Перегон

Перегон СССР, Авиация, Самолет, Воспоминания, Истории из жизни, Прошлое, Гражданская авиация, Пилот, Развал СССР, 90-е, Длиннопост

В начале 90-х довелось выполнять работу по перегону самолёта Ан-2 из Винницы (Украина) в с. Лешуконское Архангельской области - там располагался наш летный отряд. В Винницу самолеты перегоняли из Польши, в те годы самолеты данного типа изготавливались и перегонялись поляками на Украину, где их принимали и облетывали командированные пилоты из отрядов ГА СССР, а после перегоняли самолеты в места дислокации своих отрядов.


Описываемые события происходили в период, когда Советский Союз уже фактически распался -  образовалось некое содружество стран – СНГ. Многие связи, межреспубликанские и межотраслевые отношения - рухнули, все вдруг стали независимые, всё вдруг стало заграницей…


Командировали наш экипаж с единственной задачей – предпринять всевозможные усилия для получения, и, главное, перегона борта в Россию. Было опасение, что самолет могут не отдать, по каким-то надуманным причинам.


Вся сложность данного задания заключалось в том, что в этот период было очень сложно с топливом – авиационным бензином Б91/115. С поставками были большие перебои.


За одну заправку из Винницы до с. Лешуконское долететь невозможно, а по маршруту не все аэропорты обеспечивают заправку. Сколько нам заправят топлива в Виннице - одному богу было известно.


До Украины добирались общественным транспортом. В Виннице накупили всяких гостинцев, вкусняшек – конфет, печенья, сало… На Севере с продуктами было уже туговато и ценники были огого, да еще и по талонам, а здесь изобилие, а какой рынок! В то время на Украине ходили советские рубли, а командированным по месту прибытия в бухгалтерии выдавали отрезные купоны – при расчете в магазине кроме денег необходимо было отдавать и их. Без этого товар не отпускали - исключением был рынок.


Запомнился интересный случай – в магазине мне приглянулся сувенир, а купонов нет. Подошел к продавщице спросить можно ли как-то решить вопрос с покупкой без купона- получил категоричный отказ. Уже на выходе меня окликнула кассирша магазина и отдала свои купоны… Аналогичный случай произошёл и в другом магазине - выстояли очередь часа два, а продавать товар нам отказались из-за отсутствия купонов. Очередь очень сильно возмутилась на действия продавщицы, собрали нам купоны и мы с большой благодарностью к людям забрали товар и ушли из магазина.


Приняли самолет, облетали его, замечаний в работе МЧ не выявили, стали принимать решение на вылет. Из полученной диспетчерской информации а/п Орел (Южный) обеспечивает заправку не более 200 л, ночевки, стоянки нет. , а/п Рязань (Протасово) заправки нет, но ночевка и стоянка имеются, а/п Иваново (Южный) заправка 200 л., стоянки и ночевки нет. Принимаем решение вылетать до Орла, спасибо Виннице – заправили под пробки!


Прилетаем в Орел, договариваемся с заправщиком, делимся с ним нашими припасами и он заправляет нам под горловину – полные баки(!), втихаря (чтоб никто не видел!)


- Мужики, вы только меня не сдавайте, больше 200 литров заправлять категорически запрещено…


Я выписал ему два требования на заправку топливом– одно на 200 литров, другое на остаток ( литров на 500-600), чтобы в случае проверки он предъявил только требование на 200 литров…


Идем в диспетчерскую, так как при посадке нас настоятельно предупредили – об отсутствии стоянки с ночевкой, и после приземления попросили зайти к начальнику аэропорта. Приняли нас тогда не очень радушно, с угрозами, что сейчас вызовут заправщика и узнают у него – заправлялись ли мы топливом больше лимита…


- Что это вас так долго заправляли? Сколько вы заправились? Покажите мне корешок требования. Если больше залили – запрещу вылет, будете сливать весь лишний бензин! Сколько у вас на борту топлива?– негодовал начальник аэропорта…

- Литров 700. - соврал я, надеясь, что проверять не будут.


Я показал ему копию требования на 200 литров и промямлил, что заправщик не смог открыть крышку бака, поэтому пришлось заливать в другое крыло и т.д. Было ощущение, что всё желание руководства аэропорта г. Орел заключалось в том, чтобы быстрее от нас избавиться.


Приняли решение дальше лететь до Рязани, где была ночевка. До конечного пункта с. Лешуконское нам надо было литров 200 в Рязани заправить и хватило бы… Ну думаем – полетим, на месте порешаем.


Прилетаем в а/п Рязань – разруха, запустение, гостиница – общежитие больше напоминает притон бомжей – света нет, двери в номера все разбиты – не закрываются, периодически заходят какие-то зомби… В городке ничего нет – ни магазинов, ни кафе – до утра все закрыто. Обменяли у местных в общаге кусок нашего украинского сала на сигареты и заварку.


На следующее утро принимаем решение вылетать в а/п Котлас, т.к. договориться в Рязани о заправке нам так и не удалось … Топлива на борту по расчетам до пункта назначения с. Лешуконское не хватало, но Котлас хотя бы Архангельская область, почти дома. Да и решить вопросы будет полегче…


Деваться некуда- полетели. Лететь 850 км. Время полета тогда составило чуть больше 5 часов, а там часа два с половиной и мы были бы дома…


При подлете к Котласу решили оценить ситуацию, фактическую погоду и принять решение – садиться в Котласе или продолжить полет до с. Лешуконское.


Судьба нам улыбнулась в очередной раз. Все сложилось как никогда благополучно. Мы без происшествий долетели до с. Лешуконское без остановки. Это был самый длительный полет в моей практике. Конечно, мы рисковали, а вдруг показания прибора остатка топлива не верны, а вдруг погода подведет…


Больше отряд новых самолетов не получал, а вскоре и вообще летный отряд был расформирован и практически весь летно-технический состав был уволен, большая часть самолетов распилена и распродана на цвет мет…Малая авиация на Севере прекратила свое существование. Настала другая жизнь…


Свой последний рабочий день в качестве пилота я запомнил на всю жизнь – мы совершали сан задание – эвакуировали больного в областную больницу и обратно летели пустыми. Мы просто наслаждались полётом - в тот день мне исполнилось 29 лет…

Авиация и Техника

9.5K постов17.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу