Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса

Привет! Меня зовут Colt и пишу посты на яхтенную тематику.

Сегодня я расскажу немного о том как работают паруса и какие они бывают.

Или, если попроще, почему яхта плывет против ветра и че это за тряпошки))

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

"Colt," скажут мне, "там все понятно - ветер дует в паруса, паруса парусят и толкают посудину вперед. Полотенце над надувным матрасом натяни, будет такой же эффект. Банальная физика."


И... формально будут правы. Именно так и работали паруса в стародавние времена.


А сегодня? А сегодня на сцену выходит аэродинамика.

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Извините, увлекся)
А теперь изложу максимально просто. Вот парус вид сверху. (Картинка шакальная, но очень верная)

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

По сути, он представляет собой крыло. Воздух вынужден его обтекать, при этом с одной стороны он идет по короткому пути, а с другой по длинному.

Там где идет по длинному, возникает разряжение, область низкого давления. Таким образом появляется сила, которая тянет парус в область низкого давления.

Осталось прикрепить парус к мачте и он уже тянет.

"Только тянет то вбок и вперед,"- скажете Вы, "при таком раскладе яхту просто будет сдвигать вбок и разворачивать!"

Правильно. Именно для этого снизу яхты прикрутили киль - пластину длиной от метра до трех. Она и не дает сдвинуть яхту вбок, в результате чего наша сила раскладывается на движущую и кренящую.

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Соответственно, выставив парус правильным образом, мы формально можем идти даже под углом против ветра.

Вот, собственно, говоря и весь секрет.

Конечно, профи от яхтинга разведут Вам лекцию на 3 часа, где будут отвлекать Ваше внимание адской теорией, говорить слова типа "ламинарное течение, прилипание струек, срыв потока".


Попросите двигателиста рассказать как работает двигатель и услышите подобную же лекцию))

Соответственно в зависимости от направления ветра, надо выставить паруса таким образом, чтобы они работали как крыло и наша яхта поплывет. О курсах относительно ветра на картинке ниже (посмотрите как по разному ставится парус), а пока о парусах.

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

О количестве парусов.

"У черной жемчужины их было 12 штук!"- скажете Вы))

ДА! И еще нужна орава народу чтоб управлять всей этой машинерией.


Поскольку оравы у нас нет, предлагаю рассматривать на примере типичной прогулочной яхты. На ней 2 паруса. Грот и стаксель (его при определенных условиях зовут генуей -генуэзским стакселем).

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Грот -основной парус в задней части судна. Он несет на себе функцию стабилизации яхты (от качки и рысканья) и передачи ей части движущей силы.

Стаксель -треугольный парус впереди яхты именно он дает основную тягу.

А в паре они создают вообще бомбический эффект. Как мы помним парус тянет из-за перепада давления на нем. Вот картинка.

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Соберитесь, сейчас будет немного занудно))


Смотрим картинку -передний парус имеет на дальней от нас кромке пониженное давление, а на ближней повышенное. Это повышенное давление улетает в щель между парусами, дополнительно ускоряя поток на передней кромке заднего паруса (грота)!

И что?

А скорость потока больше = разрежение на передней кромке парусе больше, т.е. сила заднего паруса возросла.

Мы в плюсе? Да! А где бомбический эффект?

Так это не все. Задний парус создает перед собой сопротивление - т.е. зону повышенного давления, дополнительно поддавливая на передний и усиливая зону повышенного давления на нем!

Вот такой вот взаимный эффект.

И этих 2 парусов хватает на 100%. Для прогулочного и туристического яхтинга.

Но если спросить яхтсмена о парусах, то он скажет: "2 паруса? вранье!" и начнет перечислять "еще генакер, спинакер, и кливер, и трисель и еще..."

Ну в общем если вернуться к двигателям - то "двигатель без турбины? а закись азота? А инерционный наддув?"

Поэтому не полезу в дебри, просто покажу.

Генакер и спинакер это паруса для гонок, для хождения кормой (спиной) к ветру. Когда нужно больше площади для улавливания ветра и больше скорости для гонки. Ну или красивую фоточку для соцсетей)) Вот они, красавцы

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Кливер и трисель? О, да.

Во первых они оранжевые. Во вторых маленькие.

Почему?


Маленькие, потому что это штормовые паруса. Если вы попали в шторм в открытом море, то яхту нужно поставить носом к волне или положить в дрейф (очень интересный эффект, позже расскажу). Для этого нужен парус, но обычный парус оторвет вместе с половиной яхты, поэтому используют крошечные. И поверьте, в шторм даже их бывает многовато.


Оранжевые, потому что в шторм, белую пену с волн кидает на воду и создается одно белое пространство.

Попробуй угляди со спасательного вертолета белые паруса на белой воде. А вот оранжевые паруса видно.

Вот кливер в естественной среде обитания

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Короче говоря

Кливер -это штормовой стаксель

Трисель это штормовой грот


Большинство яхтсменов ходящих в свое удовольствие их никогда и не видят, потому что шторм яхты пережидают в порту, зная о его приходе за пару дней. Но комплект штормовых парусов на яхте должен быть по правилам.


Даже анекдот есть - "маленькое, оранжевое, лежит в дальнем углу рундука?

Ответ: штормовой трисель".

That's all, folks!


Если у Вас есть вопросы про яхтинг и яхтеные путешествия - задавайте, буду отвечать, возможно даже постами)


Ищите меня в телеграмме @ValRussi

И канал Яхта @ProstoYachta

Мои другие посты

Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку

Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)

Парусный катамаран. Как там внутри?



P>S> Статья для широкого круга читателей, поэтому очень многие вещи мною сознательно упрощены. Прошу профессионалов понять и простить)
А яхта вообще движется потому что у нее мотор и винт)

54
Автор поста оценил этот комментарий

Ну в прогулочном яхтинге сейчас стандарт грот+стаксель+спиннакер+код зеро


В шпроте у всех генакер на бушприте болтается вместо стакселя.


На старых лодках ещё толлбой встречается. Страшное зрелище, когда все 4 паруса подняты. И управлять этим дерьмом так же страшно. Фото прикладываю

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
46
Автор поста оценил этот комментарий
У меня морские термины только голосом капитана Смоллетта произносятся.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий
В последнее время, очень далёк от парусов и лодок, к сожалению.. А можете объяснить, почему не стали использовать на малых судах турбопаруса?
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий
Как это работает? Пфффф...
Иллюстрация к комментарию
21
Автор поста оценил этот комментарий

Почему когда объясняют работу паруса, зачем-то рисуют объемное крыло с разной длинной поверхностей?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

То есть только эффект крыла? Зачем ветру наполнять парус?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

А правда, что если идти немного галсом, то получается быстрее, чем фордевиндом?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, доступно, познавательно. Но грот только на кораблях бывает?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Никак не идёт против ветра. Только под углом. Все
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

На что похож яхтенный спорт, простыми словами:.        Ну это как стоять под холодным душем и рвать деньги

1
Автор поста оценил этот комментарий
А ты интересный..) подпишусь. С морем меня связывает наверное только наличие у нас Кузнецова и то что у него стоит на палубе, поэтому читать тебя было вдвойне интересно.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня дед родился на Каспии.

Все его детство было три способа передвижения по морским просторам: шест, односильный лодочный мотор (появился после войны) и парус.

Уже из моего детства помню, как на пристани на озере лежала мачта.

Дедушка устанавливал ее на "Казанку" и шел "в море" сетовать. Мужики по разговорам посмеивались, но думаю, что идти под парусом, тем более с лодкой до бортов полной рыбой, приятнее, чем работать шестом.

Мечтал когда-то научиться ходить под парусом.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за статью! Всегда было интересно, как это работает, но лень было читать. Как пилоту, знакомому с теорией крыла и законами Вентури, мне все показалось довольно простым и естественным.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
На диаграмме с названием курсов относительно ветра почему-то отсутствует левентик, или «вмордодуй», как называл его капитан Врунгель))
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Доступно написано, подписываюсь!
А рыбу ловить будем? Май месяц период миграции голубого тунца в тех местах, на секундочку
раскрыть ветку
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. Отличная статья. С аэродинамикай такой яхты я разобрался и был удивлен конечно, что даже против ветра она может ходить. Всегда думал, что должны быть хотя бы 20-30 градусов для возможности минимального движения. А нет, получается такая яхта - вездеход:) А как на счёт больших кораблей, со стандартной парусной системой? Они ведь не могут идти совсем против ветра? Они делают крюк? Или тоже так умеют?
Автор поста оценил этот комментарий
@Goldshteyn а можно пожалуйста подробнее про катамаран?
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

С ветром и парусами все понятно, а вот зачем у яхты на первой фотке корма скошена, а?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

полезненько)

Автор поста оценил этот комментарий
Автор расскажи как действуют паруса на таких короблях, как чёрная жемчужина из"пиратов карибского моря"
Автор поста оценил этот комментарий
Вот уже много лет меня интересует ответ на вопрос "отдавать ли топенанту бизани при галфинде?".
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Яхта плывёт по тому что земля крутится, напридумывали тут , а ветер дует по тому что деревья шатаются
Автор поста оценил этот комментарий
в зависимости от направления ветра, надо выставить паруса таким образом, чтобы они работали как крыло и наша яхта поплывет

Тут бы стоило добавить для полной ясности, что чем ближе курс к движению по ветру ( = чем он ближе к фордевинду = чем он "полнее"), тем меньше парус ориентируется для работы в роли крыла, и тем больше просто ловит ветровое давление.

раскрыть ветку
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Виндсерф проще в теории но тяжелее в практике

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Бернулли не работает! Там совершенно другая физика.

1
Автор поста оценил этот комментарий

ТС молодец, подача матерьялу хороша.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо расписал! Вымбовку тебе в брашпиль! )

Автор поста оценил этот комментарий
Двигателиста)) может моториста?)) Или бариста))
ещё комментарии