Профессиональное выгорание для психолога

Профессиональное выгорание для психолога Психология, Психотерапия, Работа, Текст, Длиннопост

Сразу предупреждаю: текст для профессионалов, язык тяжелый, букаф много.


Чуть менее, чем полвека назад психиатр Фрейденбергер ввел понятие эмоционального выгорания. Он говорил конкретно о случае, когда постоянная необходимость общаться с людьми, сопряженная с внутренней привычкой эмоционально вовлекаться в контакт и недостаточной выносливостью, приводит к стрессу и к защитной реакции, в том числе в форме невроза.


Термин оказался настолько ярким, и пришелся настолько "к месту", что употреблять его стали по всякому поводу, смысл его, воспринимаемый метафорически, претерпевал изменения, и даже расширился до понятий, не имеющих упоминания в DSM и МКБ. Таким расширенным понятием является "профессиональное выгорание", которое, даже будучи часто употребимым (я бы сказал "модным", но пик моды уже прошел), не имеет четкой идентификации.


Опять же по причине интуитивной понятности его используют в разных смыслах, о профессиональном выгорании написано множество статей, включая куцые сеошные поделки, в которых причины и формы разнятся, в зависимости от знаний и опыта автора, а хороших и понятных статей мало... Однако, в отличие от некоторых других терминов, разобранных мной в статьях, это понятие не является "пустым", за ним стоит достаточно определенное явление.


Чтобы разобраться в предмете, прежде всего обратим внимание на списки симптомов, с разными вариациями кочующие из статьи в статью. Вот два списка симптомов, один из первой попавшейся статьи о профессиональном выгорании, второй из первой попавшейся статьи неврозе:


Профессиональное выгораниe


Психофизические симптомы:


◦ Усталость в любое время суток;

◦ Эмоциональное и физическое истощение;

◦ Отсутствие любопытства на что-то новое;

◦ Отсутствие страха в опасных обстоятельствах;

◦ Общая астенизация (снижение активности, слабость, ухудшение гормональных показателей);

◦ Резкие изменения массы тела (как резкое похудение, так и резкое увеличение);

◦ Полная / частичная бессонница;

◦ Беспричинная головная боль, постоянные расстройства ЖКТ;

◦ Заторможенное состояние и постоянное желание спать;

◦ Появление одышки;

◦ Снижение восприятия окружающего мира посредством органов чувств (ухудшение зрения, слуха, обоняния и т.п.).


Социально-психологические симптомы:


◦ Чувство подавленности, безразличие, пассивность;

◦ Состояние депрессии;

◦ Высокий уровень раздражительности;

◦ Постоянные нервные срывы;

◦ Постоянный негатив (чувство обиды, вины, подозрительность);

◦ Повышенная тревожность, постоянное беспокойство;

◦ Чувство гиперответственности и, соответственно, боязнь не справиться с чем-либо;

◦ Негативная установка на дальнейшие перспективы в жизни.


Поведенческие симптомы:


◦ Вы начинаете считать, что ваша работа становится все труднее, и скоро вы ее вовсе не сможете выполнить;

◦ Вы сами меняете свой режим работы (например, начинаете рано приходить и поздно уходить);

◦ Вы постоянно берете работу домой (даже если в этом нет необходимости) и не делаете ее;

◦ Вы отказываетесь принимать профессиональные решения, ища причины для объяснений;

◦ Вы чувствуете себя бесполезным;

◦ Вы не верите в улучшения и безразличны к результатам работы;

◦ Вы не выполняете важные задачи, тормозя на мелких деталях.


Невроз


Психические симптомы


• Эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин).

• Нерешительность.

• Проблемы в общении.

• Неадекватная самооценка: занижение или завышение.

• Частое переживание чувства тревоги, страха, «тревожного ожидания чего-то», фобии, возможны панические атаки, паническое расстройство.

• Неопределенность или противоречивость системы ценностей, жизненных желаний и предпочтений, представления о себе, о других и о жизни. Часто встречается цинизм.

• Нестабильность настроения, его частая и резкая изменчивость.

• Раздражительность (см. подробнее: неврастения).

• Высокая чувствительность к стрессам — на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией.

• Плаксивость.

• Обидчивость, ранимость.

• Тревожность.

• Зацикленность на психотравмирующей ситуации.

• При попытке работать быстро утомляются — снижается память, внимание, мыслительные способности.

• Чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры.

• Расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбуждённости; сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость.


Физические симптомы


• Головные, сердечные боли, боли в области живота.

• Часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности (см. подробнее: неврастения).

• Панические атаки, головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления.

• Нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения.

• Нарушение аппетита (переедание; недоедание; чувство голода, но быстрая насыщаемость при приёме пищи).

• Нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения.

• Психологическое переживание физической боли (психалгия), излишняя забота о своём здоровье вплоть до ипохондрии.

• Вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул.

• Иногда — снижение либидо и потенции.

• Дефекты речи (заикание).


Ничего не напоминает? Если прищуриться, то мы увидим достаточно полное перечисление классических признаков невроза. Мы получаем понятие невроза, связанного с профессиональной деятельностью, с работой, и предположительно имеющего причиной как раз именно работу.


Картина прояснилась, можно радоваться, но открытым остается вопрос, какие именно причины вызвали этот невроз?


Самое мудрое — обратиться к учению Павлова, где был введен этот термин, и выяснить его причины на простейшем уровне и на простейших примерах.


В лабораториях И.П.Павлова экспериментальный невроз вызывался разными способами.


В одном эксперименте касалка, на которую у собаки был выработан пищевой рефлекс, постепенно занималась кололкой. Сочетание негативного стимула и позитивного подкрепления вызывало невроз с характерной картиной.


В другом эксперименте у собаки был выработан положительный рефлекс на предъявление изображения круга, и отрицательный — на изображение овала. При постепенном искажении изображений круга и овала до почти неотличимости, у собаки вызывался невроз.


В третьем эксперименте собаку то поощряли, то наказывали за одно и о же без всякой системы. У собаки вырабатывался невроз.


Итого: невроз - результат хронического конфликта между между возбуждением и торможением, между стимулом и подкреплением, между необходимостью и способностью. Копнем чуть глубже: невроз развивается, когда психика не в состоянии приспособиться к реальности, когда имеющиеся модели поведения не соответствуют условиям, когда усилия не приводят к удовлетворительным результатам, то есть при заметном и резком нарушении адаптации.


Естественным образом нарушение адаптации приводит к защитной реакции: протестное поведение, снижение уровня притязаний, снижение эмоциональной вовлеченности, защитное же стремление к изоляции... Личность пытается в первую очередь ограничить активность взаимодействия с миром, устранить возможно большую часть факторов влияния, чтобы в числе их устранить и те, что влияют дурно. Потом можно будет сообразить, какие именно оказались неблагоприятными. Стремление к одиночеству тоже способствует повышению предсказуемости ситуации, а уход в себя способствует работе над пониманием, что же происходит не так. Психофизиологические нарушения — результат неспецифического характера протекающих процессов.


Организм сигналит: "все плохо, все не так, и я тоже плохой и не такой", требуя во-первых, выхода из ситуации, а во-вторых, появления вопроса: "А что делать-то?"


С этим вопросом "выгоревший" человек и приходит к психологу, если не нашел решения раньше.


Решение ситуаций такого класса, бывает, находится само. Я писал о возможных вариантах в книге "Психология темной стороны силы", конкретно в главах "Отчаяние", "Уныние" и "Лень", в статьях "Что такое психологический кризис?", "Техника перемен к лучшему", и еще где-то. Там описаны достаточно общие варианты, а мы сейчас разбираем конкретную ветку, связанную с работой и профессией.


Из написанного ясно, что профессиональное выгорание — результат работы, переставшей удовлетворять. И эта неудовлетворенность достигла высокой степени.


И самое время прикинуть, какие причины могут сделать работу нелюбимой до некомфортности, отвращения, невроза.


1. Количество работы.


Есть предположение, что деятельность человека должна заканчиваться на стадии приятного утомления и удовлетворения результатом. Но, как мы понимаем, во-первых, далеко не все могут себе позволить произвольно дозировать рабочий день и его напряженность, и, во-вторых, разные люди утомляются с разной скоростью и в разном ритме. Одному надо отдыхать каждые два-три часа, другой с интересом трудится по двадцать часов подряд, но потом ему надо выходной, третий — еще как-нибудь.


Если работы слишком много, будут неприятности. Если слишком мало — тоже.


2. Непропорциональность нагрузки.


Разные люди имеют разные способности. Банальность такая. Одному легче работать с людьми, второму — с бумагами, третьему — с железками, четвертому — придумывать новое, пятый бежит от новостей, но идеально трудится на конвейере, и так далее. Программы профориентации помогают определить оптимальную (или хотя бы приемлемую) структуру деятельности, но эти программы не повсеместны.


Если Чрезмерно нагружена слабая система, или недостаточно нагружена сильная, то эффект получается такой же, как в пункте 1.


3. Ответственность


Многим людям для осознания своей эффективности, для высокой самооценки, необходимо видеть результат своей деятельности. Другим же, напротив, ответственность мешает, как в притче про огромный алмаз, который дали гранить ученику, потому что он не знает истинной ценности камня, не будет волноваться, и не испортит работу. Аналогично, если работник нагружен ответственностью за процесс или результат, контролировать который у него нет возможности. Смотри статью "Об ответственности".


Несоответствие потребности и реальности может привести, как я уже сказал, к неврозу.


4. Отношения в коллективе


Кому-то требуется одобрение, кто-то нуждается в справедливости, кто-то любит интриги и борьбу.


Диспропорция, как мы уже поняли, бывает губительна.


5. Условия труда


Если, к примеру, вы на рабочем месте мерзнете, то ситуация со временем у вас случится, как у той павловской собаки, которую кололи в лапу.


6. Профессиональная компетентность


Если вы занимаетесь чем-то, чего не понимаете, то со временем окажетесь в состоянии другой павловской собаки, которую то наказывали, то поощряли.


Если, наоборот, работа для вас слишком проста, то это частный случай пункта 3, результат работы вас не удовлетворяет, вы понимаете, что способны на большее.



Пока что это все, что мне удалось вытащить из глубин сети и закромов опыта.


Самое время вернуться к вопросу "Что делать". Очевидно, что надо что-то менять. Конкретно — стрессовый фактор, один из перечисленных, который предварительно надлежит вычленить. Сложность в том, что зачастую они бывают взаимосвязаны, переплетены, и даже при, казалось бы, очевидном ответе, все может оказаться не так просто, особенно в условиях невроза, когда когнитивные способности находятся не в лучшей форме. Поэтому, если ситуация не решается простым образом, имеет смысл обратиться к специалисту, который поможет вам разобрать историю по полочкам и наметить план наведения порядка.


Изменению может подлежать как обстановка на работе, так и выбор места работы и даже выбор альтернативной профессии. Оптимальный метод зависит, как вы сами понимаете, от индивидуальной ситуации, но не в последнюю очередь связан с пониманием ваших способностей и ваших желаниях в профессиональной области, что тоже может стать поводом к консультации психолога.


Заодно понимание ваших личных требований к работе и профессии поможет вам избежать такого неприятного явления.



Источник

Психология | Psychology

20.1K постов59.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.