Про стремление к смерти в поп-культуре. Часть 1

В свое время меня очень заинтересовала роль мортидо в повседневной жизни людей. Но поскольку мой тг-канал посвящен не только психологии, но и культурологии, то изучить этот вопрос я решила именно в контексте явлений культуры. Вашему вниманию представляю одним длиннопостом цикл заметок о том, почему нам так нравится смотреть фильмы про смерть, играть в игры, где можно убивать, смотреть картинки, где кто-то умирает. Это мой первый пост, буду рада вашим реакциям и комментариям. Погнали!

ЗАМЕТКА 1 - Об основных понятиях

В психоанализе выделяют два вида психической энергии: либидо и танатос. Они противоречат друг другу, одновременно с этим дополняя и уравновешивая.

Либидо = влечение к жизни

Всякое живое стремится выжить и сохранить свой вид через потомство, поэтому под либидо в первую очередь понимают инстинкт самосохранения и сексуальные инстинкты. Говоря о человеческой психике, под либидо часто понимают творческую энергию, направленную на создание нового, на продвижение вперед, на достижение большего.

Танатос = влечение к смерти

Всякому живому суждено умереть, и все процессы в организме подчинены тому, чтобы рано или поздно угаснуть. Все живое стремится вернуться в первичное "неживое" состояние, как говорил Фрейд, поскольку неживое появилось до живого. Так соблюдается равновесие. Часто танатос отождествляют с агрессивным поведением, ведь именно через агрессию происходит разрушение. В таком случае танатос разделяют на мортидо и деструдо. Мортидо - это агрессия, направленная на себя, самоуничтожение. Деструдо - это энергия, направленная на уничтожение других.

До сих пор не существует единой стройной теории, как эти противоположные виды психической энергии взаимодействуют друг с другом и относительно друг друга. Поэтому все последующие заметки воспринимайте исключительно, как мои личные рассуждения без права на истину. Рассуждать я буду на основе прочитанного, увиденного, наблюдаемого.

ЗАМЕТКА 2 - Все познается в сравнении

Смерть - это очень абстрактное понятие. Вроде бы и конкретное (остановка дыхания, прекращение пульса, распад тканей), а вроде бы и какое-то далекое. Те, кто был на похоронах, или у кого, не дай бог, кто-то умирал на руках, вы помните это чувство нереальности происходящего? Это недоумение, что вот было живым, вот мертвое, а разница как будто бы есть, а как будто бы ее и нет. Конечно, это можно списать на механизм психологической защиты, известный, как отрицание, и в это будет 95% правды. Но вот эти 5%... Признаки смерти как будто конкретны и реальны, а сама смерть как будто бы нет.

Если мы испытываем нечто подобное, сталкиваясь со смертью напрямую, то что уж говорить об обыденной жизни, когда о смерти не думаешь вообще или когда она кажется чем-то очень далеким. Но без осознания своей смертности нет вкуса жизни. Один из смыслов похорон и поминок - празднество жизни. Это очень хорошо заметно в ритуальных традициях мексиканцев и некоторых африканских стран. Живые собираются за одним столом, несколько поколений, наглядно замечают, что того, кого они вспоминают, с ними уже нет, но есть все остальные, что жизнь продолжается и идет своим чередом, что когда-то так будут вспоминать каждого из ныне присутствующих, ну а пока они все здесь, разговаривают, пьют и едят, дышат общим воздухом, чувствуют себя живыми.

В ежедневной суматохе легко забыть, что ты живешь. Легко начать ощущать, что ты просто существуешь. И мортидо (как энергия, направленная на саморазрушение, напомню) - это способ вернуть себе ту самую перчинку, возможность напомнить себе о своей смертности и конечности. Для людей, у которых в силу определенных причин (ПТСР, детская или недетская психологическая травма, органические особенности и проч.) либидная сторона плохо развита или энергия жизни течет слабо, мортидо становится основным источником продолжать жить дальше, как бы противоречиво это ни прозвучало. Чтобы дойти до смерти, сначала нужно прожить жизнь. И здесь можно возразить, мол, к смерти можно прийти одним неловким движением на крыше небоскреба, че тут идти. В этом есть правда, но лишь частичная, потому что, как ни странно, среди склонных к суициду людей много либидозных. И именно невозможность реализовать свое либидо может толкать их к мортидо, но мортидо при этом не является движущей энергией. Либидозных людей наполняет энергией ощущение каждого толчка своего сердца, мортидозных людей наполняет энергией обратный отсчет каждого такого толчка, ведь срок работы сердца все равно ограничен.

ЗАМЕТКА 3 - Про боди-хоррор

Видели фильмы, где герой заболевает неизвестным вирусом и превращается в кучу гнилого мяса? Или где им завладевает паразит, который уродует его тело, заставляя испытывать немыслимые страдания, а потом вырывается наружу, разрывая в клочья тело? А когда у него из-за каких-то мутаций начинает заживо гнить конечность, и ему приходится ее себе отрубать? Все это примеры поджанра ужасов под названием боди-хоррор (body - тело, horror - ужас), он же биохоррор, он же органик-хоррор. Любые пугающие и отвратительные изменения, происходящие с человеческим телом - его основная тема.

Задумываться о привлекательности этого жанра я начала, когда резко выросла популярность фильмов и игр про зомби в нулевых. Но сейчас не о них, а о том, что такого манящего в гниющих, разлагающихся и деформированных частях тела для зрителей. Первое, что считаю важным подсветить, так это то, что подавляющая часть потребителей такого контента вполне себе клинически адекватные люди, либидозные, стремящиеся жить и далее по списку. В повседневной жизни этих людей мортидо часто в дефиците, потому что, во-первых, в нашей культуре в принципе не принято говорить о смерти, даже когда непосредственно с ней сталкиваешься, во-вторых. по причине первого люди часто в принципе не осознают свою естественную мортидозную составляющую, которая тем не менее присутствует в мелочах каждый день. Ну например, ходить на уколы красоты - это разве не мортидо? Стремление вернуть первоначальную форму путем применения насилия к себе. Подвергание себя намеренно микро-травматизации в спортзале 3 раза в неделю (а вы думаете, почему мыщцы болят после тренировки?) - не мортидо? Намеренное употребление алкоголя - не мортидо? Но поскольку в этом всем нет целеполагания смерти, это не осознается как мортидозная часть, а следовательно, не ощущается как контраст к либидо.

Боди-хоррор - это один из наиболее безопасных и, как ни странно, щадящих способов прикоснуться к своей мортидозной части через художественные образы. Пережить гиперболизированные ощущения неумолимости телесных изменений с приближением смерти. Мы боимся смерти, и мы боимся того, что она делает с нами каждый день, еще даже не наступив полностью. Отсюда все эти уколы красоты, спортзалы... Но почему-то бояться в обычной жизни нельзя, надо бороться, не сдаваться, не думать об этом. Страх подавляется, вытесняется, отодвигается, превращается в невроз, в навязчивость, в обсессию. Как ни странно, боди-хоррор - профилактика всех этих страшных слов. Это пространство, где можно спокойно проживать и переживать свой страх, пройти его, как реку, с одного берега на другой, встретиться с неизбежным в максимально уродливом виде, почувствовать себя бессильным, беспомощным перед неумолимым, потом выйти из кинотеатра, отложить геймпад или закрыть книгу, вдохнуть и почувствовать, что сейчас все в порядке, ты живой, и пойти копить страх дальше. Я часто замечала, что людей, у которых нет блока на страх перед смертью, которые спокойно его принимают и проживают, не трогают боди-хоррор фильмы и игры. Они их просто не пугают. Может, развлекают графикой или чем-то еще, но не более того. Потому что им не нужно отдельное пространство для проживания своего мортидо. Тем же, кто от своего мортидо бежит в обычной жизни или не осознает его присутствия, это нужно. Отдельное местечко, где можно уравновесить свое либидо.

(Во второй части будет про слэшеры и эрогуро)

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.