Почему хочется пойти к реке, выйти в окно или покинуть этот мир другим способом

Почему хочется пойти к реке, выйти в окно или покинуть этот мир другим способом Проблемы в отношениях, Тревога, Психотерапия, Расставание, Психологическая помощь, Усталость, Суицидальная депрессия, Депрессия, Эмоциональное выгорание, Психологическая травма, Отношения, Длиннопост

Внимание: статья написана для тех, кого беспокоят МЫСЛИ. Если у вас вызревает намерение или вы готовитесь перейти от размышлений и слов к делу, то вам нужна срочная помощь врача психиатра по месту жительства.

Мысли о том, чтобы «сойти с этого шарика» — первый шаг на пути к такой цели. Они не возникают из ниоткуда. Мозг обрабатывает информацию, ориентируясь, в первую очередь, на ощущения и чувства.

Сейер (Seyer), анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил основные причины самоубийства:

  1. Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется, ты не нужен/брошен/отвергнут).

  2. Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, всё зависит не от тебя).

  3. Безнадёжность (когда будущее не предвещает ничего хорошего).

Все это складывается в состояние парализующей (не выученной!) беспомощности.

5 предпосылок суицидальных мыслей

I. Мысли о суициде корнями уходят в состояние парализующей беспомощности у младенца. У новорождённого малыша нет границ. Если ему хорошо, значит, всё хорошо и мир прекрасен. Если ему плохо, не просто плохо, а дискомфорт становится для него не переносимым, то возникает ощущение, что плохо ВСЁ и весь мир — дерьмо.

Младенец не всегда находится в контакте с миром. Он контактирует с окружающим миром, только пока нет дискомфорта или дискомфорт переносим. При сильном дискомфорте малыш НЕ в контакте, он зациклен на переживании непереносимости боли.

Знаете такое состояние: вовремя не покормили или не положили спать и он орёт, изгибается и его никак не успокоить? Если к младенцу мама не пришла вовремя и он долго-долго звал (орал, плакал), но не дождался (например, мама положила спать, а сама ушла по делам, а он проснулся), то ребёнок падает в состояние парализующей беспомощности и выходит из контакта с людьми и миром. Когда мама пришла — малышу уже всё равно. Он не в контакте, ему безразлично всё, даже мама.

Очевидно, что большую часть времени мама откликается, подходит, кормит, переодевает и берёт на ручки. Но «битый пиксель» парализующей беспомощности остаётся и при сильном стрессе решения принимаются из этого состояния.

Любой стресс погружает человека в возрастной регресс. Чем сильнее и продолжительнее стрессовая или травмирующая ситуация, тем ниже по возрастной шкале проваливается психика человека.

Например, если наорал начальник, вы можете почувствовать себя подростком, которого распекает завуч в школе.
Если же проблемы навалились лавиной (развод, потеря работы, долги. Проблемы со здоровьем), то можно оказаться в состоянии дошкольника и даже младенца.

Что делать для выхода из состояния парализующей беспомощности

1. Восстанавливать битые пиксели психики, чтобы тело понимало, что после дискомфорта будет комфорт. На уровне ощущений вместо отчаяния должно появиться предвкушение, ожидание хорошего. Используйте

  • контрастный душ или баню (из парной в прорубь);

  • дыхательные практики: быстрый короткий вдох, задержка, долгий-долгий выдох, задержка, вдох. Для ежедневной работы вместо мантры «Ом» можно петь протяжные песни, при условии, что вы не задерживаете дыхание, а поете и говорите на выдохе;

  • уборку (было грязно, стало чисто);

  • творчество (били лоскутки — получились голубки).

2. Разговор с собой о разделении границ: это не мир плохой, а просто ты мокрый/ голодный/ замерзший/ соскучившийся. Так и во взрослом состоянии: это не мир плохой, не ты плохая — а муж ушёл, не мир плохой, а просто финансовые вопросы и т.д.

3. «На ручки» как один из инструментов, повышающий ёмкость психики и делающий дискомфорт переносимым.

  • Нужно стань себе родной матерью: радовать и баловать своего внутреннего ребёнка, лучше всего тем, что очень хочется, но родители в детстве или социальные стереотипы не позволяют (по ссылке методичка).

  • В подобных ситуациях спасают друзья, родители или другой коллектив, где выслушают (упасть на плечо, попить вместе чаю, получить поддержку в другой форме). Исследование неблагоприятного детского опыта утверждает, что ребенок может оказаться более жизнестойким, если у него была поддержка кого-то из взрослых.

  • Если вы оказались в изоляции, полном одиночестве, то ванная с тёплой водой, тяжёлое одеяло (можно укрыться несколькими), обычные качели, чтобы добаюкать себя (есть специальная практика «Добаюкивание») помогут повысить вашу жизнестойкость. В моём арсенале есть специальная практика по расширению своей ёмкости к стрессам и дискомфорту.

II. Парализующая беспомощность напрямую связана с длительным состоянием неопределенности. У кого-то возникает решение: лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
Жить в условиях неопределённости всем трудно. Человеку приходится двигаться в плотном тумане, не видя дороги даже на пару шагов вперёд.

Что делать, чтобы справиться с условиями неопределенности

  • Жить в границах своей личности: определить зону контроля, то, что точно зависит от вас. Не лезть на чужую территорию! Вы не можете нести ответственность за других взрослых людей, если вы не оформили над ними опекунство.

  • Делать то, что по силам. Восстановить контроль над телом (как минимум – еда, сон, движение). Организовать личное пространство на работе и дома. Принять финансовые решения. Соблюдать эмоциональную гигиену.

  • Признать тот факт, что вы не супермен и также как все люди, в той или иной мере, беспомощны. Что делать, если вы бессильны. В идеале, это должно повлиять на улучшение самооценки, уйдет ощущение собственной никчемности, неспособности. Чувство собственной «незначимости» (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя) часто наталкивает человека на суицидальную идею.

III. Связь с родовыми сценариями, например, с родственником-самоубийцей или убитым. Специалисты отмечают, что «Случаи суицида и суицидальных попыток у родственников больных (следует выяснить при этом их возраст в момент совершения таких попыток, так как нередко семейную предрасположенность к суициду находят в различных поколениях семьи), если в восходящем поколении обнаруживают суицид, есть риск, что больным оно будет совершено в более молодом возрасте». Об этом также много рассуждает автор книги «Это началось не с тебя».

Что делать для выхода из родового сценария

  • Кто-то может попробовать справиться самостоятельно, разрывая сценарий и взаимоотношения внутри семейной системы, как это описано в книге «Выбери себе жизнь» или проработать с метафорическими картами, как это предусмотрено в тренинге «Алгоритмы судьбы».

  • Кто-то может обратиться за помощью к специалисту.

IV. Родительское послание «Не живи». Эрик Леннард Берн выделил 12 токсичных родительских посланий, одно из которых запрет на жизнь. Оно может выражаться вербально: «Ах, почему я не сделала аборт! Зачем я тебя рожала», так и не вербально, создавая у малыша ощущение ненужности, ущербности и отчужденности.

Что делать для того, чтобы аннулировать родительское послание

Устраняют родительское послание «Не живи» через работу с травматическим детским опытом. В какой-то момент своей жизни малыш принял эмоционально окрашенное решение покинуть этот мир, чтобы не мешать родителям. Важно отменить его и принять новое решение. Дать себе право быть живым и настоящим, ценить себя и свою жизнь, даже если родители против.

V. Насилие (демонстрация, шантаж, протест или месть) — способ привлечь к себе внимание, оказать давление на родных и близких, отомстить возлюбленному или причинить боль родителям. Такое поведение говорит о том, что гнев и обида на близких трансформируются в аутоагрессию (насилие над собой). И мы с вами опять приходим к ощущению парализующей беспомощности (человек не может другим способом изменить поведение значимого человека), но уже на фоне высокой самооценки (уверенности в своей ценности для других). Этим путем чаще всего идут подростки, которым при желании можно было бы помочь, если родители, учителя или друзья вовремя обратили внимание на происходящее с ребёнком.

Что делать в случае аутоагрессии

  • Прорабатывать гнев и обиды самостоятельно или со специалистом.

  • Осознать, что единственный человек, чьё поведение можно изменить — это ты сам. Другим можно дать информацию, а что они с ней будут делать — их выбор.

  • Избавляться от состояния парализующей беспомощности (см. п.1).

Возможно вам нужна помощь специалиста.

Источник (статья взята здесь)

Лига усталых

2K постов4.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Не стоит давать советы вроде следующих:

"Детям в Африке сложнее"

"Ты просто себя накручиваешь"

"А вот я прохожу/пробегаю/еду на велосипеды 20 км в одну сторону и столько же обратно, дома у меня сельское хозяйство/стадо коров/овец/гусей, я за ними ухаживаю, а еще у меня пятеро детей, и я все успеваю, а вы просто тут все обнаглевшие-ленивые"

"Вы просто все ленивые"

"Да нет у вас никаких проблем, вы их напридумывали, потому что скучно вам"

"Иди и выспись, и будет тебе это счастье"

"Просто спортом заняться тебе надо"

"Просто сходи, развейся"

"Хватит ныть"

"Ты просто придумываешь себе проблемы"

Поверьте, это все мы пробовали внушить себе и даже пытались жить по таким советам, иногда и вправду думая, что у нас проблем нет. Но когда сил не остается на элементарные вещи, люди уже понимают, что что-то не так.

2. Никакого мата, оскорблений и унижений.

3. Люди приходят сюда за советом, за помощью, за чужим опытом или просто выговориться.

4. Если у вас есть история о том, как вы выбрались из усталой ямы, расскажите, кому-то это будет полезно точно.