным погружением в окружающую действительность случались иногда на моей работе.

__ Сноски ___________________________________________________

– * бидé – попомойка, и это всем известно. Только не наше это – холодно лишний раз оголяться, особенно если батареи опять отключили. Не понять им там в тёплых странах загадочную русскую жопу.
А капитан этот, по полковой легенде, на свой Байрам, как дань традиции, ставил в квартире юрту. Шутники, кто бывал в гостях, придумывали после всякие небылицы про то, что там был специальный чайник на роль бидé и три камушка за юртой. А потому что!

– * Отличник БиПП – Отличник Боевой и Политической Подготовки.

- * Секрет Полишинéля – Тайна, которую не знает только полный идиот.

– * про голое крыло
___ 6 июня 1996 года в ДР Конго Киншаса произошла катастрофа Ил-76МД, UR-76539 вновь образованной запорожской авиакомпании Hoseba. Причина – экипаж не выпустил перед взлетом механизацию крыла. Карта контрольных проверок была зачитана после запуска двигателей, выпуск закрылков был назван. Однако на самом деле механизация не выпускалась из-за использования реверса при выруливании на предварительный старт (сдавали задом). В дальнейшем экипаж просто забыл про невыпуск закрылков.

___ 4 марта 2004 г. в районе г. Баку произошла катастрофа самолета Ил-76ТД, UR-ZVA мелитопольской авиакомпании "Азов-авиа", произошедшей из-за невыпуска механизации крыла. Косвенной причиной явился неслётанный и неотдохнувший экипаж (ночевали в самолёте).

– * За речкой – значит за Аму-Дарьёй, за границей. Это выражение было придумано в те годы, когда о войне в Афганистане скромно молчали.

Истории из жизни

36.4K постов74.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.