Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу?

Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику. Продолжим про историю паруса.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, История (наука), Корабль, Парусник, Яхтинг, Яхта, Длиннопост

Пользуясь случаем -зову с собой в путешествие на яхте на 2 недели НГ 2024. Объявление в конце поста, свободны 2 двухместных каюты.

В прошлый раз, мы говорили о первой революции в парусном деле- появлении в 9 веке косого паруса. Это дало судам возможность ходить против ветра.

Сегодня предлагаю поговорить о следующем "рывке" в эволюции парусных кораблей, позволившем кораблям выходить в океан.
Идея косого паруса оказалось крайне удачной и до 14 века европейские воды бороздили только суда с одной мачтой и одним парусом на этой мачте. Конструктивно эти суда почти ничем не отличались от ладьи викингов. При этом тоннаж судов подходил к цифрам 50-100 тонн.

Но вот за первую половину 15 века в парусном вооружении и в судостроении вообще происходит настоящая революция. Зарождается классический трёхмачтовый корабль, который потом совершенствуется в частностях и деталях и доживет до Крымской войны 1853–1856 годов.

Именно эта революция повлечет начало эпохи Великих Географических Открытий - далёкие путешествия были невозможны без усовершенствования корабля.

Вообще идея добавить еще парусов проста и понятна. Просто "воткнуть" дополнительную мачту и увеличить число парусов. Однако с 15 века суда начинают массово строить именно с тремя мачтами, а практика как известно –критерий истины

Так почему именно с тремя мачтами?

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, История (наука), Корабль, Парусник, Яхтинг, Яхта, Длиннопост

Трёхмачтовый ганзейский когг 15 века — если мы уберём переднюю и заднюю мачты, то мы увидим типичное судно 9 века.

Если дополнительная мачта ставилась спереди, судно становилась слишком неповоротливым, если сзади — слишком рыскливым, то есть плохо удерживалось на курсе.

Чтобы получить сбалансированное парусное судно (чтобы точка приложения усилия к судну после увеличения количества мачт не менялась) нужно было иметь именно три мачты.

Еще большее количество мачт было неудобным — суда были ещё довольно маленькие. И хотя в 16 веке были эксперименты с четвёртой мачтой, это так называемая бонавентур - мачта, которая стояла на самом кормовом срезе, но к 17 веку она исчезла.

На каждой из мачт вначале появилось по одному парусу. Потом стали делать дополнительные паруса сверху, и уже в XVI веке нормой было три паруса на грот-мачте (центральной), два–три на фок-мачте (передней) и два паруса на бизань-мачте (задней)

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, История (наука), Корабль, Парусник, Яхтинг, Яхта, Длиннопост

Почему несколько рядов парусов?

В силу природных закономерностей ветер на высоте 20–30 метров над уровнем моря дует сильнее, чем непосредственно над поверхностью. Поэтому паруса второго яруса (марселя) являлись наиболее ходовыми (зачастую ходили только под марселями, а нижние паруса не ставили вовсе).

Паруса делались из парусины разной толщины, причём разница была существенной. Нижние паруса делались из парусины плотностью примерно 800—1000 г/м2 (если переводить в современные единицы), паруса среднего яруса были плотностью 500—700 г/м2, а верхние около 300. Для понимания веса –плотность брезента 450 г/м2

Т.е паруса были очень тяжёлыми. Вес  паруса большого линейного корабля мог быть несколько сот килограммов только одной парусины, не считая рея и тросов. Поэтому, кстати, парусные суда 16-17 века не соответствуют современным требованиям к остойчивости –ведь весомая часть массы находится наверху. Опрокидывание парусных судов происходило регулярно, например, когда налетал шквал и не успевали убрать паруса

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, История (наука), Корабль, Парусник, Яхтинг, Яхта, Длиннопост

Теперь вы можете понять какая картинка более реальна. Ходить под полными парусами в шторм - абсолютно невозможно для тех лет

Также постепенно появляется бушприт — наклонная мачта на носу судна.

Зачем он нужен?

Мачты надо было жестко зафиксировать и растянуть веревками относительно судна. Причем получалось, что все мачты связаны между собой для создания единой жесткой конструкции. С боков они крепились к бортам, сзади к корме, а вот спереди точку крепления пришлось вынести вперед для надежности.

Выходом оказалась торчащая вперед мачта –бушприт. Именно на него шли передние оттяжки мачт.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, История (наука), Корабль, Парусник, Яхтинг, Яхта, Длиннопост

На переднем плане рей с парусом на закрепленный на бушприте

В итоге к концу 15 века корабль резко изменился внешне — и парусное вооружение, и конструкция корпуса, и детали управления.

Добавьте появление привычной нам лопасти руля на корме судна (вместо рулевого весла) и появление киля в нижней части судна и получите рецепт судна на ближайшие 400 лет. Водоизмещение судов подползло к 400 тоннам, скорости к 15-20 км/час. Корабли перестали бояться океана. Пришла пора "Великих Географических Открытий".

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, История (наука), Корабль, Парусник, Яхтинг, Яхта, Длиннопост

"Новая" конструкция руля и тысячелетняя классика (справа)

Ну а мелкие паруса то на бушприте зачем? –спросит меня читатель- "Какой смысл в носовом платочке?"

Это для маневрирования в гавани. Проблемным моментом движения любого парусного судна была постановка на якорь (и снятие с якоря), особенно, если дело было в маленькой гавани, набитой другими судами, да ещё и с узкими входами. Конечно можно использовать шлюпку чтобы двигать судно, но торговые суда экономили на экипажах и возможность посадить людей в шлюпки, чтобы тащить многотонную махину на веслах была только у военных.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Море, Отдых, Отпуск, Как это сделано, История (наука), Корабль, Парусник, Яхтинг, Яхта, Длиннопост

Носовой парус "блинд" многотонного судна, человек рядом для понимания размера

И для того, чтобы маневрировать «в узкостях», на бушприте стали ставить небольшой прямой парус, который получил название «блинд». Можно сравнить его с верёвочкой, за которую мы тянем детские санки: куда мы тянем верёвочку, туда санки и движутся. Блинд обеспечивал крайне небольшую скорость, но хорошее маневрирование.

That's all, folks!

Если у Вас есть вопросы про яхтинг и яхтеные путешествия -задавайте, буду отвечать, возможно даже постами) Ищите меня в телеграмме на канале "Яхта" @ProstoYachta



Поход по Турции на НГ 2024.

Друзья, собираю команду желающих пойти в яхтенное путешествие по Турции - от Мармариса до Каша на этот Новый Год. Желающие присоединиться - велком!

Объявление с ценой участия закреплено на канале  @ProstoYachta.

Или пишите в телегу Colt248


Даты 23.12.2023-06.01.2024 (присоединиться можно на любом этапе)
Яхта -Oceanis 43
Размещение -2 двухместные каюты.

Знаний и особых навыков не требуется. Идем на 2 недели, пол-дня плывем и полдня гуляем, смотрим древние города, бродим по Ликийской тропе, осматриваем старинные прибрежные городки и крепости, пару раз заночуем в диких местах, остальное на пирсах у ресторанов. Новый год встретим в Каше или Калкане.
Погода-как ранняя осень у нас -днем в футболке, утром/вечером в свитере, иногда дождь. Будет холодно, но очень, очень красиво!

Если не можете пойти со мной, но хотите пойти в путешествие на яхте, то я собираю предложения других капитанов на канале Love Yacht Russia


Мои другие посты

  1. Парусная яхта, как она движется против ветра? Немного о парусах

  2. Парусная яхта, как там внутри?

  3. Парусный катамаран. Как там внутри?

  4. Электричество, газ и горячая вода на яхте. Как это сделано

  5. Кубок Америки -вершина яхтенного экстрима и инжиниринга. Старейшие яхтенные соревнования на планете

  6. Парусные суда на подводных крыльях. Как это сделано

  7. Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом. Причем тут легенда об Икаре?

  8. Как выглядит яхтенное путешествие