Про соплежуев в костюмах и ИБД

В инвестициях, как и в любой другой отрасли, после определенного момента все участники процесса замотивированы заниматься процессом, а не показывать результат. Происходит это обычно, когда в инвесткомпании становится больше 20 человек, и от замотивированного главы, которому надо, до сотрудников, которые собственно делают что-то руками, появляется прослойка менеджеров. Находясь внутри сендвича, нормальные ребята начинают вести себя как животные в агрессивной среде - выживают как могут, минимизируя движения и риски, и пытаясь увеличить приток ресурсов.

Усугубляется это наличием денег в отрасли - люди крепче держатся за места, им есть что терять и любые процессы можно растягивать на очень долго - пока у компании закончатся деньги пройдут годы. И все при деле, и все оформлено как надо.

Скажем, вот хочешь ты дать денег в компанию. Ты, сидя дома в уютном кресле в трусах, пишешь основателю в фейсбуке "эй, мужик, у меня есть деньги, и я не мудак, тебе партнер нужен?". Он тебе отвечает "да, денег надо, немудаки - тоже, давай вместе всех натянем на этом рынке". Вы договариваетесь встретиться в макдаке послезавтра в 9 утра, потому что так всем удобнее и обоим нравятся макмафины. Едете туда на яндекс.такси, расплачиваетесь личной картой. Встречаетесь, основатель рассказывает про суть, показывает презу, которую сделал знакомый дизайнер за ночь за 20 тысяч рублей или он сам прям. Ты задаешь вопросы по списку.

Понимаешь, что все норм. После встречи основатель скидывает тебе примеры сделок и бюджет на год. Примеры его продаж хороши, бюджет тоже, но вы оба знаете, что это все бредни суслика под луной, и что бюджет можно не смотреть - он никогда в реальности таким не будет. Ты пишешь письмо - ок, я дам тебе денег. Через неделю встреча у нотариуса, час ожидания, пара сотен баксов за оформление доли - готово. После сделки вы идете в ресторан неподалеку, заказываете по стейку, и пока он готовится, ты закидываешь деньги на счет компании с телефона. Готово. 10 дней, 500 долларов вместе со стейком - сделка сделана, работа идет. Через год возникнут проблемы, но на очередной встрече все разрулится, потому что все нормальные парни. И стейк, опять же, вкусный в хорошей компании. А компания будет расти, несмотря на ошибки и изменения, потому что она по году из рубля делает 3 рубля, и надо очень постараться, чтобы все пошло совсем не так. Все получают дивиденды.

А теперь как это все будет выглядеть, если делать все "правильно", по-корпоративному: основатель начал думать о том, чтобы привлечь деньги. Он нанимает консалтера бывшего маккинзойда, который по дружбе рисует ему стратегию и финплан за 10 тысяч долларов. Сам маккинзойд уже устал вусмерть от презентаций, поэтому за 800 баксов всю работу сделает по книжкам выпускник МГУ 24 лет от роду. Потом основатель закажет презентацию, за скромные 3000. По дороге потратится еще 2000 на зарплату ассистента, финдира и исполнительного, потому что это ж стратегия, это надо все хорошенько пообсуждать на совещаниях.

Дальше секретарь начнет обзванивать знакомых основателя, чтобы они поинтересовались у работников инвесткомпаний, нельзя ли будет их потревожить письмом с предложением. Дальше будет 2-3 итерации звонков, где чавкающие за обедом люди будут сношать друг другу мозги вопросами о рынке, людях и агентской комиссии (спойлер - никто ее не получит, потому что про сделку будут знать все, и определить источник контакта будет невозможно). Потом секретарь соберет e-mailы, и будет рассылать отсканированные презентации с уникальными исходящими номерами для каждого получателя.

В инвесткомпании директор, получивший инфу от фиг пойми кого, вышлет презу аналитику (24 года, выпускник МГУ, CFA level 1, 2 языка, оклад 1500 в месяц), который будет сравнивать данные из презентации и внутренней стратегической презентации инвесткомпании. Данные сойдутся, потому что оба пацана взяли данные из одной и той табличке в Блумберге. Через 3 недели пройдет встреча вице-президента инвесткомпании и вице-президента компании. Оплатят все корпоративными картами, которые потом бухгалтера 2 компаний будут долго разносить по бюджетам, пытаясь понять, были ли это расходы на маркетинг или прочие расходы и какой там НДС. Потом будет встреча вицепрезидента и основателя. Потом управляющего директора и основателя.

Дальше пойдет дьюдил. 3 аналитика от инвесткомпании, 2 юриста, отраслевой эксперт, финансист и вицепрезидент будут сношать мозги вопросами по презентации директору по развитию, финдиру, юристу и нанятому консультанту от компании. Причем то, о чем они говорият останется между ними - генеральный директор живет по своему плану и ему главное получить деньги под любую бумажку. На это уйдет 3 месяца, в результате чего родится меморандум сделки, который вынесут на квартальный инвесткомитет. Общие расходы составят 70 тысяч долларов, не считая квартальных премий за сделку в обоих компаниях. Юристы заработают на этом 40 тысяч, потому что всю работу (поменять шаблон) сделает 23-летний выпускник МГЮА. Все это будет происходить в офисе класса А вприкуску с органическими мюсли, потому что уважаемые люди не могут себе позволить питаться как попало. А если компания расположена в другом городе все долго и пафосно будут летать друг к другу в гости с ночевками и ужинами в костюмах с дорогим вином ради вещей, которые можно обсудить чатом за полчаса.

Далее каждый месяц 2 человека (аналитик и финконтролер) будут стоить 1500 долларов, чтобы контролировать инвестицию (т.е. выполнять роль формулы в экселе "закрасить красным если сумма меньше плана"). Все будут долго что-то обсуждать, пока генеральный директор работает по своему, только ему известному плану.

Через два года, когда возникнут проблемы, на совете директоров все поругаются, потому что команда в инвесткомпании поменялась наполовину, и никто вообще не в курсе, о чем договаривались. Генеральный, который предвидел проблемы год назад, быстро найдет себе новую работу (подготовка начата за полгода до).

Инвестицию спишут, собственник фонда уволит управляющего. Через 5 лет, когда станет очевидно, что доходности не будет еще лет 10.

Во всяких пенсионных фондах, кстати, то же самое, просто узнают инвесторы о том что дела пошли не очень только когда выходят на пенсию. И в процессе еще участвует спецдепозитарий, андеррайтер, агентская сеть, центральный банк и пару консультантов на окладе.

Вот такая фигня, малята. Занимаясь инвестициями помните - главное ехать, а не шашечки.

Про соплежуев в костюмах и ИБД Бизнес, Финансы, Деньги, Опыт, Личный опыт, Кризис, Банкротство, Успех, Карьера, Малый бизнес, Капитализм, Рынок, Профессия, Длиннопост