Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца.

Древние айны заселили японский архипелаг 15 000 лет назад и до 5го столетия нашей эры этот период истории Японии назывался Дзёмон. На земле восходящего солнца росли и процветали рыбацкие поселения, общины охотников и собирателей, земледельцев. Родоплеменные сообщества правили островами, так продолжалось до тех пор пока разрозненные протогосударственные образования не объединил свет Сына Солнца, Покинувшего дом отгадывать бездействие духов, или Каму-Ямато-Иварэбико-но-Микото, или если кратко - императора Дзимму, первого императора Японии, жившего и мудро царствовашего в 7 веке до нашей эры.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

От истоков государственности, будто весенние потоки ручьев с самой Фудзиямы, быстро росло и множилось население Японии, чтобы занять свое место в истории. Почти 14 столетий спустя появления Сына Солнца, к моменту когда к власти пришел принц Сётоку Умаядо, Добродетельный, Япония уже вполне окрепла. В прочем это была ещё не Япония ("Ниппон" - место, где восходит солнце), а Ямато ("Великая гармония"). В то далекое время жители страны Великой гармонии прочно стояли на Пути богов (Синто). Традиционные верования - синтоизм - уходят корнями в Дзёмон так глубоко, что, скорее всего, являются прямыми отголосками первых культов палеолита и неолита.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

Синтоизм исповедует веру во множество богов и духов, в наличие души у всего живого. В почитании богов - ками - есть множество интересных вещей, незнакомых нам. Храм, например, строился вокруг Синтай - предмета, содержащего кусочек божественной души. А так знакомые нам ворота Тории - это врата для иного мира, мира где живут боги. Боги и духи были присущи местам, эмоциям и даже болезням. Открыты были врата Ямато и для торговли с Китаем и Кореей. Военная мощь молодой Ямато была настолько огромной, что вполне соперничала с династией Тан в своем влиянии и дележе Корейских царств: Пэкче и Силла. Из Пэкче же в Ямато пришел буддизм. Это произошло приблизительно в 552 году через торговые пути, по которым путешествовали первые последователи религии и торговцы. Появление буддизма едва ли не вызывает начало гражданской войны. Всё дело в том, что новую религию представляло отдельное посольство из Кореи. Посольство прибыло с богатыми дарами к императору Ямато - это были большие позолоченные статуи Будды. Но вместе с дарами прибыло и проклятие. Ближайшее окружение императора поражает странная болезнь. Некоторые умирают. Но это знатные люди - они не ходят на рынок, не живут в крестьянских домах на несколько человек, аристократическая изоляция и скромный уклад жизни прерывают вспышку болезни.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

Мы знаем столько деталей, потому что Япония буквально только что внедрила систему хроник, позаимствовав её в Китае. Хроники описывают состояние больных “как будто они были сожжены”. Исходя из этого, мы предполагаем два различных симптома: сильный жар и/или поражения кожи. Дары быстро уничтожают, решив, что они прокляты, как и новая религия. Но искоренить веру одним росчерком пера или взмахом катаны невозможно. Двое владык и главы кланов начинают войну: Мононобе но Мория и Сога но Умако. Мононобе выступает за полный запрет буддизма в Японии, он сжигает первые привезенные изображения Будды и разрушает первые храмы. Сога но Умако утверждает, что новая религия мирная и принесет пользу. Состоится битва при Шигисане, и Мононобе убивают. Мирный Буддизм победил.
В 585 году вспыхивает ещё одна эпидемия, на этот раз масштабнее, и мы встречаем описание язв, возникающих на коже. Затем на два столетия всё замолкает. Это не значит изоляцию государства - за эти два столетия Япония отправила в Китай 11 посольств, приняла 7, состоялось около 80 дипломатических встреч с представителями корейских государств. Но при этом практически нет информации о серьезных эпидемиях. Почему? Есть две версии: первая - этому способствовали внутренние конфликты и вызванные ими пропуски записей в хрониках, вторая - начинающаяся затяжная внешняя война с Китаем за господство в Корее. Для Японии она закончилась сокрушительным поражением. В результате одной из великих битв, в которой сражалось до 50 000 воинов суммарно с обеих сторон, Ямато разбили. Было это в 663 году на реке Пэккан, сражение получило название Битва при Хакусонко.
С точки зрения геополитического баланса сил это было самое сокрушительное поражение за всю историю. Япония потеряла не только флот в 400 кораблей и до 10 000 профессиональных воинов, но и важнейшего союзника и соседа - державу Пэкче. Это вызвало целый шквал последствий. Государство Пэкче распалось. Знать союзников мигрировала в Японию и северную Корею - тогда это было государство Когурё. Япония же приняла у себя огромное количество простых ремесленников, а военные и гражданские чины Пэкче получили такие же должности и жалованье. В дальнейшем империя Тан установит протекторат над регионом, и волны миграции в будущем начнут только расти вместе с китайскими репрессиями. Продолжаться они будут и спустя 60 лет после Битвы при Хакусонко.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

Так, весной 735 года в Дазайфу - это иностранный порт в северной части Кюсю - прибывает корейский рыбак. Мужчину лихорадит. Через несколько дней на его коже появляются пятна… Пятнистая сыпь проходит множество стадий - от пурпуры до геморрагических поражений с кровотечениями. Постепенно оспины покрывают каждый сантиметр кожи, они появляются на слизистых носа, ротоглотки, гортани, трахеи, бронхов, конъюнктивы, прямой кишки, постепенно перерастая в эрозии… Вскоре такая же лихорадка начинается у всех, с кем контактировал больной. За осень и зиму она охватывает весь город. Но Дазайфу не обычная деревня, а центр импорта и экспорта - товары отсюда расходятся по всей Японии, товары, которые везут японские торговцы. Инкубационный период составляет до 14 дней. Для Японии это начало конца. В последующие несколько лет эпидемия оспы унесет жизни от 1\3 до половины всего населения, оказав огромное влияние на культуру, религию, политику и формирование японского общества на целую тысячу лет вперед.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

Религиозная конфронтация буддизма и синтоизма приводит к мифологизации болезни. Это больше не обычная эпидемия - это атака демона, карающего тех, кто отринул “Путь богов”. Изначально в возникновении оспы начали винить некую злобную сущность "Онрё". Буквально, это мстительный дух, неупокоенный призрак, вернувшийся в мир живых, чтобы отомстить за свою смерть. Такая месть называется "Татари", и пока она не свершится, дух не уйдет. Такое нередко бывало в царственных семьях. Когда, например, император Камму подставил своего брата Савару, чтобы обвинить в заговоре и казнить, тот принял облик духа, и императору пришлось переносить не только дворец, а вообще столицу, переехав из Нагаокакё в Киото.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

К 736 году эпидемия оспы охватывает весь Кюсю. И образ мстительного духа, поразившего рыбака, его семью, их соседей и друзей, начинают связывать с Дооcодзин - ками, или божество “блокирующее путь”. Это обитатели перекрестков и развилок. Они должны защищать города и деревни от бедствий, таких как эпидемии, преграждая им путь. Представьте себе, сначала никто не хотел общаться с семьей рыбака, так как они совершили зло, за которое их карал Онрё, но эпидемия росла. Постепенно изолировался Дазаифу, ведь Доосодзины дорог, ведущих в город, гневались, и город был наказан. Что это, если не мифологизированные правила карантина?

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

К сожалению, весной 736 года из Хонсю направляется дипломатическая миссия на Корейский полуостров. Японскому послу поручают улучшить отношения с корейскими государствами, а затем вернуться с отчетом. Но эмиссар заболевает и не переживает своё путешествие, а вот его свита вынуждена вернуться ко двору и отчитаться о провале миссии. Фактически, они добрались до Хонсю, достигли центра эпидемии и повернули обратно, забрав болезнь из очага распространения и отправившись с ней в путешествие по всей стране вплоть до императорского дворца. С этого момента нет ни единого шанса сдержать рост эпидемии ни религиозными верованиями, ни островной изоляцией. Японию охватывает великая эпидемия оспы 735-737 годов. А за следующие несколько лет из гневного Ками формируется образ Хосогами - ужасающего Бога оспы.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

До наших дней сохранились замечательные записи о предпринимаемом тогда лечении. И это тот уникальный случай, когда назначаемые мероприятия едва ли не интересней самой истории. Государственные врачи, проходившие обучение в соответствии с канонами традиционной китайской и индийской медицины, давали различные терапевтические советы, основными из которых были завертывание пациентов в теплые покрывала, употребление рисовой каши и вареного зеленого лука от диареи, насильное кормление в случае отсутствия аппетита. Лекарственные средства от оспы не назначались, так как было замечено, что они или не помогают совсем или делают процесс течения болезни значительно тяжелее.
После выздоровления пациентам запрещалось есть сырую рыбу, свежие овощи или фрукты, пить слишком много воды, принимать ванну, заниматься сексом, гулять на ветру или в дождь. Для облегчения состояния кожи смешивали муку из красной фасоли с яичным белком. Для лечения острых папул применяли менструальную кровь, мёд, порошок из коконов тутового шелкопряда.

Общая смертность составила 30%, в некоторых районах до 60%. Нам это известно по переписям, налоговым ведомостям, записям о владении землей. После поражения в битве при Хакусонко японские власти инициировали не только строительство масштабных укреплений, но и усилили государственный контроль. На случай ответного вторжения Тан были пересчитаны и записаны продовольственный и людские ресурсы, кроме того, благодаря активным военным подготовкам, мы знаем, что с 730-х годов было несколько лет низкого урожая. Население голодало. Отчасти плохое питание способствовало распространению эпидемии: это снижало иммунитет и заставляло постоянно перераспределять запасы, увеличивая плотность сообщения разных провинций. Медленно, но верно совокупность факторов приближала число заболевших к максимальному. Так, например, провинция Идзуми, расположенная недалеко от столицы, к 737 году, согласно налоговым ведомостям, потеряла 44% от всего взрослого мужского населения.
Современные исследования доказали, что чёрная оспа, поразившая Японию в 8 веке, это молодое заболевание. Где-то в начале нашей эры на ближнем Востоке мы приобрели её от контакта с больными верблюдами, и постепенно, шаг за шагом, эпидемии проходили по каждому региону нашей планеты. Чёрная оспа пришла в Китай в 4-ом веке, а в середине 6-го - в Корею. Дойти к 8-му веку до Японии для неё было вполне логичным. Но вот что выбивалось из стандартной картины, так это масштабы эпидемии.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

Оспа в целом высококонтагиозное заболевание. Передача происходит при вдыхании переносимых с воздухом частиц. Обычно это экспрессируемые на слизистых носа, рта и глотки микрокапли. Для того, чтобы заразиться, достаточно оказаться на расстоянии 2 метров от больного. Или вступить в контакт с инфицированными биологическими жидкостями, или загрязненными объектами, такими как постельное белье или одежда. Но заболев всего 1 раз и выжив, бывший пациент получает иммунитет от болезни до конца жизни. Для того, чтобы обычная вспышка заболевания переросла в эпидемию, должно быть несколько условий. В том числе, и большое количество неиммунизированных индивидов. Когда это число становится достаточно большим и соединяется с контагиозностью, мы получаем пандемию - болезнь не просто распространяется очагами, она переходит в лесной пожар. Япония, благодаря территориальной изолированности, при всей своей активной торговле и дипломатических связях не была подвержена постоянному влиянию оспы. Это позволило возникнуть целым поколениям людей, живущих в Великой гармонии и никогда не видевших оспу.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

Теперь же, когда она пришла, заболевание затронуло все слои общества. Погибло огромное количество придворных, контактировавших с больной знатью. Умирают четыре брата клана Фудзивара, одного из самых могущественных в стране. Всё окончание периода Кодай и весь период Тюсэй, а это действительно почти тысяча лет, Япония будет разгребать последствия пандемии. И, увы, это не простое преувеличение. Вот, например, династические вопросы и внутренняя политика: титул министра юстиции (удайдзин) и приближенного к императору переходит от усопших Фудзивара к Тачибана но Мороэ. Позднее его сын, унаследовавший положение, Тачибана но Нарамаро, ослепленный амбициями, организует заговор, чтобы убить пару конкурентов и укрепить свое положение. Но заговор раскрыли, всех участников казнили забив до смерти. А чуть позже противники Нарамаро организуют собственное восстание, чтобы занять освободившееся место. Восстание точно так же будет раскрыто и подавлено. В итоге это, как снежный ком, сформирует череду мелких интриг, которые, сложившись вместе, вырастут в государственный переворот. Клан Фудзивара вернётся и узурпирует императорский трон во время события, известного как инцидент Джова в 842 году.
Попытки предотвратить исход населения с территорий эпидемии и вернуть его в поля приведет к раздаче земель в частную собственность всем, кто хочет на ней выращивать рис. С одной стороны, производство риса действительно вырастет, а с другой - возрастет и число мелких феодалов. Что изменит внутреннюю карту Японии, заложив фундамент для многочисленных феодальных войн и сёгуната, как контрсилы, направленной на объединение. Массовое вымирание уничтожит спрос на блага и предметы производства, но сами блага и имеющиеся богатства никуда при эпидемии не деваются - это быстро сформирует новый класс элиты среднего звена. Окончательно укрепится многожёнство, как способ борьбы с нехваткой наследников. С одной стороны, наследников, начиная с 8-9 веков, феодалам действительно будет хватать, а с другой - чем больше наследников, тем больше междоусобиц по дележу самого наследства.
Внесёт пандемия изменения и в религиозный уклад. Апологема о том, что эпидемия является карой Ками, обыграется буддизмом. То, что было карой древних богов, свяжут с вредом, причинённым новой вере. Религиозные обряды лечения вберут в себя не только обе религии, но и первые медицинские наблюдения. Те, у кого сыпь оставалась красной, как правило, выздоравливали. Это укрепит миф о том, что красный цвет, которого традиционно боятся демоны, помогает от болезни. Постепенно, по мере прихода и ухода последующих эпидемий, народ Японии смирится с неизбежностью оспы и будет лишь молиться о том, чтобы переболеть ей только один раз.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

История же с обидой, причиненной Будде, отзовется в истории глобально. Император Шому обзаведется собственным религиозным чувством вины и станет яро поддерживать буддизм, стараясь искупить вред. Поддержка и приверженность к религии дойдет до крайних степеней. Так, например, строительство великого храма Тодай-дзи и Дайбуцу - гигантской статуи Будды - почти обанкротит и так разоренную и опустевшую страну. А в 784 году император Камму вообще перенесет столицу из-за возросшего влияния буддизма. К этому времени в столице Японии будет уже 1600 буддийских храмов.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

В обиход, связанный с болезнью, войдут красные куклы неваляшки - Дарумы.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

Первоначально красный цвет кукол произошел от одежды монаха, принесшего Дзен Буддизм в Китай, Бодхихармы. Форма неваляшки при этом связана с легендой о длительных молитвах и покачиваниях монаха в позе лотоса со скрещенными ногами. Позднее куклы Дарума стали важным и популярным символом японской культуры , сегодня их часто изображают с фразой "Nanakorobi Yaoki", что означает "семь раз вниз и восемь раз вверх". И это позитивный предмет, символизирующий надежду и оптимизм. Вообще больным детям часто выдают как лекарство разные игрушки. Это не только Дарума, но и, например, традиционный барабан на палочке - Дэн-дэн дайко. Его можно тоже покрасить в красный цвет, и тогда он будет мультифункциональным: пугать демонов и звуком и цветом. Исторически такие способы лечения/помощи ассоциируются с хорошим состоянием. Когда ребенок играл, он был здоров. Если он заболел, надо дать то, с чем он играл, и состояние здоровья вернется.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

В Индии, кстати, где оспа побывала раньше, у неё тоже было отдельное божество - богиня Мариатале в красном платье. По легенде она поссорилась с отцом и, разорвав, бросила в него свое ожерелье. В местах, куда попали бусины, от её проклятья образовались пустулы. А традиции лечить оспу красным цветом разнесутся по всему миру и будут жить ещё долгое время. Даже Елизавета I, заболев оспой в 1562 году, заворачивалась в красное одеяло. Даже спустя тысячу лет правительство Массачусетса в 1731 году приняло закон, требующий вешать красную ткань на всех зараженных местах. Даже наука в 1903 году в лице Нильса Финсена, лауреата Нобелевской премии, призывала размещать пациентов в палатах с красным светом.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

Куклы, впрочем, тоже пережили рубеж в тысячу лет. Сегодня это не только китайские и японские неваляшки, используемые в качестве детских игрушек и туристических сувениров, но и любопытный символ просвещения. Даруба продается с закрытыми глазами, такой монах означает слепоту, и духовную, и нравственную. Глаза можно нарисовать самому. Монах с одним открытым глазом - это поставленная цель. Монах с двумя открытыми глазами - это достигнутая цель. Считается что это одна из трактовок достижения просветления. В японском для этого есть специальная фраза, “смотреть в оба глаза” = прозреть. Сегодня популярны тату с одноглазыми Дарубами, это своеобразный обет, когда человек принимает на себя миссию по достижению цели.

Оспа - апокалипсис в стране восходящего солнца. История, Медицина, Эпидемия, Оспа, Япония, Длиннопост, Scientaevulgaris

А уже обязанность по достижению цели/клятва гармонично вписалась в структуру криминальных татуировок, дополнив существовавшие традиционные изображения. Но это уже совсем другая история.


Спасибо, что дочитали,

ваш SV.

Все о медицине

11K постов39.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
Автор поста оценил этот комментарий

Оспа в своё время успела и индейцев выкосить. Странно, правда, что не было никаких индейских болячек, которые косили бы европейцев.

раскрыть ветку (27)
34
Автор поста оценил этот комментарий

Это не странно. Есть такая годная книга "Ружья, микробы и сталь", в которой очень подробно разобрано почему европейская цивилизация стала доминировать, несмотря на то, что появилась позже других, почему индейские и африканские народы развивались медленнее и почему болезни обрели в средние века такую силу.Читается легко и узнаешь много нового.

раскрыть ветку (19)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Ружья, микробы и сталь
Звучит интересно. Обязательно надо почитать. Правда, вопрос был о том, были ли болячки местных индейцев, которые косили европейцев. Ведь по идее оспа выкосила индейцев из за того, что у них не было иммунитета из за изоляции - следовательно, европейцы тоже могли подхватить что-то у индейцев, к чему у последних был иммунитет, а у белого человека - нет.
раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Они и подхватили - сифилис.

А в "Ружья, микробы и сталь" описывается почему в европе были страшные для индейцев боелзни, а в америках нет.

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В двух словах  можете сформулировать?

раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий

В двух словах смысл в том, что в Африке и обеих Америках в следствии гораздо меньшей концентрации народонаселения болезни не могли так сильно буйствовать и мутировать, а следовательно и иммунная система не так быстро училась им противостоять. Получается вообще забавная ситуация, когда отдельно взятый африканец или индеец оказывается обладателем куда как более крепкого здоровья нежели европеец. НО нашего "дохлого" европейца хрен убьешь, его иммунная система это зверь который просто бросается на все незнакомое, как следствие коллективный иммунитет выше, вероятность эпидемии ниже.

P.S. А вообще книжка очень интересная.

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

не только. Еще виновата близость большого количества домашних животных. Многие в 1 помещении с домашними животными жили, а всякие курицы-овцы-коровы это носители болезней. Болезнь животных мутирует и вот уже то, что было не опасно для человека, внезапно становится смертельным. Грипп человеку от птиц достался, оспа от коров, от свиней вообще куча всего.

В Ю. Америке домашними животными разве что ламы выступают, которые пасутся в горах.

Вот тут очень интересно на эту тему чел рассказывает. https://www.youtube.com/watch?v=mEMFT-vEEZo

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А в статье написано, что оспа от верблюдов.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

коровья оспа тоже есть

1
Автор поста оценил этот комментарий
Мне больше sapiens понравился.
5
Автор поста оценил этот комментарий

Если рассматривать эту книгу как притягивание всех фактов за уши с целью доказать изначальный тезис, то она хорошая. Если как честное научное исследование - никуда не годится.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Почему?

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что, в принципе, там есть интересные вещи и факты, но основная идея географической детерминированности рассчитана, видимо, на идиотов. Например, большую часть своей истории Африка вовсе не была "изолирована Сахарой", как пишет Даймонд — да и сама Сахара образовалась, в общем, сравнительно недавно. Аналогично, Северная Америка была богатейшим в смысле животного разнообразия континентом — да-да, и лошади там водились — но местные индейцы банально всех сожрали, не делая никаких попыток приручить. Особо доставляет то, что во всей книге Даймонд ни разу не упоминает такое серьёзнейшее преимущество, в частности, месоамериканских цивилизаций, как возможность получать несколько урожаев в год (Европе до такого изобилия далеко даже в южных своих областях). И вот на таких подтасовках и умолчаниях строится вся книга.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт Северной Америки там приводится идея, что, конечно, крупные животные были везде, однако на континентах, где люди долго эволюционировали бок о бок с животными их было не так просто выжрать, ведь они привыкли защищаться от человека. Думаю, дай людям возможность что-то выжрать, если это не будет защищаться они выжрут, вне зависимости от района проживания. История с птичкой додо - наглядный пример.

Насчёт Сахары сложно сказать, что именно там было. Но даже изоляция тысяч на 6 лет редко когда благоприятно сказывается на развитии. Даже лет 200 изоляции Японии довольно сильно замедлили её развитие в тот период, а здесь тысячи лет.

В сельском хозяйстве я не разбираюсь, но в той же книге отмечено, что культуры Европы более каллорийны да и другие факторы были полезные, так что, возможно, бонусы не перекрывали сложностей.

Довольно сложно рассуждать на такую древнюю и маштабную тему, всё не проанализируешь, но то, что описано - интересно и напоминает, что здесь не лаборатория и условия не одинаковы, поэтому чистого эксперимента "кто круче" провести не выйдет.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий
однако на континентах, где люди долго эволюционировали бок о бок с животными их было не так просто выжрать

Даже по состоянию на XV век в Америках всё ещё было, кого приручить, но не приручали. Ну вот нет и всё. На эту тему хороший отзыв дал небезызвестный некоторым биолог Еськов:

https://afranius.livejournal.com/109373.html


Но даже изоляция тысяч на 6 лет редко когда благоприятно сказывается на развитии

Никакой изоляции там не было. И Сахара проходима по ряду маршрутов (чем невозбранно пользовались, да, пожалуй, и пользуются арабские работорговцы), и вдоль Нила вниз гуляй-не хочу, и даже через Баб-эль-Мандебский пролив, говорят, ранние хомо сапиенсы запросто переправлялись, а негры почему-то "не шмогли". Может, всё-таки негры того-с...не очень сообразительные от природы?


культуры Европы более каллорийны

Не вижу, чем шестикратный за год урожай маиса хуже одного-двух европейских урожаев пшеницы, простите. А если ещё прибавить картошечку...

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Еськов утверждает, что пририучать-то может кого и было, но они явно уступали по качествам. А шанс, что возьмут что-то новое и крутое выше, чем станут браться за что-то новое и так себе. Да и звери там были приспособленные к небольшим территориям, прирученные в одном месте скорее всего не прижились бы в другом.

Про изоляцию довольно интересный коммент, она бывает не только в плане перемещений человека, но и в плане распространения растений и животных.

"В защиту Даймонда все же надо отметить - когда он говорит о меридианной недоступности - он упирает не на джунгли/горы, через которые трудно перелезть сапиенсу - а о том, что не всякая флора, цветущая в полушарии северном, может попасть в южное путем медленной миграции. Не климат ей, сезоны не те и вообще.И приводит примером Африку - пшеница попала на юг континента лишь с голландцами, безудержная сорговая экспансия банту, которая практически вымела всех не негров из Западной и Восточной Африки затормозилась на тысячелетия, пока они продирались сквозь неподходящий их набору живности тропический пояс.А ведь Америка с ее осиной талией - пожалуй, похуже Африки будет, тут, действительно - только дальний каботаж поможет, который и европейцы с арабами освоили лишь во втором тысячелетии нашей эры. Действительно крутые мореплаватели у нас на планете были разве что полинезийцы, а вот обычный местный каботаж требует как условие - уже оседлых народов с торговыми излишками, т.е. фактором распространения по меридианному направлению одомашненных тварей быть никак не может.Овцебыки и карибу, идущие через Панамский перешеек выглядят несколько феерично, равно как и металлургия кочевых народов (а оседлых там было как раз всего ничего - ну, отрицательная обратная связь).То что Даймонд пережимает в своем географическом детерминизме - безусловно, разруха была и в головах, но материал он излагает таки неплохо"

Насчёт путешествий ещё можно добавить, что очаги цивилизации были раскиданы далеко друг от друга и случайно найти друг друга идя к чему-то интересному и известному было сложнее.

Насчёт "кто-то не особо сообразителен от природы" сложно говорить. Те же Датчане вели себя долгое время как американцы коренные, особо технологиями не обменивались (тот же Еськов). Однако сейчас Дания - вполне современная страна. И я не могу гарантировать, что когда-нибудь негры не будут ржать над "этими отсталыми европейцами", как когда-то средиземноморье дивилось "дикости" северной европы. Мне кажется, когда нет чётких доказательств чего-то лучше придерживаться нейтральности и судить конкретных людей в конкретных ситуациях.

Картошечка рулит, не спорю. Но хранится хуже зерна. Про именно шестикратное слышать не приходилось, в одной из заметок прошлого восхищались трёхкратному сниманию урожая кукурузы.

Если почитать сколько противоречивой инфы под статьёй Еськова, то можно сказать одно: всё слишко маштабно и слишком давно было, чтобы что-то уверенно утверждать.

Спасибо за инфу.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, мил человек

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Надо почитать, спасибо

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Так же можно и на Ютубе в 2-х частях посмотреть.

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Я прочитала уже и даже книжку купила для родителей, им тоже зашло хорошо)) вообще хоть и относительно молодой человек, но по этой части замшелый, ютуб и научное исследование, даже если оно науч поп — не сочетаются, так как в книжке — нашёл какой-то заинтересовавший вопрос, положил закладку, вопрос в других источниках посмотрел подробнее — вернулся. Ютуб тоже можно поставить  на паузу, но книга дисциплинирует память лучше.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Полностью согласен, но к сожалению из-за частой езды в автобусе из-за тряски предпочитаю смотреть/слушать, чем пытаться читать.

Опять же, например, Дробышевского приятно смотреть и слушать =)

Добра вам!

9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В книге Арсеньева "В горах Сихотэ-Алиня" (начало 20 века) есть про последствия эпидемии оспы в Хабаровском крае. Жуть. Хорошо, что у нас уже были прививки.

Сейчас вакцинация от оспы прекращена, надеюсь она ниоткуда не вылезет. Антибиотики при вирусных инфекциях бесполезны.
5
Автор поста оценил этот комментарий

Множество смертельно опасных инфекций человечестно получило от домашних животных, в том числе и оспа, скученности и антисанитарии в поселениях, развития производящих обществ.


Многие индейцы просто не доросли до своих инфекций, даже до скотоводческих обществ.


А те кто дорос, цивилизации майа, ацтеков, инков и других, имели намного меньшее количество и разнообразие скота чем евроазиатские от которого можно подцепить.

5
Автор поста оценил этот комментарий
А как же сифилис?
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А он разве не из Африки родом? Обычно всякие ЗППП родом из Африки. Если что, то я не знаю, возможно, сифилис родом из Америки.

раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

То, что сифилис из Америки это оч. старая теория, но вроде уже нашли в Европе древние скелеты с сифилитическими изменениями людей, живших задолго до Колумба. Так что откуда сифак пока точно не известно.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Есть теория что сифак который был в европе до колонизации Америки был типа свой родной, им болели годами и норм, а потом сгоняли на кораблях за три пизды притащили заморский и вот он уже выкосил пол европы, он был более агрессивный и умирали от него быстрее.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я находил версию одну. Вроде на пикабу, а может кто рассказывал, хз, давно это было в общем. В чем суть. А суть в сифилисе.  в версии что я слышал говорилось что есть  или было два типо сифилиса. Один условно европейский, а другой уже у индейцев. И за все время у европейцев выработался иммунитет к своей версии, а у индейцев к своей. Однако европейский организм не адаптировался к сифилису от индейцев.  Как то так. Вроде дичь, а может нет. Не специалист.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку