Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса
Привет! Меня зовут Colt и пишу посты на яхтенную тематику.
Сегодня я расскажу немного о том как работают паруса и какие они бывают.
Или, если попроще, почему яхта плывет против ветра и че это за тряпошки))
"Colt," скажут мне, "там все понятно - ветер дует в паруса, паруса парусят и толкают посудину вперед. Полотенце над надувным матрасом натяни, будет такой же эффект. Банальная физика."
И... формально будут правы. Именно так и работали паруса в стародавние времена.
А сегодня? А сегодня на сцену выходит аэродинамика.
Извините, увлекся)
А теперь изложу максимально просто. Вот парус вид сверху. (Картинка шакальная, но очень верная)
По сути, он представляет собой крыло. Воздух вынужден его обтекать, при этом с одной стороны он идет по короткому пути, а с другой по длинному.
Там где идет по длинному, возникает разряжение, область низкого давления. Таким образом появляется сила, которая тянет парус в область низкого давления.
Осталось прикрепить парус к мачте и он уже тянет.
"Только тянет то вбок и вперед,"- скажете Вы, "при таком раскладе яхту просто будет сдвигать вбок и разворачивать!"
Правильно. Именно для этого снизу яхты прикрутили киль - пластину длиной от метра до трех. Она и не дает сдвинуть яхту вбок, в результате чего наша сила раскладывается на движущую и кренящую.
Соответственно, выставив парус правильным образом, мы формально можем идти даже под углом против ветра.
Вот, собственно, говоря и весь секрет.
Конечно, профи от яхтинга разведут Вам лекцию на 3 часа, где будут отвлекать Ваше внимание адской теорией, говорить слова типа "ламинарное течение, прилипание струек, срыв потока".
Попросите двигателиста рассказать как работает двигатель и услышите подобную же лекцию))
Соответственно в зависимости от направления ветра, надо выставить паруса таким образом, чтобы они работали как крыло и наша яхта поплывет. О курсах относительно ветра на картинке ниже (посмотрите как по разному ставится парус), а пока о парусах.
О количестве парусов.
"У черной жемчужины их было 12 штук!"- скажете Вы))
ДА! И еще нужна орава народу чтоб управлять всей этой машинерией.
Поскольку оравы у нас нет, предлагаю рассматривать на примере типичной прогулочной яхты. На ней 2 паруса. Грот и стаксель (его при определенных условиях зовут генуей -генуэзским стакселем).
Грот -основной парус в задней части судна. Он несет на себе функцию стабилизации яхты (от качки и рысканья) и передачи ей части движущей силы.
Стаксель -треугольный парус впереди яхты именно он дает основную тягу.
А в паре они создают вообще бомбический эффект. Как мы помним парус тянет из-за перепада давления на нем. Вот картинка.
Соберитесь, сейчас будет немного занудно))
Смотрим картинку -передний парус имеет на дальней от нас кромке пониженное давление, а на ближней повышенное. Это повышенное давление улетает в щель между парусами, дополнительно ускоряя поток на передней кромке заднего паруса (грота)!
И что?
А скорость потока больше = разрежение на передней кромке парусе больше, т.е. сила заднего паруса возросла.
Мы в плюсе? Да! А где бомбический эффект?
Так это не все. Задний парус создает перед собой сопротивление - т.е. зону повышенного давления, дополнительно поддавливая на передний и усиливая зону повышенного давления на нем!
Вот такой вот взаимный эффект.
И этих 2 парусов хватает на 100%. Для прогулочного и туристического яхтинга.
Но если спросить яхтсмена о парусах, то он скажет: "2 паруса? вранье!" и начнет перечислять "еще генакер, спинакер, и кливер, и трисель и еще..."
Ну в общем если вернуться к двигателям - то "двигатель без турбины? а закись азота? А инерционный наддув?"
Поэтому не полезу в дебри, просто покажу.
Генакер и спинакер это паруса для гонок, для хождения кормой (спиной) к ветру. Когда нужно больше площади для улавливания ветра и больше скорости для гонки. Ну или красивую фоточку для соцсетей)) Вот они, красавцы
Кливер и трисель? О, да.
Во первых они оранжевые. Во вторых маленькие.
Почему?
Маленькие, потому что это штормовые паруса. Если вы попали в шторм в открытом море, то яхту нужно поставить носом к волне или положить в дрейф (очень интересный эффект, позже расскажу). Для этого нужен парус, но обычный парус оторвет вместе с половиной яхты, поэтому используют крошечные. И поверьте, в шторм даже их бывает многовато.
Оранжевые, потому что в шторм, белую пену с волн кидает на воду и создается одно белое пространство.
Попробуй угляди со спасательного вертолета белые паруса на белой воде. А вот оранжевые паруса видно.
Вот кливер в естественной среде обитания
Короче говоря
Кливер -это штормовой стаксель
Трисель это штормовой грот
Большинство яхтсменов ходящих в свое удовольствие их никогда и не видят, потому что шторм яхты пережидают в порту, зная о его приходе за пару дней. Но комплект штормовых парусов на яхте должен быть по правилам.
Даже анекдот есть - "маленькое, оранжевое, лежит в дальнем углу рундука?
Ответ: штормовой трисель".
That's all, folks!
Если у Вас есть вопросы про яхтинг и яхтеные путешествия - задавайте, буду отвечать, возможно даже постами)
Ищите меня в телеграмме @ValRussi
И канал Яхта @ProstoYachta
Мои другие посты
Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку
Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)
Парусный катамаран. Как там внутри?
P>S> Статья для широкого круга читателей, поэтому очень многие вещи мною сознательно упрощены. Прошу профессионалов понять и простить)
А яхта вообще движется потому что у нее мотор и винт)