Плоский штопор на F-14

Кадры штопорных испытаний самолёта F-14. Самолёт на видео попал в самый злобный вид штопора - плоский, из которого не вышел. Экипаж катапультировался на высоте 5000 м.

Под видео самый топовый комментарий от бывшего пилота Thomas McKee. Полный текст на английском - под роликом, я тут переведу основные пару абзацев:


F-14A - самолёт защищённый от штопора. Такая точка зрения существовала до того момента, как самолёт стал проходить испытания на подтверждения характеристик на малых скоростях и больших углах атаки.


Также, к моменту начала этих испытаний не было известно, что двигатель Пратт Уиттни TF-30, стоявший на F-14A (возможно, самое худшее в истории авиации сочетание  планера и двигателя), приспособленный для высоких скоростей полёта, характерных при выполнении перехватов был абсолютно неподходящим для условий маневренного воздушного боя на малых скоростях и больших углах атаки, особенно при отклонённых рулях направления, создававших более или менее заметное скольжение. В таких обстоятельствах TF-30 был подвержен помпажу компрессора из-за нарушения равномерности воздушного потока на входе в двигатель. Эта особенность становилась смертельной, когда двигатели работали на режиме полного форсажа - типичного для маневренного воздушного боя. Из-за разнесённых между собой на три метра (9 футов) двигателей возникающая ассиметрия тяги (двигатели не помпажировали строго одновременно) увеличивала скольжение и вводила самолёт в плоский штопор, из которого самолёт не выводился.


В виду того, что экипаж самолёта во время испытательного полёта не знал об этой особенности самолёта, привязные ремни лётчиков не были должным образом затянуты. Когда самолёт вошёл в плоский штопор, высокие отрицательные продольные перегрузки заставили пилотов повиснуть на ремнях, не давая им возможности дотянуться до ручек катапультирования, расположенных на заголовниках катапультных кресел. По мере потери высоты и с ростом плотности воздуха самолёт немного опустил нос и замедлил вращение, что позволило оператору систем вооружения, который сидел ближе к центру масс самолёта и в целом испытывал несколько меньшие, чем пилот на переднем кресле, продольные перегрузки, дотянуться до ручек катапультирования и произвести катапультирование.


Ну вы поняли, да, все кто смотрел Top Gun, что инцидент с гибелью Гуся вполне себе корректен в рамках художественного фильма и эта особенность самолёта показана там вполне вменяемо.


Авиация и Техника

9.3K пост17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий

Современная техника в лёгкую крутит управляемые плоские штопоры на авиашоу.

раскрыть ветку (50)
29
Автор поста оценил этот комментарий

Изменяемый вектор тяги рулит, во времена ф14 еще не придумали как это в железе изобразить

раскрыть ветку (48)
53
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и не стоит забывать, что раньше ручка газа чуть ли не напрямую соединялась с топливным регулятором (утрирую), а у самых прокачанных была еще противопомпажная подпружиненная дырка, а от вида того как работает механизация современного двигателя можно кончить. Причем я это говорю серьезно. Ну и современные воздухозаборники, идеально рассчитанные под такие режимы работы, да и компрессоры, кс, турбины, да сука все охуенно в современных движках. Они просто божественны. ЭТО ПОСЛЕДНЯЯ СТУПЕНЬ, ВЕНЕЦ ЗАКАТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ВЕРШИНА ЭВОЛЮЦИИ ТЕПЛОВЫХ МАШИН. ЭТО БЛАЖЕНСТВО. Только тот, кто знает о чем я говорю, прочувствует это. А остальным такое словами не передать. Спасибо за внимание, я кончил.

раскрыть ветку (6)
25
Автор поста оценил этот комментарий

И все это касается не только самолетов! Практически любые современные механизмы сейчас работают на грани физики.. автомобили, станки, компы и т. д.

Я даже не представляю что будет дальше, но сейчас мы на пике доступных возможностей..  Дальше должно быть чтото другое


В лебурже миг практически пешком стоял! Висел, сцуко, на одном месте вертикально, и как лапками перебирал соплами турбин! Критические углы? -похуй! Околонулевая скорость?-насрать! Нло, блеать, какоето!! Слезы от восторга аж вылетели!

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

миг? по-моему из наших там Су-35С последний выступал еще до всяких кризисов

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ссылку дай, не могу найти.
раскрыть ветку (1)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

На поиске порнхаба забей : лебурже или миг

Автор поста оценил этот комментарий
Сохранил.
Автор поста оценил этот комментарий
Заметно что кончил!
32
Автор поста оценил этот комментарий

Если двиг словит помпаж, то изменение вектора нулевой тяги не очень-то и поможет...

раскрыть ветку (37)
5
Автор поста оценил этот комментарий

я в этом ничего не понимаю, но почему нельзя дать крен носом вниз? воздушные потоки же всеравно есть, если выправить вперед самолет не является возможным, то почему бы не устремить его вниз? на высокой скорости выровнять его будет гораздо проще ( я так думаю, а вообще поясните кто разбирается, в чем прикол этих штопоров?!)

раскрыть ветку (14)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Чем ты дашь крен, если рули не обдуваются набегающим потоком воздуха так, как задумано разработчиками самолета?

раскрыть ветку (7)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Пилот сидит ближе к носу. По мере падения в плоском штопоре гора кирпичей увеличивается, самолет наклоняется носом вперед и штопор из плоского переходит в управляемый носовой. Поток воздуха увеличиваются, рули заработали, выходим из штопора. Не забываем на выходе сбросить балласт из кирпичей.
Вроде рабочая схема то?
раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий

От резкой перебалансировки у самолета возникает сильный кабрирующий момент, который мгновенно выводит его на закритический угол атаки. Потеря скорости и -- здасте пожалуйста давно не виделись -- снова плоский штопор. Вердикт: Не сработает.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

При заваливание носа будет не кабрирующий а пикирующий момент.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Если резко скинуть кирпичи, скопившиеся в носу, то момент будет как раз-таки кабрирующий..

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Значит надо сделать небольшой транспортер через весь самолёт, чтобы можно было медленно и равномерно переместить кирпичи в сторону хвоста.
2
Автор поста оценил этот комментарий

почему не обдуваются? что-то заставляет его вращаться вокруг и это не движки, это потоки воздуха, так если они вращают ее по плоскости, неужели их не хватит чтоб повернуть машину вокруг того же центра вихря? ееж не сдернуть с этой точки нужно, а просто чуток направить, дальше аэродинамика сама все сделает.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

не та скорость вдоль нужных плоскостей

6
Автор поста оценил этот комментарий

Управляющие плоскости (здесь стабилизаторы) при таких скорстях и направлениях воздушного потока не работают.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Самолет крутится вокруг центра тяжести а так как он совпадает с центром площади всего самолета то он так и падает камнем вниз. Никакие рули не работают.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

не, ну подождите, понятно, центр тяжести и слабые потоки воздуха, невозможность вырваться из петли, но я же предлагаю повернуть самолет прям вокруг этого центра тяжести, можно сказать на месте, за счет создающихся воздушных потоков ( из-за кручения ), мне кажется это не так сложно. ( как заставить вращаться подвешенный бумеранг или запустить его для самостоятельного вращения, что явно сложнее ).

могу конечно ошибаться, но не могу сломать эту мысль в своей голове.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Грубо говоря, возьми вентилятор и дуй в него спереди, он будет крутиться (набегающий на лопасти поток создает тягу). А потом дуй сбоку, можешь даже положить горизонтально. Вот поэтому и не работают "рули".
Автор поста оценил этот комментарий
Вырежи из листа бумаги/кортонки/фанерки контур истребителя и просто отпускай. Так и будет падать. Потом добавь элероны/рули и пробуй их отклонять и снова кидать. Мало что изменится
Автор поста оценил этот комментарий

В том то и дело что идёт срыв потоков с плоскостей крыла и управляющих плоскостей. Это приводит к падению подъемной силы и закручиванию самолёта при малейшей ассиметрии этих потоков. Этим и опасны полеты на критических углах атаки.

Автор поста оценил этот комментарий
Вроде как тормозной парашют выпустить помогает. Хотя на f14 eго вероятно нет, он же палубник
Автор поста оценил этот комментарий

Подозреваю, что уже у всех двигателей с УВТ есть противопомпажная автоматика.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Противопомпажная защита и на МиГ-21 уже была. Бывают ситуации когда никакие защиты не помогают
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Вывод из штопора стал невозможен в том числе потому, что двигатель встал, по сути? Я правильно понял?

Если бы не было помпажа, можно было бы вывести на тяге?

Или штопор и помпаж всегда стопроцентно идут вместе, потому что воздух не поступает нормально?

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В старье штопор и помпаж шли вместе, у современных противопомпажная автоматика решает. И крутятся, как хотят.

https://www.youtube.com/watch?v=ROpA9HssHdk

https://www.youtube.com/watch?v=Iuqaig4-Fkc

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

За счёт тяги без ОВТ разве реально вывести из плоского штопора? Кмк ЛА просто перевернется если удастся восстановить поток на внешнем крыле

Автор поста оценил этот комментарий

Опять же подозреваю, что противопомпажная автоматика двигателей с УВТ несколько сложнее противопомпажных створок МиГ-21, через что и помогает она в гораздо большем спектре (если не во всех) ситуаций.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Оба одновременно? 

раскрыть ветку (14)
21
Автор поста оценил этот комментарий

Тебе в посте черным по-русски расписали механику возникновения плоского штопора: двиг -- говно, т.к. очень чуствителен к кол-ву поступающего в него воздуха, особенно на максимальных режимах и при глубоком скольжении, из-за затенения "внутреннего" двигателя "внешним" (по отношению у углу скольжения) "внутренний" двиг ловит помпаж и происходит резкий провал тяги с этой стороны, что и закручивает самолет в плоский штопор. А когда самолет уже завращался, то количество воздуха набегающего в воздухозаборник другого двигателя тоже устремляется к нулю, а соответственно и оставшийся двиг резко теряет тягу и тут уже в какую строну вектор тяги не загибай, толку мало, ибо этой самой тяги уже нет.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
В посте речь идёт про F-14A и двигатель TF-30. То что у этой связки были серьезные проблемы в плоском штопор совершенно не значит, что все самолёты с любыми движками так себя ведут. Современные двигатели имеют не в пример лучшую газодинамическую устойчивость.
7
Автор поста оценил этот комментарий

@Zerg.40

@DimaORB

я хз о чём вы, но продолжайте

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Помпаж, это наверно симптомы смертельной болезни двигателя.

раскрыть ветку (10)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее - сильный кашель.

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Боюсь даже предствать себе, как выглядит кашель тыльной стороной организма..

раскрыть ветку (6)
8
Автор поста оценил этот комментарий

выпей слабительного и пощекочи нос пером, узнаешь!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Не. Я с таким огнем не смогу. Тут батин борщ, наверное, нужен.

Автор поста оценил этот комментарий

Там перед кашлем форсаж был...

Автор поста оценил этот комментарий
Предпросмотр
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

откуда это?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А фик его знает. Из пикабуинтернета )

Автор поста оценил этот комментарий

Ну, приступ астмы или типа того.

Автор поста оценил этот комментарий

Представь, что тебе надо разжечь тлеющий уголёк, и тут ты останавливаешься, он гаснет и всё, дуть бесполезно.

Автор поста оценил этот комментарий

С мигом все тоже самое было. Просто добавили еще один хвост снизу.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

А можно поподробнее?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
МиГ-23 ранних серий имел крайне паршивые штопорные характеристики. Меры по улучшению были комплексными и одным из конструктивных изменений было введение складного фальшкиля внизу хвостовой части фюзеляжа
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это всякие современные Сушки с ОВТ, в буквальном смысле вертят все. Там такой брейк в небе устраивают что офигеешь.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку