Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса

Привет! Меня зовут Colt и пишу посты на яхтенную тематику.

Сегодня я расскажу немного о том как работают паруса и какие они бывают.

Или, если попроще, почему яхта плывет против ветра и че это за тряпошки))

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

"Colt," скажут мне, "там все понятно - ветер дует в паруса, паруса парусят и толкают посудину вперед. Полотенце над надувным матрасом натяни, будет такой же эффект. Банальная физика."


И... формально будут правы. Именно так и работали паруса в стародавние времена.


А сегодня? А сегодня на сцену выходит аэродинамика.

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Извините, увлекся)
А теперь изложу максимально просто. Вот парус вид сверху. (Картинка шакальная, но очень верная)

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

По сути, он представляет собой крыло. Воздух вынужден его обтекать, при этом с одной стороны он идет по короткому пути, а с другой по длинному.

Там где идет по длинному, возникает разряжение, область низкого давления. Таким образом появляется сила, которая тянет парус в область низкого давления.

Осталось прикрепить парус к мачте и он уже тянет.

"Только тянет то вбок и вперед,"- скажете Вы, "при таком раскладе яхту просто будет сдвигать вбок и разворачивать!"

Правильно. Именно для этого снизу яхты прикрутили киль - пластину длиной от метра до трех. Она и не дает сдвинуть яхту вбок, в результате чего наша сила раскладывается на движущую и кренящую.

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Соответственно, выставив парус правильным образом, мы формально можем идти даже под углом против ветра.

Вот, собственно, говоря и весь секрет.

Конечно, профи от яхтинга разведут Вам лекцию на 3 часа, где будут отвлекать Ваше внимание адской теорией, говорить слова типа "ламинарное течение, прилипание струек, срыв потока".


Попросите двигателиста рассказать как работает двигатель и услышите подобную же лекцию))

Соответственно в зависимости от направления ветра, надо выставить паруса таким образом, чтобы они работали как крыло и наша яхта поплывет. О курсах относительно ветра на картинке ниже (посмотрите как по разному ставится парус), а пока о парусах.

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

О количестве парусов.

"У черной жемчужины их было 12 штук!"- скажете Вы))

ДА! И еще нужна орава народу чтоб управлять всей этой машинерией.


Поскольку оравы у нас нет, предлагаю рассматривать на примере типичной прогулочной яхты. На ней 2 паруса. Грот и стаксель (его при определенных условиях зовут генуей -генуэзским стакселем).

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Грот -основной парус в задней части судна. Он несет на себе функцию стабилизации яхты (от качки и рысканья) и передачи ей части движущей силы.

Стаксель -треугольный парус впереди яхты именно он дает основную тягу.

А в паре они создают вообще бомбический эффект. Как мы помним парус тянет из-за перепада давления на нем. Вот картинка.

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Соберитесь, сейчас будет немного занудно))


Смотрим картинку -передний парус имеет на дальней от нас кромке пониженное давление, а на ближней повышенное. Это повышенное давление улетает в щель между парусами, дополнительно ускоряя поток на передней кромке заднего паруса (грота)!

И что?

А скорость потока больше = разрежение на передней кромке парусе больше, т.е. сила заднего паруса возросла.

Мы в плюсе? Да! А где бомбический эффект?

Так это не все. Задний парус создает перед собой сопротивление - т.е. зону повышенного давления, дополнительно поддавливая на передний и усиливая зону повышенного давления на нем!

Вот такой вот взаимный эффект.

И этих 2 парусов хватает на 100%. Для прогулочного и туристического яхтинга.

Но если спросить яхтсмена о парусах, то он скажет: "2 паруса? вранье!" и начнет перечислять "еще генакер, спинакер, и кливер, и трисель и еще..."

Ну в общем если вернуться к двигателям - то "двигатель без турбины? а закись азота? А инерционный наддув?"

Поэтому не полезу в дебри, просто покажу.

Генакер и спинакер это паруса для гонок, для хождения кормой (спиной) к ветру. Когда нужно больше площади для улавливания ветра и больше скорости для гонки. Ну или красивую фоточку для соцсетей)) Вот они, красавцы

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Кливер и трисель? О, да.

Во первых они оранжевые. Во вторых маленькие.

Почему?


Маленькие, потому что это штормовые паруса. Если вы попали в шторм в открытом море, то яхту нужно поставить носом к волне или положить в дрейф (очень интересный эффект, позже расскажу). Для этого нужен парус, но обычный парус оторвет вместе с половиной яхты, поэтому используют крошечные. И поверьте, в шторм даже их бывает многовато.


Оранжевые, потому что в шторм, белую пену с волн кидает на воду и создается одно белое пространство.

Попробуй угляди со спасательного вертолета белые паруса на белой воде. А вот оранжевые паруса видно.

Вот кливер в естественной среде обитания

Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса Яхта, Море, Парусник, Отпуск, Длиннопост

Короче говоря

Кливер -это штормовой стаксель

Трисель это штормовой грот


Большинство яхтсменов ходящих в свое удовольствие их никогда и не видят, потому что шторм яхты пережидают в порту, зная о его приходе за пару дней. Но комплект штормовых парусов на яхте должен быть по правилам.


Даже анекдот есть - "маленькое, оранжевое, лежит в дальнем углу рундука?

Ответ: штормовой трисель".

That's all, folks!


Если у Вас есть вопросы про яхтинг и яхтеные путешествия - задавайте, буду отвечать, возможно даже постами)


Ищите меня в телеграмме @ValRussi

И канал Яхта @ProstoYachta

Мои другие посты

Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку

Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)

Парусный катамаран. Как там внутри?



P>S> Статья для широкого круга читателей, поэтому очень многие вещи мною сознательно упрощены. Прошу профессионалов понять и простить)
А яхта вообще движется потому что у нее мотор и винт)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

То есть только эффект крыла? Зачем ветру наполнять парус?

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще про крыло не понял. Парус тонкий в отличи от крыла и воздух может огибать его с двух сторон почти одинаково.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Для крыла толщина не влияет на подъемную силу. Только на жесткость.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Парус в профиль как серп.

Суть именно в разнице путей воздуха

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку