Ответ на пост «Как найти хорошего стоматолога? Или кредит доверия и любознательный пациент»

Здравствуйте, дорогие Пикабушники! Благодарю, что читаете мой блог. Хочется много о чём написать, но иногда сложно выбрать тему или разбить материал на части, чтобы он был удобен. И вот сегодня, листая Пикабу, наткнулась на пост, в котором @Lolly2020,  так чётко сформулировала вопросы, что я поняла – комментария не хватит, нужно писать пост. @Lolly2020,  огромное Вам спасибо за Ваши вопросы – Вы мне очень помогли. Для удобства буду цитировать пост автора.

Больше контента можно найти на моей странице Инстаграм. Также если у Вас в процессе прочтения постов возникнут какие-то вопросы, можете писать их в комментариях или задавать в инстаграм https://www.instagram.com/doctor_vasiljeva – буду рада помочь. Просьба для коллег – свои замечания и предложения писать на почту vasileva.kv@inbox.ru.

Предыдущие посты:

1. Комплексный план лечения или развод

2. Про заболевания дёсен и профессиональную гигиену полости рта

3. Про клиновидный дефект

4. О кариесе: скрытый кариес, почему в разных клиниках обнаруживают разное количество нуждающихся в лечении зубов

5. Про коффердам

6. Про заболевания дёсен

7. Критерии качества лечения. Пломбы.

8. Про уход за полостью рта. Как и чем чистить зубы.

9. Контроль качества чистки зубов дома. Как и чем чистить зубы.

10. Критерии качества лечения. Профессиональная гигиена полости рта.

11. Постпломбировочная боль в «живых» (витальных) зубах.

12. Про молочные зубы


Будет много букв, поехали.

1) Когда-то очень давно мне снесли более половины зуба по ДМС. Халява она немного развращает. И если до ДМС я вообще не ходила к стоматологам тк никаких проблем не было, то с появлением ходила минимум раз в полгода. И каждый раз мне что-то находили и что-то подсверливали. Я особо не вникала, "яженестоматолог, онижеврачи, имлучшезнать". Дело было в известной клинике на Полянке. В кабинете было несколько рабочих мест, и сверлили нон-стоп, работали очень быстро, хуже чем в гос. поликлинике. Поэтому уже не узнать, зуб снесли так как там был кариес, или снесли случайно. Снесли, извинились и отправили домой. Протезирование уже ДМС не покрывает. Далее я объездила все стоматологии в округе, все говорили "мост". Говорили умные вещи, показывали что-то на экране. Я ничего не слушала. Чудом я нашла частно практикующего врача (свой кабинет), которая поставила коронку. А если бы я не продолжала искать, а поверила бы первому врачу в раскрученной клинике?.. Как понять, кому верить, а кому нет?
Задавать правильные вопросы, общаться с врачом, получать ответы, делать обследования в полном объёме. Сходить на несколько консультаций. Таким образом, Вы поймёте, какому врачу можете доверять. Только здесь есть один нюанс – обычно минут через 10-15 консультации пациент устаёт от потока информации так, что уже слушает, но не слышит. Или не слушает вовсе.
2) Про 8-ки. Есть восьмерки, которые растут неправильно. Они толкают другие зубы, или есть капюшон, под который забивается пища итд итп. Это наверно логичное показание к удалению.
Но есть люди, которые нормально живут с восьмерками.
Столкнулась с тем, что во многих клиниках врачи отказываются ставить пломбы на восьмерки, сходу предлагают удаление. Мол, так положено. И с другой стороны есть врачи, которые лечат эти восьмерки. Да, там надо сильно губу оттягивать, чтобы получить доступ. Но было бы желание как говорится. Почему такой противоположный подход?
8-ые зубы с точки зрения эволюции уже не нужны виду Homo Sapiens. Если Вы посмотрите в интернете строение черепа современного человека и неандертальца, то увидите, что размеры челюстей значительно отличаются. Это связано с тем, что люди стали употреблять обработанную пищу. Размер челюстей и зубов уменьшился. Сейчас эволюционно уменьшается количество зубов. Примерно начиная с поколения 1980-х годов редуцируются 8-ые зубы. Они просто не закладываются в черепе. Также у современных детей часто встречается либо шиловидная форма верхних вторых зубов (латеральные или боковые резцы) либо их отсутствие.


В силу данных изменений у современного человека в акте жевания участвуют 4й, 5й, 6й и 7й зубы. Это было известно ещё в 20-30е годы XX века. 8-е зубы в акте жевания не участвуют, за редким (!) исключением. Чаще всего они блокируют прикус, недопрорезываются, стоят не в жевательной дуге, либо имеют циркулярный кариес, прогноз у которого крайне неблагоприятный.

Кроме того, у восьмых зубов абсолютно непредсказуемое и не поддающееся статистической обработке строение системы корневых каналов. У этих зубов крайне часто встречается изгиб канала под 90°, а бывает, что и двойной изгиб. Плюс невозможно ввести инструмент в канал прямо по оси канала из-за расположения зуба. Только эти два пункта делают НЕВОЗМОЖНОЙ качественную (!) обработку системы корневых каналов. Что 100% приведет в дальнейшем к развитию периодонтита. Плюс обработать такой зуб под коронку очень сложно, если вообще возможно. А без коронки каналы не будут герметично закрыты от окружающей среды. В результате будет повторное инфицирование корневых каналов и периодонтит.

В случае лечения кариеса часто бывает невозможно изолировать зуб от полости рта. Без изоляции коффердамом разгерметизация реставрации (пломбы) по статистике наступает в период от 3 до 12 месяцев. Далее под пломбой начинает идти кариозный процесс. Ухудшает ситуацию сложный доступ для чистки – на границе с композитом скапливается зубной налёт, что приводит к развитию кариозного процесса. Часто головка наконечника просто упирается в ветвь нижней челюсти, поэтому удалить кариес в некоторых зонах не представляется возможным. «Беспроблемные» восьмые зубы сейчас скорее исключение.

Дело не в умении/неумении или желании/нежелании лечить "восьмёрки". Это не нежелание лечить, а понимание рисков и исходов. И наличие «двух лагерей» исходит из двух причин:

1) – непонимание рисков и неумение объяснить это пациенту; наличие реальной (!) жевательной эффективности и технической возможности лечения – приводят к тому, что доктор берётся за лечение.

2) - понимание рисков и отсутствие жевательной эффективности и технической возможности приводит к рекомендации удалить зуб. И часто для этого достаточно осмотра, а иногда и пары Ваших фраз.

3) В частной стоматологии, особенно в сетевых клиниках, почти нет консультаций. То, что называется "бесплатная консультация" - это даже не знаю как корректно назвать. Прекрасно, когда есть семейный стоматолог, к которому ходит вся семья много лет, и который как родной. Но когда идешь к незнакомому врачу, никакого кредита доверия быть не может.
Т.е. когда приходишь на такую консультацию, начинаешь задавать вопросы, врачу это очень не нравится. Врач не понимает, зачем вы лезете не в свою область. Врач предлагает вам пойти отучиться на стоматолога и не отнимать у тети время своими вопросами. Почему такой негатив к вопросам? Почему врачу сложно объяснить, какие могут быть варианты, что конкретно он планирует делать итп? Ведь это не бесплатные услуги, за свои деньги должно быть какое-то понимание, что вам будут делать. Но встречала также и платные консультации, на которых могут ответить на все интересующие вопросы.
В нашей стране есть государственные стоматологические клиники и частные. В государственных очень большой поток пациентов. Поэтому время на приём обычно резко ограничено. Примерно на одного пациента отводится в стоматологии 20 минут (зависит от региона). Чтобы было примерное понимание затрачиваемого времени: на опрос и сбор анамнеза (жалобы, как развивалось заболевание, общее здоровье), осмотр первичного пациента (тот, кто в первый раз обратился в эту клинику) уходит от 10-15 минут. Минут 10-15 нужно , чтобы добиться адекватной (!) анестезии. Плюс само лечение. А ещё нужно заполнить кучу документации и взять кучу подписей.

В частной клинике время чаще всего не ограничено (хотя бывают и исключения). Однако там есть понятие «финансовый план». Даже если он строго не регламентирован, нужно понимать, что частная клиника – это чей-то бизнес. И чаще всего не врача. А любой бизнес должен приносить прибыль. Поэтому клиника может позволить врачу тратить на бесплатную консультацию около 15 минут. Если это продвинутая клиника, где руководство и врачи понимают важность подробной консультации, ответов на вопросы, то там консультация обычно длится не менее 30 минут. Либо бывает платной. Консультация – такая же работа врача, как и постановка коронки, удаление, чистка и другие лечебные манипуляции. Не удивляюсь, что врачи не хотят работать даром.

4) Почему большинство стоматологов не показывают пациенту сформированную полость? (Я уже не говорю о том, что некоторые начинают сверлить после слова "кариес", не утруждая себя показать пациенту где этот кариес и как выглядит.)
Это нужно хотя бы для понимания, какая часть зуба будет замещена пломбой.
Как-то раз у меня откололся кусочек пломбы при жевании. При замене пломбы сказали, что она огромная. Потом на КТ и ортопантомограмме я сама увидела размеры этой пломбы. И стало понятно, что таким зубом лучше что-то твердое не жевать.

Не показывают по нескольким причинам:

1) Нет времени – врач работает на потоке. Такое бывает и в частных клиниках, особенно в тех, которые работают по купонам или со страховыми компаниями.

2) Врач не понимает, для чего это надо ему и пациенту. Не обучен этому.

На самом деле, фото-протокол и видео-протокол удобен и для врача, и для пациента. Особенно, если возникает какое-то недопонимание. Незаменим он для динамического наблюдения, профосмотров и отслеживания гарантийных и страховых случаев.

P.S. Если зуб был девитальный (неживой), то его лучше покрыть коронкой. Если живой – то вкладкой OVER LAY (их ещё накладками называют). Почему – объясню в следующем посте.

5) Почему стоматологи напрягаются, когда просишь показать их карпулу с анестетиком, шприц с названием пломбировочного материала? Они что-то скрывают? Или есть что-то некорректное в этой просьбе?
Точно не скрываем. Что Вам даст название пломбировочного материала или анестетика? Практически ничего. Их сейчас вагон и маленькая тележка. И пациент, не будучи специалистом, сам не сможет понять преимущества и недостатки того или иного материала. А вот задать такой вопрос – про плюсы и минусы метода/материала и т.д. Вы конечно же можете. И адекватный специалист без напряга на них ответит. Если конечно же у него есть на это время.) Неподходящий Вам анестетик врач не будет ставить однозначно – себе дороже.

А напрягаются врачи скорее потому, что сейчас, к сожалению, развито такое явление как потребительский экстремизм. Увы, если лет 5-7 назад над этим словосочетанием смеялись, то сейчас это уже утвердившийся в профессиональной среде термин.

7) Про тн "план лечения". Насколько это нужная бумага и почему не все ее предоставляют? Суть в том, что план лечения должен быть подписан двумя сторонами, что гарантирует то, что в процессе лечения стоимость не возрастет. Всегда ли это работает? Или в любом случае окончательная стоимость лечения становится понятна только в конце лечения?
План лечения (ПЛ) безусловно нужен, особенно в сложных ситуациях. Он не обязательно должен быть в виде сметы с ценами за манипуляции. Главное, чтобы у Вас и у доктора было чёткое понимание что, когда и как делать. Я считаю, что и доктору, и пациенту это удобно, в том числе план, где прописаны цены. Однако ПЛ не может гарантировать, что цена в процессе лечения не изменится. Почему может измениться цена?

Во-первых, потому, что изменился диагноз. При этом цена может измениться в разы. Например, в ходе составления ПЛ был диагноз «глубокий кариес» а по факту оказался «хронический пульпит». Или доктору понадобились дополнительные манипуляции. Например, при лечении каналов, ко второму посещению в каналах есть экссудат (воспалительная жидкость). Пломбировать каналы в этом случае постоянным материалом нельзя, нужно повторно ставить лекарство. Стоимость лечения при этом увеличится.

Человеческий фактор. Доктор – это прежде всего врач. У него психика не заточена под решение финансовых вопросов на приёме. Даже если он работает в частной клинике, или выставляет огромные чеки. Поэтому он просто может забыть включить какую-либо манипуляцию в финансовый план, и вместе с тем её провести.

Иногда приходится менять план лечения уже в процессе лечения, так как каждый организм по-разному реагирует на одни и те же манипуляции. Поэтому точную цену лечения просчитать практически невозможно. Можно знать примерную стоимость.

8) Про лечение кариеса во время беременности. Кто решает, надо ли беременной пациентке что-то лечить во 2 триместре или "это терпит"? И если это терпит, то как может врач это предполагать, если допускается, что во время беременности кариес может быстро прогрессировать? Частные стоматологии неохотно берут на лечение беременных, часто отказывают, тк в случае чего не хотят нести ответственность.
Не берутся лечить, потому что боятся или не имеют чёткого понятия как и что можно делать, а что нельзя. Плюс отягощается эта ситуация тем, что беременные женщины, как бы это сказать, очень пугливы, что-ли. И общество это поддерживает. Очень много мифов. Например, что:

1) беременным нельзя анестезию.

Ответ: можно, Артикаин не проникает через плацентарный барьер. Поэтому с 16-ой недели, когда плацента сформировалась, можно спокойно ставить анестезию. Главное с пониженным содержанием эпинефрина. Беременным нельзя Мепивакаин.

2) Беременным нельзя делать рентгеновские снимки

Ответ: Компьютерную томограмму, ортопантомограмму – нельзя, так как высока доза. Обычный прицельный снимок (радиовизиограмма, РВГ, RVG) на датчик – можно. Даже несколько. Ничего при этом ни ребёнку, ни женщине не будет.

НО: если вдруг будут какие-то поблемы с беременностью (а ведь они могут быть, согласитесь), то первый, кого вспомнят, будет стоматолог, сделавший РВГ. Поэтому в Европе и США снимки делают и беременным, а у нас – нет. По крайней мере не везде.

Какие-то плановые, сложные процедуры лучше отложить до родоразрешения – имплантация, протезиррование, плановое удаление восьмых зубов. Лечить кариес – можно, глубокий – нужно. Гигиену (чистку) делать – обязательно. Острые состояния – обязательно.

9) Про средний кариес. Несколько раз на приеме врача слышала после лечения "нерв близко, если заболит приходите депульпируем".
Далее вопрос. Почему нельзя ДО процесса лечения обсудить с пациентом все возможные варианты? Вот у пациента ничего не болело. Он пришел "полечиться" и после пломбы заработал пульпит. Не пришел бы или пришел бы позже - итог был бы тот же. Считается ли это осложнением или нормальным исходом? Входит ли в таком случае дальнейшее лечение осложнений по гарантии? Или скажем так гарантия на пломбу означает только то, что она простоит минимум год? А если под ней что-то заболело - это ваши проблемы?
Может ли стоматолог ДО начала лечения определить риск возникновения в дальнейшем реакции пульпы?
Про «нерв близко» - это уже не средний кариес, а глубокий. И часто бывает, что под глубокий кариес маскируется другой диагноз – хронический пульпит. Бывают случаи, когда НЕВОЗМОЖНО отдифференцировать эти диагнозы. Тогда доктор принимает решение сохранить зуб – ставит пломбу и предупреждает о возникновении боли и депульпировании. Пульпит после лечения глубокого кариеса не является осложнением, скорее одним из вариантов развития заболевания. Изменения в пульпе (нерве) происходят уже при кариесе в пределах эмали (начальном кариесе). После лечения они регрессируют, то есть исчезают, пульпа восстанавливается до нормального жизнеспособного состояния. Однако бывает при глубоком кариесе у взрослых, при среднем кариесе у детей, при длительном контакте кариозной полости (например, после выпадения пломбы) с полостью рта, что в нерв попало такое количество инфекции, что он уже не может восстановиться. Это и есть хронический пульпит. После постановки герметичной пломбы он переходит в обострение. Хронический пульпит после лечения кариеса – негарантийный случай.

До начала лечения определить риск возникновения пульпита невозможно. Для этого нужно взять кусочек пульпы, сделать гистологический препарат и посмотреть его под микроскопом.

Гарантийный срок необходим для выявления технических нюансов и последующего их исправления. Появление нового кариеса возле пломбы в течение любого срока является новым диагнозом и не является гарантийным случаем.

10) Про кальциевые прокладки. Есть 2 лагеря. Одни ставят прокладки, даже под постоянные пломбы (Кальцимол). Другие говорят, что это прошлый век и современные адгезивы (6-7 поколения) не токсичны и не требуют никаких прокладок. Далее вопрос, если спросить у стоматолога, на адгезивах какого поколения он работает - стоматолог сразу пошлет в лес или есть шанс получить нормальный ответ на резонный вопрос?
Любые прокладки в современной стоматологии нецелесообразны. Изолирующие – ухудшают силу сцепления пломбы с зубом. Лечебные (кальциевые) могут вызвать пульпит или способствуют облитерации (закрытию твёрдой тканью) пульповой камеры, устьев корневых каналов (вход в корневой канал) и самих каналов, что приводит к невозможности попасть в канал без оптики, а иногда и с оптикой. В результате лечение будет сложным или зуб окажется не поддающимся лечению. Либо будут осложнения, не совместимые с дальнейшим сохранением зуба (перфорации).

Исключение – случайное вскрытие рога пульпы. Тогда ставят точечно специальный биоинертный (!) материал. А далее всё как обычно – без прокладок. Сейчас все адгезивы от 5-го поколения и выше. Не токсичны, не требуют использования прокладок.

11) Итого. Почему у стоматологов возникает такая неприязнь, когда пациент начинает задавать вопросы, много вопросов? Ведь цена вопроса достаточно высока в любом случае, и зубы новые не вырастут если что. Врач должен как минимум объяснить, за что человек платит деньги.
Если вопрос не срочный, то почему бы не обсудить все детали, чтобы было полное понимание зачем оно все нужно и за что платишь деньги?
В хирургии есть плановые и экстренные операции. Когда плановая операция - там подготовка, есть возможность выбрать хирурга, поболтать в анестезиологом, обсудить план операции, возможные исходы. Если на скорой привозят человека, то там уже состояние не то, чтобы обсуждать детали и "выбирать" врача, там только просьбы "памагити".
Так и с зубами.
Всё дело во времени и понимании специфики работы в современной стоматологии. На то, чтобы ответить на все вопросы уходит не 15 и не 30 минут. Чаще час и более. Вы, как пациент, готовы платить за это время? Есть врачи, которые дают подробные консультации. Только такие консультации бесплатными быть не могут. Так как самый дорогой ресурс в мире – время. В государственных поликлиниках врачи ограничены по времени, в частных – финансовым планом. Плюс за задержки по головке не гладят. В современных клиниках адекватный врач ответит на все Ваши вопросы, либо ему поможет в этом менеджер (они обычно берут на себя финансовую и организационную сторону вопроса).