Письмо перед казнью

"Эти шесть страниц своей нравственной ценностью перевесят всю многотомную современную философию и поэзию трагизма". Семен Франк. 

Письмо перед казнью История (наука), Наталья Климова, Длиннопост, Казнь, Письмо

Уникальный документ – письмо Натальи Климовой, члена партии эсеров-максималистов, написанное после вынесения ей смертного приговора. Письмо опубликовано в легальном журнале «Образование» в 1908 году, №8, с изъятиями по требованию цензуры.


12 августа 1906 года Наталья участвовала в покушении на Петра Столыпина (взрыв на Аптекарском острове). 30 ноября 1906 опознана и арестована, была приговорена военно-полевым судом к смертной казни. Текст письма приведен с соответствие с современными правилами орфографии. Пунктуация сохранена авторская. Ниже извлечения из текста письма, полный текст можно прочитать по ссылке


"Вам всем, наверное, известно, что переживаю я, когда смерть из далекого, туманного будущего превратилась в вопрос нескольких дней и вырисовывается очень ясно, в виде плотно натянутой веревки вокруг шеи. По крайней мере, я помню, как я часто пыталась представить себе психологию человека, находящегося в положении, в котором обретаюсь я сейчас… И я строила возможные комбинации… но то, что получилось, превзошло все мои ожидания и, наверное, удивит вас тоже.


Тот смутный страх, порою даже ужас, который я испытывала перед смертью, когда она была за сто верст, теперь, когда она за 5 шагов, совершенно исчез… Появилось любопытство к ней и подчас чувство удовлетворения от сознания, что вот скоро… скоро… и я узнаю величайшую тайну. И даже нет сожаления жизни, а между тем, я страшно люблю ее, и только теперь я познала такие ее красоты, о которых и не снилось раньше — точно смерть есть одна из фаз жизни, точно сознание не прерывается, и идет все дальше… а, между тем, я грубейшая материалистка, хотя знаю, что для ХХ века это звучит слишком ненаучно, но, однако, ничего не могу поделать со своим внутренним убеждением.

Письмо перед казнью История (наука), Наталья Климова, Длиннопост, Казнь, Письмо

Наталья Климова, на фотографии в центре


Ни в какие «будущие жизни» абсолютно не верю и думаю, что в тот момент, когда я задохнусь от недостатка кислорода, сердце перестанет функционировать, навеки исчезнет существование моего «я», как определенной индивидуальности с ее прошлым и настоящим. А если материи моего тела заблагорассудится превратиться в зеленую травку весны 1907 г. а энергии — в электричество, освещающее кабинет <…>, то какое мне до этого дело? И эта глубочайшая уверенность в полном исчезновении моего «я» почему-то теперь меня абсолютно не пугает. Не потому ли, что я не могу конкретно себе этого представить?


Я часто думаю, что оттого я так спокойно отношусь, вообще, к вопросу о смерти, что и вопроса такого нет совсем, ибо есть слово «смерть», но нет понятия «смерть». Есть слово «чернильница», и я понимаю его, представляю себе, что это такое. Есть слово «мысль», и я понимаю его и представляю себе его значение. Есть слово «смерть»; но я не понимаю его и не представляю себе. А поэтому все мои размышления о смерти никак не идут дальше ощущения веревки на шее, ощущения сдавленного горла, красных и темных кругов в глазах…


Это, конечно, неприятно, но ужасного пока ничего нет. Многие операции хуже. К тому же, я надеюсь, что они так навострились, что вешают быстро и ловко. Совершенно не понимаю, почему «они» не расстреливают всех? Гораздо проще… а то отравляли бы… дали бы стакан яду выпить, просто, скоро и даже красиво, без палачей, без виселиц… и меньше расходов… попробую дать «им» совет при свидании…

Письмо перед казнью История (наука), Наталья Климова, Длиннопост, Казнь, Письмо

Наталья Климова в  Петербургском ДПЗ (Доме предварительного заключения)


Постоянный глубокий разлад между понятиями «истина», «справедливость» и «должное» (мое «я» и его воля) и сущностью и формами всей внешней жизни… глубокий конфликт между этим «я» и общественными правами, экономическими и государственными принципами российской действительности. Он был всюду и везде… И в виде голодных босяков, истощенных рабочих на улице города… и в виде разряженных, упитанных, тупо-самодовольных питерских автомобилистов… и в виде голодного, вырождающегося мужика… и в виде либеральствующего барина, «конституционалиста» (российского покроя) — земледельца, кулака и выжиги… и в виде стонущей и вялой интеллигенции… и в виде <…> тюрем, <…> самоуправства, дикости и безграничного, всепроникающего произвола российского и еще во многих других видах родимой действительности.


Но этот последний всепроникающий разлад все-таки не был главной причиной исчезновения жизнерадостности. Главной причиной был тут внутренний разлад, что создавался на почве его… это обычная, тяжелая по своим последствиям болезнь русской интеллигенции. Появилась она с того момента, когда человек почувствовал, что его «истина», «право» и «должное» не есть для него пустая фраза, праздничное платье, а есть живая часть души его, и начал понимать все яснее и яснее, что борьба с «русскими разладами» (в которых его истина, право и справедливость нарушались ежеминутно и ежесекундно) может дать удовлетворение, лишь на почве девиза: «все или ничего»… Слишком глубоки, велики и сильны вековые разлады российские для того, чтобы им можно было отдать лишь часть души своей.


В переводе же на язык русской действительности девиз этот означал следующую альтернативу: или отдаться борьбе без возврата, без сожаления, борьбе, идущей на всё и не останавливающейся ни перед чем, и счастье свое видящей лишь в победе или смерти, — или пользуясь всеми преимуществами привилегированного положения (в настоящем или близком будущем) отдаваясь науке, природе, личному счастью и семье, рабски подчиниться и открыто и честно признаться в полном равнодушии к тому, что когда-то считал «святая святых» души своей. Да, этот трудный выбор для человека, любящего свою истину и жаждущего жизни, такой трудный, что многие так и не могут решить его во всю свою жизнь и всю жизнь мучаются, изнывают и стонут так же, как и я мучилась, стонала и металась за эти последние два года, когда существование этой альтернативы стало для меня ясно, как божий день.

Письмо перед казнью История (наука), Наталья Климова, Длиннопост, Казнь, Письмо

С того момента, как я <…> уладила свой внутренний разлад, и начало появляться во мне то, что я называю жизнерадостностью.


Но лишь теперь могла я убедиться, — и убедиться бесповоротно, <…> в чем «моя» истинная правда и что нет в мире той силы, которая могла бы заставить меня от нее отказаться. А из этих ощущений родилось и новое. Я слышала о нем и читала, но никогда не понимала раньше. Это беспредельная, всепроникающая любовь (может быть, точнее определить — внимательная ко всему нежность). Это не та любовь инстинкта физической жизни, созвучная с таким же инстинктом природы, трепещущая перед смертью и цепляющаяся за жизнь даже тогда, когда она в тягость, а та бесконечно мировая любовь, что и самый факт личной смерти низводит на уровень не страшного, простого, незначительного, хотя и очень интересного явления.


Знаете ли вы, что значит видеть всю жизнь как на ладони? Видеть отчетливо и ясно все выпуклости и рельефы, которые казались непостижимо громадными… Все мелочи и детали, которые казались слишком микроскопическими для глаз?… переживать все это, видеть это так близко… и в то же время чувствовать, что все это так неизмеримо далеко, далеко. Знаете ли вы, что значит с нежной внимательностью любоваться всей этой громадой, трепетно и страстно любить каждое движение, каждое биение пульса молодой, только что развернувшейся жизни?… И знать, что ни одна секунда не властна над тобой, что, одним словом, без страха, без сожаления ты можешь прервать ее, на веки покончить с сознанием. <…>"


В ночь с 30 июня на 1 июля 1909 года из Московской губернской женской тюрьмы (Новинской женской тюрьмы) Климова Н.С. бежала в группе тринадцати каторжанок, вместе с тюремной надзирательницей А. В. Тарасовой. Месяц скрывалась в Москве. Затем инженер Калашников отвез Наталью Сергеевну, как свою жену, по магистрали Великого Сибирского пути. На верблюдах через пустыню Гоби, Климова добралась до китайского порта, а затем, морем, в Токио. Из Японии пароходом в Италию. Оттуда в Париж. В 1912 году отошла от революционной деятельности, родив дочь Наталью. Занималась домашним хозяйством, родила ещё двух девочек. В 1918 году её дочери заболели испанским гриппом, ухаживая за ними, Климова заразилась сама и умерла в Париже 26 октября 1918 года вслед за младшей дочерью. Похоронена на кладбище Булонь-Бийанкур.

Лига историков

13.6K поста50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
104
Автор поста оценил этот комментарий

Шизанутая тупая пизда, террористка повинная в смерти десятков совершенно непричастных людей. Жаль, что её не повесили.

О "героическом подвиге" этой квинтэссенции тупопёзности:

12 августа (по старому стилю), суббота — был приёмный день Столыпина на казённой даче на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Приём начался в 14.00. Около половины третьего к даче подъехал экипаж («ландо»), из которого вышли двое в жандармской форме с портфелями в руках. В первой приёмной, столкнувшись с генералом А. Н. Замятниным, ведшим запись на приём, террористы бросили к следующим дверям портфели и бросились прочь. Раздался взрыв большой силы, пострадали более 100 человек: 27 человек погибли на месте, 33 — тяжело ранены, многие потом скончались.

Пострадали дети Петра Аркадьевича, его двенадцатилетняя дочь и трехлетний сын.

Сам премьер и находящиеся в кабинете посетители получили ушибы (была сорвана с петель дверь).

раскрыть ветку (39)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
42
Автор поста оценил этот комментарий

Вот я и думал, что все не просто так, с учетом гуманности царского правительства, когда все революционеры сидели по каторгам, периодически оттуда сбегая, а к смерти приговаривали совсем уж изуверов.

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Военно-полевые суды ни гуманностью, ни справедливостью не отличались.
Впрочем это не оправдывает террористов и террористические акты.
6
Автор поста оценил этот комментарий

Да-да изуверов.

https://pikabu.ru/story/karatelnaya_yekspeditsiya_leybgvardi...


Царь-батюшка ниапчем низнал.


"До этого полковник Риман участвовал в событиях Кровавого воскресенья 9 января 1905 года в качестве одного из командующих расстрелом и разгоном демонстрации.

Исполнение Мином задачи было признано "блестящим". 7 января 1906 года Мин был произведен царем в генерал-майоры и зачислен в Свиту Его Императорского Величества, а также награжден орденом св. Владимира 3-й степени."


Это особо "радует".

"В марте 1989 года всех осужденных по делу Семеновского полка реабилитировали."

раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

это неприятно некоторым понять, что террор был взаимным, социальное противостояние лютое, противоречия металлизировались столетиями и каждая новая кровь только увеличивала интенсивность лавины, и высчитывая "кто первый начал" мы провалимся в Средневековье.

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

"кто первый начал"

Ясен пень первым начинает тот у кого власть (реальная), именно они создают реакцию на свои действия(бездействия). Я привел в пример пост в котором Семеновский полк выродился в обычную айнзацгруппу карателей. Что собственно и подразумевало - террористы не самозарождаются в листве.

"и высчитывая "кто первый начал" мы провалимся в Средневековье."

Так-то историки именно этим и занимаются, "внезапно" за всей исторической движухой стоят социально-экономические процессы. Понимание этих процессов позволит избежать повторение ошибок.

Но это не наш путь, мы с удовольствием навернемся снова.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Царь-батюшка и его режим тоже были не особо белыми и пушистыми. Мне кажется, тогдашний режим очень напоминал нынешнюю ситуацию (но более жесткую и кровавую, учитывая популярность террора с одной стороны, и жесткое подавление выступлений с другой). Но смертные приговоры они выносили достаточно неохотно, по крайней мере тем революционерам, что не были связаны с террором.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

"тоже были"

Сначала читаем комент, смотрим о чем пост в коменте, потом комментируем.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я поясняю свою позицию, чтобы не выглядеть апологетом хрустящей булки. А свой пассивно-агрессивный тон оставьте для посиделок с одноклассниками.

ещё комментарий
50
Автор поста оценил этот комментарий

"Это все хорошо, это правильно, да.." (с). Но не надо забывать, не оправдывая террор эсеров, реакцией на что он был. Лев Толстой в известной работе "Не могу молчать":

«Семь смертных приговоров: два в Петербурге, один в Москве, два в Пензе, два в Риге. Четыре казни: две в Херсоне, одна в Вильне, одна в Одессе». И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И происходит это в России, в той России, в которой народ считает всякого преступника несчастным и в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни. Помню, как гордился я этим когда-то перед европейцами, и вот второй, третий год неперестающие казни, казни, казни. Нынче, 9 мая, что-то ужасное. В газете стоят короткие слова: «Сегодня в Херсоне на Стрельбицком поле казнены через повешение двадцать крестьян за разбойное нападение на усадьбу землевладельца в Елисаветградском уезде».

Двенадцать человек из тех самых людей, трудами которых мы живем, тех самых, которых мы всеми силами развращали и развращаем, начиная от яда водки и до той ужасной лжи веры, в которую мы не верим, но которую стараемся всеми силами внушить им, — двенадцать таких людей задушены веревками теми самыми людьми, которых они кормят, и одевают, и обстраивают и которые развращали и развращают их.

Ужаснее же всего в этом то, что все эти бесчеловечные насилия и убийства, кроме того прямого зла, которое они причиняют жертвам насилий и их семьям, причиняют еще большее, величайшее зло всему народу, разнося быстро распространяющееся, как пожар по сухой соломе, развращение всех сословий русского народа. Распространяется же это развращение особенно быстро среди простого, рабочего народа потому, что все эти преступления, превышающие в сотни раз всё то, что делалось и делается простыми ворами и разбойниками и всеми революционерами вместе, совершаются под видом чего-то нужного, хорошего, необходимого, не только оправдываемого, но поддерживаемого разными, нераздельными в понятиях народа с справедливостью и даже святостью учреждениями: сенат, синод, дума, церковь, царь."

раскрыть ветку (26)
34
Автор поста оценил этот комментарий

каждый раз, когда я слышу про заплачки Толстого о "стласлой и ужаслой" жизни при царе, кого-то там в очередной раз развращающей, я вспоминаю бородатый анекдот:


Поутру Лев Толстой выходил на покос. Махал косой и думал:

- До чего ж хорошо! Только тяжкий физический труд позволяет человеку мыслить, чувствовать и совершенствоваться.

Крестьяне, видевшие это, говорили:

- Почто барин капусту косит?

- А кто их, образованных, разберет?


очень точное описание финальных аккордов деятельности Толстого. человек, решительно поехавший на почве своих неадекватных представлений о действительности, всеми силами делал вид, что так и надо, что у всего есть причины. только один черт косил капусту.

жаль, не дожил старикан до троек НКВД, например. очень жаль.

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Был ещё один хороший анекдот:

19-й век. Поезд проезжает мимо Ясной Поляны. Двое стоят

в тамбуре и курят, лицезрея из окна человека, косящего

на поле траву. Первый - второму:

- Посмотрите, неужели это сам граф Толстой?

- Да что вы! Их сиятельство выходят косить только к

курьерским поездам.

58
Автор поста оценил этот комментарий

Толстой к старости совсем ума лишился и стал квинтэссенцией отвратительной как плевок сифилитика российской "мыслящести и образованности". Повешение разбойников для него, видишь ли, более тяжкое преступление, чем сам разбой.

раскрыть ветку (23)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Не нравится Толстой, возьмите Короленко,  "Бытовое явление":

"Воистину, бывали, может быть времена хуже, но такого циничного времени не было...Новый закон унесен потоком событий, смывших первую Думу, а факт остался. Виселица опять принялась за работу, и еще никогда, быть может со времен Грозного, Россия не видала такого количества смертных казней. До своего "обновления" старая Россия знала хронические голодовки и повальные болезни. Теперь к этим привычным явлениям наша своеобразная конституция прибавила новое. Среди обычных рубрик смертности (от голода, тифа, дифтерита, скарлатины, холеры, чумы) нужно отвести место новой графе - "от виселицы".

раскрыть ветку (21)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы просто сравните сколько казнили при Николае кровавом, и при Брежневе. Поверьте это сравнение не в пользу Брежнева. Сталина даже в расчет не берём. Царский режим был мягким, и за это мы поплатились позже. Дзержинского если не ошибаюсь трижды ссылали на каторгу за революционную деятельность, при Дзержинском за такое расстреливали. Да, безусловно были противоречия. Только вот разрешили их неоправданно кроваво.

ещё комментарии
ещё комментарий
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Сдается мне эта девушка раз в сто умнее тебя, а уж по глубине души и внутреннего мира так и вовсе недостижима
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Вам просто повезло не поучаствовать в роли жертвы в теракте. Когда такие-же милые умные девушки и юноши взрывают кучу народа в автобусах, метро и поездах. Когда они захватывают концертные залы и школы. Когда калечат людей, которые пришли на марафон или на праздник.

Благодаря их глубоким душам и чудесному внутреннему миру, ВСЕ государства тратят бешеные деньги на охрану аэропортов, транспорта и т.д.

Когда эти возвышенные существа взорвали самолет с туристами ,который вылетал из Eгипта, вы не думали о том как куски разорванных детских, женских, мужских тел вперемешку кровавой кашей падали на землю?

Я поучаствовала в теракте.

Я оказалась не в том месте и не в то время вместе с мужем и маленькой дочерью.

Я не верю, что вы взрослый, умный, образованный человек -  одобряете терроризм.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку