521

Ответ на пост «Про копирование автомобилей»14

Прочитал пост и комментарии к нему и не смог удержаться от ответа.

Автор в очередной раз поднял извечный вопрос: "Почему мы делаем говно, а хорошо не делаем". Пол подобными постами всегда полно комментариев от специалистов разных областей - и близких к обсуждаемой, и далеких от нее. В этот раз задели автомобилестроение, поэтому решил высказаться и я, как некоторым образом причастный. Чтобы сразу был понятен ограниченный круг моих компетенций - я не учился на технолога, но довольно долго работал в области проектирования автоматизированных линий для сварки кузовов автомобилей, причем преимущественно для европейских авто. Чтобы как-то разбавить скуку дальнейшей простыни текста начну с веселого видео с одного бывшего проекта:

Автор исходного поста отметил (насколько смог) проблемы реверс-инжиниринга при копировании уже существующих образцов техники. Я бы хотел зайти со стороны производства.
Посмотрите на видео выше. Видите кучу всякого оборудования: роботы, поворотный барабан (не видно - он на видео не поворачивается), металлоконструкции, конвейера, сварочные клещи, ограждения, сканеры и т.д. И это только одна ячейка из двух десятков в этом проекте. А ведь это только боковины. А кто-то делал еще пол, подузлы, двери, фрейминг. А еще есть окрасочный цех, где свое производство и своя специфика, цех сборки, транспортная система и прочая и прочая.
К чему все это? А кто тому, что всю эту красоту надо спроектировать, закупить, изготовить, смонтировать и запустить. И сразу возникает куча вопросов.
1. Кто будет этим всем заниматься? Думаю, ни для кого не секрет, что собственно концерны (ВАГ, БМВ и т.п.) подготовкой производства не занимаются. Ну вернее занимаются, но немного, на этапе планирования, после чего будущий проект дробится на части и отдается подрядчикам - лайн-билдерам. Лайн-билдеры - это крупные компании, имеющие хороший финансовый капитал, собственное производство, а также проектные бюро, такие как Tyssen Krupp, TMS, Chropynska и т.п. Эти компании обеспечивают поставку оборудования для будущего производства "под ключ".
Но все эти компании ушли с нашего рынка и ничего нам больше уже не поставят. Есть ли у нас свои собственные крупные производственные компании, которые могут обеспечить подобные проекты? Очень хочется надеяться, что где-то есть. Но пока те решения от российских поставщиков, которые я видел, вызывают только вопросы типа: "что хотел сказать художник данной конструкцией".
2. А кто нам продаст оборудование? На видео вы наверняка заметили желтеньких роботов - это роботы Фанук - одни из наиболее часто применяющихся в автомобилестроении. Вообще наиболее часто встречающиеся в этой области бренды роботов это КУКА, Фанук и АББ.
Насколько эти роботы сейчас доступны для нашего рынка? Ну купить наверное по параллельному импорту можно. Но роботы и раньше были недешевым удовольствием, а сколько обойдется один робот КУКА сейчас - не хочется даже думать.
Остальное оборудование: сварочные клещи, пистолеты для клепки или приварки шпилек, клеевое оборудование - практически все шло от иностранных поставщиков.
3. А как это все окупать? Все, что показано на видео стоит довольно больших денег. Так как автозавод - это коммерческое предприятие, то он должен как-то инвестиции в подобное производство отбивать.
Отбивать можно повышенным тактом выпуска - при большЕм количестве выпущенных авто меньшая сумма амортизации оборудования приходится на каждое авто. Показанная ячейка работает с чистым тактом 44 секунды, т.е. "грязный" такт будет примерно 52 секунды, что соответствует производительности линии 69 кузовов в час или примерно 380 000 авто в год. Потянут ли остальные наши производства такой такт выпуска авто? А если нет, то какова будет амортизация подобного оборудования на меньшем объеме выпуска?
Другой параллельный путь снижения расходов - переиспользование оборудования. Ячейка на видео предназначена для производства 4 типов авто. Для этого в ней предусмотрен четырехпозиционный поворотный барабан со сварочной оснасткой, две ветки конвейера с подсборкой, а также дополнительные области ручной закладки (показаны синим). Такая организация позволяет, во-первых, производить параллельно до четырех типов авто в одной линии без потери такта. А во-вторых, при выходе одно из типов из производства, на его место монтируется оборудование под новый тип. В этом случае капитальные затраты на внедрение нового продукта будут существенно меньше, чем запуск производства с нуля.
У меня были проекты по интеграции и 8, и 10 типа в одну линию. С точки зрения проектирования - это ад, а с точки зрения производства - экономия.
Есть ли у нас производства с уже готовыми линиями, куда можно было бы быстро и дешево интегрировать новые авто? Сомневаюсь.

В общем и целом что хотелось бы сказать за автопром в РФ.
Не смотря ни на что до 2020 года тренд был (по крайней мере - для меня) довольно вдохновляющим - локализация иностранных производств росла, автоматизация на заводах в РФ росла. Правда кризис на рынке инжиниринга в Германии в 2019 году существенно понизил ожидания от будущего. Но я тогда думал, что падение рынка будет плавным и долгим, а пиздец подкрался с другой стороны.
Сейчас все как-то туманно: не понятно - что будут производить, не понятно - чем будут производить, и не понятно - кто это все будет запускать.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
28
Автор поста оценил этот комментарий

Офигеть, конечно, модель с полной симуляцией всего техпроцесса. Я вон в солиде байк себе проектирую - и ушла чертова куча времени чтобы просто модель отрисовать, и немного приступить к расчету. А то что выше - даже кусочек проекта уже уровень *бог*, страшно представить сколько ушло человекочасов на подобное. А полная сборка всей линии, это наверное вообще полная жесть

Предпросмотр
YouTube0:27
раскрыть ветку (15)
6
Автор поста оценил этот комментарий

"Я вон в солиде байк себе проектирую - и ушла чертова куча времени чтобы просто модель отрисовать, и немного приступить к расчету" Красивое...

Вы занимаетесь проектирование велосипедов? Или это хобби? В чем конечная цель модели?

раскрыть ветку (11)
6
Автор поста оценил этот комментарий

это хобби, под штучную фрезеровку рамы по конской цене

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Красота! Но я думал, что рамы велосипедные льют из алюминия для снижения веса.

Делаете под заказ?

раскрыть ветку (8)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Хочу для себя сделать. Рамы заводские это как правило литье под давлением сложных элементов + гидроформованные и баттированные трубы, но эти технологии сугубо про массовость - цена оснастки зашкаливает , нет смысла даже думать про их применение для штучного изделия. Фрезеровка же напротив - она отвратительно масштабируется, зато для штучного изделия +- приемлемая по цене

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Для себя любимого конечно ничего не жалко, но подозреваю что такая рама влетит в копеечку.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Если сам напишет программу обработки и договорится с начальником производства на котором работает, чтобы во внеурочное время фрезернуть, то, цена только заготовки.

3
Автор поста оценил этот комментарий

недавно был у знакомого дома. Это комната в доме )

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Выглядит, безусловно, красиво, но разве велосипеды не для того чтобы на них ездить, а не вешать на стены?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

так он ездит, это места их хранения, велики на подставочках просто, снимаются легко и быстро

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

выглядит больше как музей, чем как место хранения

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

заморочился он, это да.. еще онлайн ездит, монитор ему прибивал для этого

1
Автор поста оценил этот комментарий
Блен, круто, тоже хочу чем-нибудь таким заняться
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А почему мотор не в каретке?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

потому что всю раму занимает батарея, там не остается места кареточному мотору, и потому что проект предполагает очень большие пробеги - кареточный мотор имеет более низкое КПД на крейсере и постоянно стачивает цепи. Легкое моторколесо предпочтительнее в конкретном сценарии применения

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Так то всё верно.

Если пробеги большие, то директдрайв, видимо.

Я бы конечно батарею пониже расположил, но для трассы это неважно

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку