По страницам русских летописей: как Иван IV получил по голове кирпичом

От эпохи Ивана IV у нас осталось много источников, драматических событий и необычных ситуаций, осмысление которых продолжается до сих пор. Однако эта эпоха оставила свой след и в народных преданиях, в которых исторический факт чудным образом переплетается с вымыслом. Именно последний зачастую приоткрывает двери народного восприятия событий прошлого и исторической личности. Очень показательными в этом плане являются летописные свидетельства о деятельности царя в Вологде во время опричнины, о которых мы сегодня и поговорим.

Вообще Иван, после введения новых порядков, часто приезжал в город на одноименной реке. Волода стала опричной резиденцией царя и с 1560-х годов в ней разворачивается активное строительство всего, до чего можно дотянуться. Так в 1568-1570-х гг. строится соборная церковь св. Софии, а уже с 1565 года ведется стройка каменного кремля.

Кстати необходимость в мощной крепости так далеко от границ страны обуславливалась не необходимостью обороны государства. Царь просто боялся всевозможных смут и хотел иметь в своем распоряжении крепость, где можно укрыться. Еще одним проектом, начатым Иваном из-за боязни внутренних потрясний, стали речные верфи, на чьих судах царь мог бы при необходимости достигнуть "поморских" гаваней и сбежать в Англию

По страницам русских летописей: как Иван IV получил по голове кирпичом История, История России, Иван IV, Иван Грозный, Вологда, Длиннопост, Народное творчество, Опричнина, Песня

В каких-то источниках как XVI, так и XVII века, как-то Никоновская летопись или Пискаревский летописец, сведения о пребывании Ивана IV в Вологде ограничены парой слов и носят лишь фактический характер. Однако один из местных вологодских летописцев, составленный в начале XVIII века неким Иваном Слободским позволяет себе куда больше рассказать о жизни царя в Вологде и бытии местных жителей, вынужденных мириться со сложным нравом Ивана IV. Личность автора этого летописца остаётся довольно загадочной, но есть предположение, что он был певчим при вологодском архиепископе Гаврииле и решил написать свой летописец просто из любви к родному краю.

При написании своего магнум опус Слободской пользовался не только известными историкам источниками. В его работе появляются и уникальные сведения из неизвестных памятников, отражение которых можно найти совсем в других эпохах или документах.

Например, описывая события строительства соборной церкви в Вологде, Слободской упоминает об одном неприятном инциденте, произошедшем с царем. Так, в его рассказе царю на голову упал кирпич, из-за чего тот сгоряча повелел разобрать церковь. Конечно, спустя некоторое время "великий государь" сменил гнев на милость, но церковь многие годы оставалась неосвященной. Посчитать этот эпизод выдумкой Ивана Слободского мешает одна крайне важная деталь - песня, записанная в Вологде в XIX веке об этом событии. Вот её слова:

"Когда царь о том кручинился,

В храме новоем похаживал,

Как из своду туповатова

Упадала плинфа красная,

Попадала ему в голову,

Во головушку во буйную,

В мудру голову во царскую...

Тут наш грозный царь прогневался,

Взволновалась во всех жилах кровь,

Закипела молодецка грудь,

Ретиво сердце взъярилося,

Выходил из храма новаго,

Он садился на добра коня,

Уезжал он в каменну Москву

Насон город проклинаючи..."

По страницам русских летописей: как Иван IV получил по голове кирпичом История, История России, Иван IV, Иван Грозный, Вологда, Длиннопост, Народное творчество, Опричнина, Песня

Та самая плинфа, упавшая на голову царю из свода туповатого.


Насколько к XVIII веку эпизод с кирпичем и царской головой оброс легендами неизвестно. Узнал ли Иван Слободской об оказии с Иваном IV из неизвестного местного источника или же из песни также неясно. Однако точно понятно, что песня имеет под собой определённый фактический бэкграунд, поскольку тяжкий нрав царя предугадать было довольно сложно. Предположить же, что создатели народной песни просто вычитали этот эпизод из Летописца - не получится. К книжным памятникам в те времена у широкого люда доступа не было, да и хранились они обычно на монастырских складах, куда не то что миряне, а даже многие служители монастыря доступа часто не имели.

Лига историков

13.5K постов50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения