Повесть о юности, дружбе и жизни вдали от Родины 6

Предыдущие посты: http://pikabu.ru/story/povest_o_yunosti_druzhbe_i_zhizni_vda...

http://pikabu.ru/story/povest_o_yunosti_druzhbe_i_zhizni_vda...

http://pikabu.ru/story/povest_o_yunosti_druzhbe_i_zhizni_vda...

http://pikabu.ru/story/povest_o_yunosti_druzhbe_i_zhizni_vda...

http://pikabu.ru/story/povest_o_yunosti_druzhbe_i_zhizni_vda...

После окончания средней школы в Германии, мне снова предоставилась возможность поехать на малую Родину и увидеть своих близких. Но прием оказался не таким теплыми и радушным, каким я ожидала его увидеть спустя 2 года моего первого приезда. Оказывается, в то время как моя жизнь текла в своем монотонном русле - я жила в интернате в маленьком провинциальном городке, каждый день ходила в школу и вращалась в узком кругу русскоязычной молодежи - у моих друзей детства жизнь набирала обороты - первая любовь, ЕГЭ, поступление. Ни как такового желания, ни времени у моих сверстников в России не было, да и в общении то и дело чувствовалась образовавшаяся пропасть, обусловленная разными жизненными установками и задачами.


В Германии в 16-17 лет подростки могут позволить себе прибывать по-детски беззаботными, потому как по окончании 10 класса, после которого можно либо идти в старшие, либо получать среднее образование, не нужно сдавать никаких экзаменов. Ты просто забираешь свои документы и получаешь аттестат, средний балл, который рассчитывается из годовых оценок. Но в немецкой школе есть свой подвох. Здесь недостаточно хорошо знать предмет и на отлично писать контрольные работы, нужно еще и активно отвечать на уроках, поднимать руку и всячески подчеркивать свою готовность работать в тандеме с учителем. Возможно, на первый взгляд это покажется хорошим методом к воспитанию в детях инициативности, но человеческий фактор еще никто не отменял. Уже сам факт, что дети бывают разные - застенчивые или "палец в рот не клади", наводит на мысль, что вторые будут активнее, чем первые, независимо от имеемых способностей и знаний. Также и учителя не всегда остаются объективными. Порой достаточно произвести первое впечатление, и оценка будет предопределена, в зависимости от того, было оно хорошим или плохим. Таким образом, по одному предмету, но у разных учителей, один год можно получать только хорошие, а другой - только плохие отметки. О целенаправленном занижение таковых ради численности и получения пособий от государства в таких школах как Hauptschule я уже описывала в предыдущих постах. Возможно по причине именно человеческого фактора в Германии и решено было объединить Hauptschule с более высшей ступенью школьного среднего образования - Realschule, а также увеличить количество Gesamtschule, дословно переводимую как СОШ.


Итак, я, в свои 17 лет в родном городе и среди близких мне людей, почувствовала себя чужой, с огромным пробелом в среднем образовании и даже с нуля выученные новый язык и культура другой страны не могли поднять мою самооценку. С этого момента я остро начала ощущать потребность выучиться в старших классах, называемых Oberstufe или High School, так скоро, как это только было возможно. Вскоре после приезда из летнего отпуска я пошла в 11 класс. Мне предстояло учиться 2 с половиной года по главным, выбранным мной, направлениям как химия, математика и русский язык. Это довольно распространённая комбинация среди эмигрантов из постсоветского пространства. Из основных предметов у меня были немецкий, этика(альтернатива предмета о католицизме или евангелизме), история, социология, география, музыка, спорт и английский язык. Физика и биология в данной комбинации самоликвидировались, потому как положено иметь не более одного научного предмета(в моем случае им стала химия). Это стало не единственным изменением в обучении. Со вступлением в Oberstufe и выбором направлений, наш русскоязычный класс расформировали. Теперь мы должны были учиться вместе с немецкими школьниками из 10 класса нашей школы или пришедших из Realschule. С присущим русскому человеку стеснением сказать что-то неправильно на иностранном языке, было очень трудно каждый раз пересиливать себя и поднимать руку для поддержания своего имиджа как активного учащегося, особенно на гуманитарных предметах как этика, история, социология или даже - как бы не смешно это ни звучало - русский язык, преподавателем которого был немец. Часто было легче просто промолчать, не начиная бессмысленный спор из-за несогласия с преподносимой западной точкой зрения на культурные, политические или социальные стороны России, Советского Союза, да и коммунизма в целом. Порой хорошую оценку ставили не за критичность твоего мышления или начитанность в определенном вопросе, а за "правильное" мнение, совпадающее с учителем или автором учебника. Этот факт напрочь отбил у меня желание обучаться какой-либо гуманитарной профессии в Германии.


В то время, как учеба не приносила ожидаемого восполнения образовательного пробела, жизнь начала приобретать краски. У меня появились друзья по интересам, самому главному из них - музыки. В Германии очень хорошо работает инфраструктура, поэтому даже если ты живешь в глуши, ты можешь добраться на поезде или автобусе в более менее большой город и найти развлечения на свой вкус. Для меня это стали андерграундные клубы и концерты молодых рок, панк, ска и проч. групп. Мы исколесили всю округу и поприсутствовали на гигах от местного колорита до российских музыкантов. Самыми яркими событиями стали летние Open-air фестивали. Жара, оглушительная музыка и немецкое пиво! Но особенно меня восхищало дружелюбие абсолютно всех, начиная с охранников и заканчивая посетителями. Было дико наблюдать как орда потных волосатых огромных мужиков носится под какой-нибудь дарк металл в моше, слэме или серкл-пит, но стоит кому-то упасть, как его тут же поднимают и протягивают ему сотни рук...


На второй год в Oberstufe у нас сменился учитель по русскому языку. Им стала молодая аспирантка русского происхождения, выучившаяся на учителя в Германии. Уроки снова стали приносить удовольствие, а также к нам периодически приезжали на стажировку молодые студентки немецкого языка из России. Девочки были образованные, увлекающиеся немецкой культурой и составляли мне компанию для походов в музеи, кино и театр. Очередная поездка на Родину не заставляла себя ждать. На этот раз целью посещения стал город Герой - Санкт-Петербург, после которого тоска по Родине засосала с новой силой. В это время возобновилась бурная переписка с подругами детства. Все учились уже на втором курсе университетов и заставляли меня испытывать белую зависть. Мне казалось, словно моя жизнь застопорилась на одном месте, а время заветного поступления наступит еще крайне нескоро, в чем я и оказалась права. Два года беззаботного и ни к чему не обязывающего обучения в старших классах не остались бесследны. На третий год грянула суровая реальность. Близились выпускные экзамены, готовясь к которым нужно было перелопатить материал за 2 с половиной года по химии, математике, русскому языку и истории. Но до сдачи экзаменов так и не дошло. 13 класс немецкой Oberstufe представляет собой одно единственное полугодие (или зимний семестр), итоговые оценки которого являются решающими для допуска к экзаменам. По школьному уставу не разрешается иметь более трех 4(немецкий аналог русскому тройбану), которые я и заработала по гуманитарным предметам. Но решающей стала оценка по немецкому языку, с учителем которого у меня были особенно "теплые" отношения. Передо мной стоял выбор: просидеть еще один год в школе, полагаясь на свои силы и благоволение учителя по немецкому языку, или тот же год поработать волонтером в социальной или экологической организации, именуемый Freiwilliges soziales/ökologisches Jahr или Voluntary social year. Выучиться 12 классов и проработать год волонтером являются необходимыми условиями для получения аттестата "зрелости" для поступления в институт - Fachhochschulreife. Так как я к тому моменту уже была настроена учиться в техническом вузе, я и выбрала второй вариант.