2676

Ответ на пост «Физика уровня Пикабу»1

Проснувшись поутру, я наткнулся на вопрос, который не дал мне спокойно пить чай за завтраком. Процитируем его здесь, чтобы пустить мысль в полёт:

Итак, постановка задачи определяется ответами на выражения (1) и (2). И мы эти ответы таки знаем! В строгих научных терминах выражения формулируются следующим образом:

(1) Поток импульса в газ внутри колеса определяется вязкостью в газе;

(2) Воздух обладает массой, а следовательно, его движение инерционно.

То есть, в простых и ясных выражениях (1) и (2) уважаемый @Santus сообщил нам, что для решения задачи о вращении воздуха в колесе необходимо использовать уравнение Навье-Стокса. Вот оно, напишем его цветными карандашами:

Красным выделен градиент давления, он двигает воздух вместе с колесом вперёд, и мы его проигнорируем. Синее слагаемое вэ-градиент-вэ нам тоже не пригодится: оно равно нулю, если колесо плюс-минус круглое. Здесь мы, конечно, потеряем шанс рассчитать вот такое колесо:

Но, будем честны, с таким колесом надо задавать другие вопросы. Есть ещё последнее слагаемое, покрашенное зелёным. Оно описывает турбулентность и мы его пока заметём под коврик.

В итоге уравнение на скорость, с которой крутится воздух, оказывается довольно простым:

Во второй строчке мы решили, что колесо круглое, и его можно описывать в цилиндрических координатах. И вот, глядя на простой дифур в частных производных, можно уронить ностальгическую слезу по студенческим временам. Но мы пойдём дальше.

Для определённости будем считать, что мы разглядываем колесо автомобиля «Жигули» шестой модели 1978 года выпуска, жёлтого цвета, который за 20 секунд (водитель никуда не спешит!) разгоняется до 75 км/ч (куда нам торопиться, в кювет?)

За окном +20°, колёса накачаны до 1.8 избыточных атмосфер, плотность воздуха при этом \rho = 3.4 кг/м³, а вязкость \eta = 1.82×10^{-5} Па×с. Всё, осталось затолкать уравнение и две константы в написанную на коленке разностную схему. Из неё мы получаем очень красивый ответ:

...смысл которого в том, что мы наврали. По этому решению выходит, что воздух внутри колеса раскручивается несколько минут. Вот только число Рейнольдса к концу разгона жигулей зашкаливает за 400 тысяч, а значит, турбулентное слагаемое, заметённое под коврик, выглядит под ним примерно так:

Турбулентность приведёт к тому, что воздух раскрутится ещё быстрее. Не будем пытаться посчитать её аналитически, сразу нарисуем колесо в расчётном пакете, который умеет вычислять турбулентное течение газов:

И, при тех же условиях, воздух в колесе при разгоне крутится примерно на два-два с половиной метра в секунду медленнее, чем само колесо:

Вот, отставание лучше видно на картинке с угловой скоростью:

Тем самым, за время разгона Жигули проедут 208 метров, колесо сделает 115 оборотов, а воздух внутри него — около 65 оборотов.

А что, если колесо крутится, а воздух внутри него стоит? Раскрутится за несколько секунд, об этом на третьей гифке. Как будет вести себя в колёсах воздух под давлением 10 атмосфер или залитая вместо воздуха вода, автор не считал — здесь есть простор для дальнейших исследований.

Автор благодарит ОРВИ за любезно предоставленные время и упоротое состояние, использовавшиеся в данном расчёте.


Ps. В комментах к исходному посту упомянули один важный момент, который тут не учтён: деформацию колеса. Она будет насколько-то тормозить кручение воздуха в колесе, но расчёт того, насколько именно, будет ещё более упорот.

Лига упоротых расчетов

478 постов7K подписчиков

Правила сообщества

Лига занимается странными веселыми подсчетами на основании уже имеющихся в общем информационном доступе знаний. Расчеты - ради лулзов и хорошего настроения. Не нудите сами и не занудничайте в адрес других, играть в Шелдона Купера хорошо до определенного предела.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
821
Автор поста оценил этот комментарий
Для ЛЛ: крутится, но медленнее, чем колесо.
раскрыть ветку (64)
29
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
26
Автор поста оценил этот комментарий

Хороводоводоведы - одобряют

раскрыть ветку (2)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Хороводоведофобы опасаются этих ваших одобрений

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Хороводоводоведофобофилам нравится опасение одобрения

144
Автор поста оценил этот комментарий

Чёрт, надо было это вынести в преамбулу. Но уже лень.

Будем надеяться, что лига заплюсует ваш комментарий. =)

раскрыть ветку (31)
82
Автор поста оценил этот комментарий

Я хоть не из Лиги Лени, но из Лиги Тупых, поэтому все равно поставила плюсик

раскрыть ветку (7)
37
Автор поста оценил этот комментарий
Из лиги тупых ставят крестик
раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий
- Ну какой же это крест? Это скорее буква «хе».
Иллюстрация к комментарию
6
Автор поста оценил этот комментарий
Из ЛЛ и ЛТ +
раскрыть ветку (4)
12
Автор поста оценил этот комментарий
За красивые гифки могут полайкать и ЛГБТ+
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Радужные да?
3
Автор поста оценил этот комментарий
ЛЛЛТ - это какой-то новый небинарный гендер?
раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий
"ЛЛЛТ+": лига лени одобряет, лига тупых ставит плюс. 😀
22
Автор поста оценил этот комментарий

Не все так плохо, я вот, из-за отсутствия пометки для ЛЛ решил прокрутить вниз минуя много текста рассуждений, увидел слона и крайне заинтригованный таки прочитал статью. Благодарю вас за столь упоротые расчеты)

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Примерно так и выглядит большая часть моих проектов. Слон под ковром)
13
Автор поста оценил этот комментарий

А как долго воздух движется в колесе после остановки авто?

раскрыть ветку (12)
9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

И насколько влияет ещё вращающийся воздух, на последующее ускорение после короткой остановки!

раскрыть ветку (8)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Наполняем колёса гексафторидом серы и используем для рекуперативного торможения!

Эффективность будет нулевой, но весело же.

раскрыть ветку (7)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Эффективность будет нулевой, но весело же.

Вот такую науку я одобряю!

раскрыть ветку (3)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Фондам в формах заявок на гранты нужно добавить пункт: "почему это весело". Только это гарантирует, что над проектом реально будет работать.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Наука в принципе весело.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Зачем нужны все эти науки и университеты, если нельзя чего-нибудь взорвать? (с)

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну пральна. Давно известно, что колесо нужно качать азотом.
0
Автор поста оценил этот комментарий

А то всё только гелий, действительно...

0
Автор поста оценил этот комментарий

Мне непонятно, но очень интересно)) Ах, шайтан.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Да столько же, сколько и разгонялся.

раскрыть ветку (2)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Но колесо ведь сильнее просядет в одном месте после остановки, там будет затор...

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
"... Но расчёт будет ещё более упорот")) посчитайте как повлияет деформация)
11
Автор поста оценил этот комментарий
У меня 2 вопроса:
1)Хули бля ты такой умный, аааа?
2) Хуля я бля такой тупой!?
Че тут вообще написано!???
раскрыть ветку (3)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Это уже три вопроса.
раскрыть ветку (1)
19
Автор поста оценил этот комментарий
Он тупой, ему простительно)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Нихуя не понятно, но очень интересно.
1
Автор поста оценил этот комментарий
За окном +20°, колёса накачаны до 1.8 избыточных атмосфер, плотность воздуха при этом \rho = 3.4 кг/м³, а вязкость \eta = 1.82×10^{-5} Па×с.

Прошу прощения, но вот при дальнейшем движении автомобиля температура шин неизбежно повышается, воздуха в них тоже. Он расширяется и давление значительно повышается. Не значит ли это, что чем выше скорость автомобиля, тем скорость вращения воздуха в прогретых шинах становится ниже?

В теоретической плоскости можно ли его замедлить до полной остановки, бесконечно увеличивая давление?

раскрыть ветку (1)
13
Автор поста оценил этот комментарий
С ростом температуры в замкнутом объёме плотность так-то не поменяется. Зато падает вязкость, растёт уровень турбулентности, и воздух перемешивается быстрее. Если покрышка шероховатая, скорость может выровняться даже быстрее.
Но вот если сделать заполнение колес бесконечно тяжёлым, разогнаться, действительно, не выйдет. Короче, не наливайте в покрышки ртуть, она для урановых ломов.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Чаю хоть попил?

0
Автор поста оценил этот комментарий
Как быть с нагревом шины и, собственно, повышении давления при езде?
37
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, мы инженеры. Без визуальной модели всё хуйня, нужно моделирование вращения воздуха в среде колеса, чтобы видно как крутится воздух в колёсике. А на вопрос крутится он или нет, ответ мы можем и в красном справочнике 1978 года посмотреть.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Навсегда запомнил как новый физик в школе сказал:
"18/20? Похер, это единица"
раскрыть ветку (4)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Для оценок в физике есть только единица, пи и степени десятки.
раскрыть ветку (3)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В принципе, да. Всё, что не сводится к этим величинам - пересчитывается в другие таким образом, чтобы вышеуказанное утверждение стало истиной.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Но единица же 10 в степень 0. Так что вариантов вообще не разбежаться)
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Можно сузить место для разбега ещё сильнее: корень десяти и его степени. Пи округляется до этого корня с превосходной точностью.
11
Автор поста оценил этот комментарий

ЛЛГС

2
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, это было очевидно)
раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Вы тут давайте, не выпендривайтесь. Две лиги не смогли осилить, а ему очевидно, видите ли.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ей)))
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Тем более! )))
2
Автор поста оценил этот комментарий

Как чай если крутить кружку.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Было так интересно, чтотя даже не подумала пойти в комменты за ответом для лл

0
Автор поста оценил этот комментарий
Спс
0
Автор поста оценил этот комментарий
Фух. Теперь я спокоен
0
Автор поста оценил этот комментарий
Спс
0
Автор поста оценил этот комментарий
ллгс
0
Автор поста оценил этот комментарий

ЛЛГС

0
Автор поста оценил этот комментарий

:-*

0
Автор поста оценил этот комментарий
Ллгс
0
Автор поста оценил этот комментарий
ллгс
0
Автор поста оценил этот комментарий
Спс
0
Автор поста оценил этот комментарий

спасибо добрый человек

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо
0
Автор поста оценил этот комментарий
А что они с этой информацией будут делать?
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Ничего, им лень
0
Автор поста оценил этот комментарий
А после остановки воздух будет продолжать крутиться по инерции или сразу остановится?🤔
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Будет тормозить так же, как и раскручивался.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку