Ответ на пост «Блокировка счетов по ФЗ 161»2
Банковские карты ошибочно стали блокировать из-за нового закона
Что создаст неудобства, так как придётся повозиться для снятия блокировки, а иногда даже судиться несколько месяцев. Но банк за такое безобразие можно наказать. Как это сделать - читайте в конце этой статьи.
Уже с этого месяца граждане могут столкнуться с ошибочной блокировкой своих банковских карт из-за нового закона, направленного на борьбу с мошенниками. Закон оказался, как это часто бывает, сырым и плохо продуманным. От непрофессиональной подготовки норм закона теперь страдают не только мошенники, но и вполне добропорядочные граждане!
О случаях блокировки всех имеющихся у клиента карт стало известно с конца июля, когда в силу вступили изменения в Законе о национальной платежной системе. По новой редакции документа банки, отправившие деньги гражданина мошенникам, обязаны их вернуть при условии, что получатель перевода есть в специальной базе Центробанка. Самих же получателей таких средство ждет наказание в форме блокировки счетов. А там кого только нет - в базе ЦБ РФ! В эту базу граждане часто вносились и вносятся до сих пор по ошибке...
Впрочем, в ЦБ РФ отмечают, что попадание в базу данных регулятора сведений о добросовестных клиентах банков маловероятно. Но не исключено.
Если же это случилось, следует обратиться в Банк России и потребовать удаления своих данных. Регулятор имеет право отказать гражданину, если посчитает его операции сомнительными, в таком случае решить вопрос поможет обращение в суд. Судиться придётся несколько месяцев. Всё это время все счета и карты гражданина во всех банках будут заблокированы.
Кроме того, в Центробанке сообщили, что банки могут блокировать даже денежные переводы россиян самим себе, если в таких операциях будут обнаружены признаки подозрительных. В этом случае гражданина тоже могут включить в базу подозрительных клиентов.
Как по закону работает блокировка мошеннических переводов?
При подозрении на мошеннические операции банки обязаны отсрочить платеж на два дня или отказать клиенту в проведении операции. Для того, чтобы применить такой механизм, банку будет достаточно увидеть в базе данных сведения о том, что получатель денег является сомнительным лицом, например если когда-то ранее такой человек продавал или покупал криптовалюты с использованием банковских карт.
Как и ожидалось, "косячный" закон уже начал работать с косяками и россияне начали сталкиваться с блокировкой доступа к онлайн-банкингу и платежным картам из-за поправок в ФЗ-161. Уже есть первые обращения в кредитные организации, обсуждается тема на форумах и финансовых маркетплейсах. Число пострадавших граждан от действия ЦБ РФ растет.
Обращения, связанные с блокировкой онлайн-банкинга, стали появляться в конце июля. Люди отмечают, что уведомления приходят от банков, которые, в свою очередь, ссылаются на новые поправки в федеральный закон о национальной платежной системе (ФЗ-161), которые вступили в силу с 25 июля 2024 года.
"Мы блокируем карты, доступ в приложение и личный кабинет, если ваши данные попали в базу Банка России (ЦБ) на основании информации от МВД и других органов, поэтому воспользоваться счетами не получится", - сообщают своим клиентам сотрудники поддержки банков.
Не получится воспользоваться своими картами, счетами и деньгами несколько дней или недель, говорят столкнувшиеся с проблемой клиенты. Дело в том, что на рассмотрение обращения регулятору дается 15 рабочих дней. И именно ЦБ принимает решение об исключении из списка.
И банки в ходе обсуждения, и сами клиенты уже отметили, что отправили запрос на снятие ограничений, на что пока получили отказ. Такой вот Центробанк - суровый и непоколебимый в своих ошибках. Решение можно обжаловать в суде - долго и нудно.
Кстати, в базу сомнительных личностей легко можно попасть и сейчас: если у человека, например, украли карту или доступ к онлайн-кабинету в банке, мошенники могут сперва вывести все деньги, а дальше использовать его счета как транзитные - для перевода денег с других. Тогда счёт тоже будет считаться мошенническим, а бывший и вполне добропорядочный владелец карты будет помечен в базе как мошенник.
Почему банки блокируют всё без разбора при малейшем подозрение?
С введением нового закона банки должны возместить клиенту средства, переведенные им без добровольного согласия. Соответственно, если данные получателя или клиента есть в реестре, риск для банка возрастает, как и повод для блокировки.
Впрочем при ошибочной блокировке пострадавший гражданин имеет право обратиться в суд по ЗоЗПП и возместить с банка моральный ущерб и все возникшие убытки.
Особенно будет иметь смысл посудиться с банком гражданам-самозанятым и ИП. Можно будет предоставить суду договор (поставки, оказания услуг, продажи товара) с контрагентом, который сорвался по вине банка из-за нарушения срока платежа. Неполученную при этом прибыль (упущенную выгоду) можно будет отсудить у самого банка. Юристы уже прорабатывают такие схемы наказания кредитных организаций.
Банковское сообщество
2.4K постов5.7K подписчиков
Правила сообщества
Нельзя:
1. Оскорблять пользователей;
2. Публиковать материал, не относящийся к банковской сфере;
3. Заниматься откровенной рекламой;
4. Призывать модераторов попусту.
Доп. пункт: Публикация, удовлетворяющая всем требованиям, но получившая отрицательный рейтинг, удаляется