Про книги. "Индейцы Дикого Запада в бою. «Хороший день, чтобы умереть!», Юрий Стукалин

Обычно, когда я читаю книги, то первым делом прикидываю, что из информации может пригодиться в обычной жизни. В данном случае можно отбросить кражу лошадей и снятие скальпов (но это не точно), а вот индейские имена - это красиво. Кайова по имени Дымный, кроу по имени Без Большеберцовой Кости. Спина Лошади, Маленький Медведь, Перо В Голове, Пятнистый Хвост, Железный Бык, Сидящий в Центре Земли. Больше всего понравилось имя индейца племени команчей, его звали Ломает Что-нибудь.


Немедленно начал прикидывать индейские имена окружающих. Вот что-то говорит Язык Без Костей, вот ругается на политику Воющий в Камышах Про Пиндосов, Три Квадрокоптера на своей волне, Много Кирпичей зовёт выпить, Золотые Трусы танцует на шесте, Куча Таблеток забивает трубку мира.


А уж какую приключенческую книгу можно написать, Майн Рид отдыхает: офисный индеец Мутный опять предлагает какую-то дичь, вождь офиса Сутулый Койот вызывает сисадмина Десять Кружек Кофе для обсуждения военного похода на племя бухгалтеров, особенно на их вождя по имени Ломает Что-Нибудь А Потом Говорит Оно Само.


То, что индейцы были отмороженные на всю голову, я и так знал, но интересной информации и историй про культурные особенности в книге хватает:


-----

Одним из наиболее интересных и необычайных явлений в системе подвигов индейцев Равнин был «ку». Этот подвиг практически у всех племен оценивался наиболее высоко. Сиу, пауни, шайены, кроу и воины других племен нередко мчались к врагу наперегонки и ударяли его, даже не делая попыток убить или ранить.

Кеннет Бордо, в чьих жилах текла кровь оглалов и брюле-сиу, рассказывал: «Если вы подскакали к противнику и коснулись его шестом или стрелой, это считалось великим подвигом. Если вы смогли приблизиться к вражескому воину и дотронуться до него, после чего вам удалось ускакать и остаться в живых, это говорило о вашей храбрости. Вы действительно совершили нечто стоящее. Но если этот человек был слишком крут для вас и, дотронувшись до него, вам пришлось его прикончить, на вас смотрели как на труса». Сделать «ку» на враге и остаться в живых было действительно очень сложно.

<...>

Для примера можно рассмотреть градацию подвигов у кроу, которая, согласно исследованиям Роберта Лоуи, предусматривала четыре основных подвига.


- Первый «ку» на живом или павшем враге рукой или предметом. По словам Желтой Брови, воин получал право носить волчьи хвосты, прикрепленные к пяткам мокасин, а по словам Серого Быка — украшать человеческими волосами рубаху. Кроме того, воин мог полностью выкрасить в черный цвет накидку или рубаху. По словам Много Подвигов, самым почетным подвигом было сделать первый «ку» на живом, вооруженном враге. За каждый «ку» воин получал право носить в волосах орлиное перо. Если при этом он был ранен, перо окрашивалось в красный цвет, показывая, что он истекал кровью. Однако это считалось менее почетным, чем улизнуть невредимым.


- Отобрать лук или ружье у врага в рукопашной схватке. По словам Желтой Брови, воин получал право украсить свою рубаху хвостами горностая, а по словам Серого Быка — право украшать волосами только рубаху. Кроме того, воин мог полностью выкрасить в черный цвет накидку или рубаху. Однако Два Леггина ставил этот подвиг на третье место.


- Увести лошадь, привязанную у типи врага. Два Леггина ставил этот подвиг на второе место. По его словам, об этом подвиге свидетельствовала завязанная узлом веревка, свешивавшаяся с шеи скакуна воина, и определенная раскраска этого животного.


- Быть предводителем в успешном набеге. По словам Желтой Брови, воин получал право украсить свои леггины бахромой из шкурок горностая или скальпов. По словам же Серого Быка — украсить волосами свои мокасины и рубаху. Два Леггина не упомянул это деяние среди четырех высочайших подвигов.


-----

Прочитав, сделал очевидный вывод: в обществе, где нет цветовой дифференциации штанов и рубах, нет цели. Опять начал думать, как это можно применить в жизни. Например, водитель маршрутки за каждую подбитую легковушку может украшать одежду гайкой, за подбитую "ладу" саморезом. А за десять подбитых он может выкрасить рубаху в чёрный цвет, а мокасины в красный.

Сисадмин за каждую протянутую сеть будет иметь право вешать на свитер обрезок витой пары с обжатым разъёмом.

Музыканты после концертов могут цеплять на одежду гитарные медиаторы, и по цвету медиаторов будет понятно, местный был концерт или зарубежный тур.

А после сельской дискотеки люди уверенно расползаются по домам, бережно баюкая на шее ожерелья с выбитыми зубами врагов и сами улыбаясь немного щербатой улыбкой.

Да мало ли бытовых подвигов у людей. Сдача квартального отчёта у бухгалтеров, аккредитация институтов.


Зато, если видишь на улице обвешанного всяким гражданина, то сразу понятно, кто он. По пивным пробкам на панамке и сломанным свёрлам в петлицах фрака читается летопись жизни. Обломок "Паркера" - короткая история взлёта и падения офисной карьеры, валенок на одной ноге показывает крестьянское происхождение, а кирзовый сапог на другой - службу в армии, спортивные штаны - успехи на Олимпиаде.


Но не всё у индейцев было так просто и радужно:

-----

Склон Холма не стал вождем только потому, что враги отбили у него лошадь, украденную им от вражеской палатки.

-----


Вот так сопрёшь лошадь, а её обратно отнимут и всё. Иногда даже с горечью подумаешь: лучше бы вообще не крал, и то не такой позор. Теперь не получится баллотироваться в мэры, снимают с предвыборной гонки. Не возьмут в начальники ЖКХ, если не спёр лопату для уборки снега с чужого участка, недостоин.


Вообще, похоже, типичная история индейской войны: кто-то поехал красть лошадей, его заметили и убили. За него поехали мстить друзья и родственники, убили кого-то. За тех поехали мстить уже их друзья и родственники. Ну и дальше прогрессия до многих сотен воинов.

Потому что украсть чужую лошадь хорошо, а если при этом конокрада поймали, то хозяева лошади поступили нехорошо. Индейская логика.

----

У кроу молодой женщине, чей муж никогда не уводил вражеских лошадей, запрещалось ездить на лошади во время любых племенных церемоний. «Я видела женщин, которых воины стаскивали с коней, когда они забывали об этом законе», — вспоминала одна из них.

----


Не стырил лошадь - не мужик. Наверное, ещё и в частушках позорили, показывали пальцем и смеялись. При этом, богатые индейцы, не ходящие в походы, были. Подумал, что в наше время уже открыли бы агентство, которое помогало бы с накруткой рейтинга. Тур олл-инклюзив: "За двадцать лошадей вы сопрёте лошадь от типи врага, стукнете стрелой великого воина и отберёте у него лук в рукопашной схватке". Да, читерство, но двадцать лошадей - это двадцать лошадей.


При этом сами индейцы вполне использовали и засчитывали "лайфхаки":

-----


Жестких правил, регламентирующих как, чем и при каких условиях следовало касаться врага, не было, и, несмотря на утверждения, что это деяние всегда показывало, насколько смел оказался воин, — «ку» на полном сил воине, слабой женщине или беспомощном старике считались равнозначными. Кроу Красное Крыло, например, заработал свои первые «ку» благодаря смекалке и, вероятно, большому чувству юмора. Служа разведчиком в американской армии, он однажды сопровождал кавалеристов, преследовавших отряд враждебных сиу. Когда последние сдались, Красное Крыло, подобно белому офицеру, пожал каждому из пленников руку, а затем заявил соплеменникам права на первые «ку», поскольку первым из кроу коснулся врагов. И они были засчитаны!

<...>

«Ку» можно было посчитать и на мертвом враге, и, кто убил его, значения не имело. Эти и другие подобные случаи показывают двойственность, существовавшую в индейском восприятии и понимании подвига.

-----


Комитет по делам молодёжи тоже усиленно занимался своим делом:

-----

У сиу подобное соревнование называлось «Свободные Удары Ногами», правила в нем были немного иными. Мальчики выстраивались в две шеренги друг напротив друга, у каждого на левую руку была намотана бизонья накидка, используемая в качестве щита. Игра начиналась после формального вопроса: «Мы схватим их за волосы и разобьем коленями их лица до крови?» Затем, прикрываясь накидками, как щитами, они начинали бить друг друга ногами, стараясь опрокинуть противника на землю. Судя по всему, в этой технике не было правил — мальчишки атаковали ближайшего соперника, часто двое на одного. Противника могли подбить ногой в подколенную впадину, а затем, когда он падал, хватали двумя руками за голову и били коленом в лицо.

-----


Некоторые фразы в книгах очень нравятся. Во фразе «Формальный вопрос: «Мы схватим их за волосы и разобьем коленями их лица до крови?» нравится слово «формальный», оно придаёт настроение, служа фоном остальному смыслу.


Также выяснил, что в детском саду я и сам был немного индейцем:

---

В холодную погоду воины надевали рукавицы, к которым пришивалась веревка, пропускаемая через рукава, чтобы они не терялись, когда человек их снимал.

---

Кто тут ещё будет прикалываться над варежками на резинке? Это старая индейская традиция.


Есть и просто вещи, которые нравятся по стилю.

---

Кроу встали в шеренгу плечом к плечу позади кучи высушенных бизоньих лепешек, выложенной специально для этой цели. Они раскачивались и пели, пока подходили разведчики. Когда предводитель разведчиков приблизился, он задержался и пнул кучу бизоньих лепешек ногой, что означало торжественную клятву говорить только правду, а затем сел в окружении своих соплеменников. Передохнув одну-две минуты, он рассказал об увиденном.

----

Надо внедрить такое на телевидении. Корреспондент, чтобы показать, что он клянётся говорить правду, пинает кучу какашек, потом затягивается трубкой и говорит: "На улице Красных Кхмеров второй месяц не закапывают траншею с горячей водой". И сразу доверие зрителей. А на фоне не очень мелодично поют что-то из Бетховена или Чайковского.

Красиво? Красиво.


Про общий стиль войны:

----

«По их (индейцев. — Авт.) разумению, атаковать врага при свете дня, когда он настороже, — чистое безумие. Они считают, что жизнь одного из их людей стоит сотни врагов, и потому наиболее выдающаяся победа воспринимается как поражение, если при этом пролита кровь соплеменников». Как правило, когда в бою убивали одного или нескольких влиятельных людей, краснокожие прекращали драться и уходили.

<...>

Индейцы никогда не понимали, как можно приносить в жертву несколько десятков воинов ради удовлетворения своего тщеславия и сиюминутной победы над врагом. Если не получалось одолеть противника сегодня, его можно было без проблем неожиданно захватить врасплох позже, не потеряв в бою ни одного из своих соплеменников. Поэтому и вели они бой в манере партизанской войны, которая не подразумевала перемещений строем, лобовых атак и т.п. Еще вождь сиу Сидящий Бык говорил: «Бледнолицые солдаты не знают, как воевать. Они словно неживые. Солдаты стоят не двигаясь или бегут по прямой, а потому их легко подстрелить. Они не думают о своем спасении. И еще, у них, по-моему, нет сердца. Когда погибает индеец, его друзья плачут, а иногда даже останавливают бой. Но когда убивают белого солдата, никто не плачет, никого это не заботит, они продолжают стрелять, оставляя его валяться там, где он упал. Иногда они даже уходят, бросая своих раненых».

----

Индеец учился воевать с детства. "Воевать" включало в себя и тактику, так что каждый "знал свой манёвр", и со стороны это иногда выглядело необычно:

-----

И действительно, поверхностный взгляд показывает, что во время боя индеец самостоятельно решал, как ему действовать, когда и кого атаковать, а когда выходить из боя. Если он уставал или начинал испытывать чувство голода, то мог отъехать на безопасное расстояние и перекусить.

-----

Кто там шутил по поводу героев компьютерных игр, которые ели во время боя, чтобы пополнить силы? Это суровая индейская реальность.


Про стрельбу:

-----

Перестрелка с большого расстояния была скучным занятием для людей, чьей основной целью в бою было ударить врага рукой или другим предметом, чтобы посчитать на нем «ку». Позднее старики говорили: «Война белых людей — это всего лишь стрельба». После Первой мировой войны некоторые ветераны сиу искали возможности вступления в старые племенные воинские институты, но старики воспротивились, заявляя, что убийства людей из ружей недостаточно для того, чтобы называться настоящим воином, — такая война просто «пустая стрельба». Безусловно, стрельба необходима, но не более. Она не могла ничего добавить к списку воинских заслуг краснокожего бойца. Кроме случаев, когда воину приходилось защищать свой лагерь, он был индифферентен к количеству убитых врагов. Стэнли Вестал отмечал, что, обсуждая разные битвы со старыми воинами сиу, ему часто приходилось слышать от них, что «в тот день ничего не произошло», и это означало, что говоривший в тот день так и не смог посчитать «ку».

-----


Про равные права:

-----

Кроу говорили, что пленницы сиу, прожив с ними некоторое время, обычно оставались в племени, если даже им предоставлялась возможность вернуться к соплеменникам, потому что с ними обращались как с равными, тогда как женщины кроу, плененные сиу, всегда старались сбежать.

<...>

Эту же информацию подтверждал Эдвин Дениг: «Одна из замечательных черт их характера заключается в том, что в битве они по возможности берут в плен женщин и детей, вместо того чтобы размозжить их головы, как это делают представители других племен. Они и их друзья и братья хидатсы — единственные из известных нам племен, проявляющих подобный гуманизм… Стоит отметить, что женщины, проведя с ними год и начав немного понимать их язык, получая свободу, не желают возвращаться к своему народу, что говорит в пользу кроу…

-----


В целом, по прочтении создаётся ощущение, что очень нездоровое место были эти индейские Равнины. При всём этом сами индейцы часто клали на безопасность бычий хвост:

-----

В жизни индейца не было мирного времени. Не было ни единой ночи, когда не могло бы произойти нападение. Даже если лагерь был огромен и казалось, что количество боеспособных воинов в нем должно служить гарантией безопасности, постоянную угрозу представляли рыскавшие в округе маленькие вражеские отряды. Люди были осторожны, удаляясь от лагеря, особенно в ночное время. Детей приучали не плакать по ночам, когда звуки хорошо разносятся на большие расстояния, чтобы не выдать своего местоположения. Мужчины всегда спали в набедренной повязке, имея под рукой оружие. Укладывая детей спать, матери сиу, на случай неожиданного нападения, часто надевали им на ноги мокасины, чтобы при необходимости можно было выскочить из палатки и бежать, не теряя времени на одевание ребенка. Только во время периодов сильного холода и снежных бурь люди в индейском лагере могли несколько расслабиться. Но, как это ни покажется странным, индейцы практически никогда не заботились о полноценной охране своих селений.


Крайне редко в индейской истории встречались дальновидные лидеры, понимавшие необходимость полноценной охраны лагерей и табунов. Одним из таковых был вождь кроу Арапуш. Он всегда выбирал место для лагеря так, чтобы его было легко защищать. Кроме того, вождь призывал своих людей покупать у торговцев больше ружей и боеприпасов, установил дневную и ночную охрану лагеря и внимательно следил, чтобы его воины всегда были настороже и готовы к битве. Во время его руководства многие враги, осмелившиеся подкрасться к лагерю кроу, были обнаружены и убиты.


Именно из-за отсутствия охраны американским войскам практически всегда удавалось на рассвете неожиданно напасть на спящий индейский лагерь.

-----


В общем, лично мне книга была интересна в плане расширения кругозора.



Предыдущие посты про книги:

Про книги. Плутарх "Изречения царей и полководцев"

Про Хагакурэ, Дзайбацу-до и Путь институт-самурая

Заметки на полях - 32. Книги

Книжная лига

22.2K постов78.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.