Ошибки восприятия по Диогену Лаэртскому

Внимательно еженедельно изучая материалы нашего канала + рекомендованные ссылки, Вы можете пройти спецкурс по Теории творчества, который НЕ читается ни в одном университете мира.


Данная статья относится к Категории: Ошибки типовые

Ошибки восприятия по Диогену Лаэртскому Ошибка, Мысли, Мышление, Когнитивные искажения, Искажение, Восприятие, Диоген, Видео, Длиннопост

«Неразрешимые трудности согласования видимого и мыслимого, ими указываемые, сведены в десять способов, которыми изменяется видимость предмета.


Вот каковы эти десять способов.


Первый исходит из того, что у различных существ различны наслаждение и боль, различны польза и вред от разных вещей. Это заставляет думать, что и представления у них, не одни и те же от одних и тех же вещей и что поэтому при таком противоборстве лучше воздерживаться от суждений. Так, среди животных некоторые размножаются без спаривания, например огненножигели, арабский феникс или черви, иные же - совокупляясь, как человек и остальные; и при сравнении у одних из них особенности одни, у других - иные; потому и чувства у них различны: ястребы всех зорче, собаки всех чутче, а стало быть, можно думать, что раз глаза у разных животных разные, то и представления - соответственные им. Точно так же и виноградная лоза для козла съедобна, а для человека горька, или цикута для перепелки питательна, а для человека смертельна, или отбросы годятся в пищу для свиньи и не годятся для лошади.


Второй исходит из человеческой природы и личных особенностей. Так, Демофонт, повар Александра, грелся в тени и мёрз на солнце; а аргивянин Андрон, по словам Аристотеля, перешел через Ливийскую пустыню, не пивши. Точно так же один чувствует влечение к врачеванию, другой - к земледелию, третий - к торговле, и то же самое занятие одним идет во вред, другим на пользу. Поэтому следует воздержаться от суждений.


Третий исходит из различия в наших чувствующих отверстиях. Так, яблоко зрению нашему представляется жёлтым, вкусу - сладким, обонянию - душистым; и даже одна и та же форма видится по-иному, отражаясь в разных зеркалах. Из этого следует, что всякая видимость есть не в большей степени одно, чем другое.

Ошибки восприятия по Диогену Лаэртскому Ошибка, Мысли, Мышление, Когнитивные искажения, Искажение, Восприятие, Диоген, Видео, Длиннопост

Четвёртый исходит из предрасположений и общих перемен, каковы здоровье, болезнь, сон, бодрствование, радость, печали, молодость, старость, отвага, страх, недостаток, избыток, вражда, любовь, жар, озноб, не говоря уже о лёгком дыхании и трудном дыхании. От того, каковы предрасположения, зависит и различие видимостей. Ведь даже то, что видится сумасшедшим, не противоречит природе - чем они противоестественней, чем мы? Ведь и мы, глядя на солнце, видим, будто оно не движется; а стоик Феон Тифорейский бродил во сне, а один раб Перикла подымался во сне даже на верхушку крыши.


Пятый исходит из воспитания, законов, веры в предания, народных обычаев и учёных предубеждений. Сюда относятся сомнения о прекрасном и безобразном, об истинном и ложном, добром и злом, о богах, о становлении и гибели всех видимостей. В самом деле, одно и то же для одних справедливо, для других несправедливо, для одних добро, для других зло. Персы не считают невозможным жениться на собственной дочери, а у эллинов это противозаконно. У массагетов (по словам Евдокса в I книге «Объезда Земли») жены общие, у эллинов - нет. Киликийцы находят удовольствие в разбое, эллины - нет. Разные народы верят в разных богов; иные признают предведение, иные – нет. Египтяне покойников бальзамируют, римляне сжигают, пеонийцы бросают в озера. Поэтому от суждения, что истинно, а что нет, следует воздержаться.


Шестой исходит из соединений и взаимодействий, по причине которых ничто не является само собой в чистом виде, а только в соединении с воздухом, светом, влажностью, плотностью, теплом, холодом, движением, испарением и другими воздействиями. Так, пурпур выказывает разные оттенки при солнце, при луне и при светильнике; цвет нашего тела кажется различным в полдень и на закате; камень, который в воздухе тяжел и для двоих, без труда перемещается в воде, то ли потому, что он тяжел, а в воде легчает, то ли потому, что он легок, а в воздухе тяжелеет; а каково все это само по себе, мы не можем выделить, как не можем выделить масло из состава умащения.

Ошибки восприятия по Диогену Лаэртскому Ошибка, Мысли, Мышление, Когнитивные искажения, Искажение, Восприятие, Диоген, Видео, Длиннопост

Седьмой исходит из расстояний, положений, мест и занимающих их предметов. В силу этого вещи, по-видимому большие, представляются малыми, четырёхугольные - круглыми, ровные - бугристыми, прямые - вогнутыми, бесцветные - цветными. Так, солнце за дальностью расстояния кажется маленьким; горы издали представляются воздушными и легкими, вблизи же они громоздкие; солнце на восходе - одно, а в середине неба - другое; один и тот же предмет в лесу - такой, а на открытом месте - иной; статуя меняется от того, как её поставить, а голубиная шея - от того, как она изогнется. Стало быть, так как все эти вещи нельзя мыслить вне мест и положений, то и природа их непознаваема.


Восьмой исходит из количества и качества вещей - из теплоты, холода, быстроты, медленности, бесцветности, цветистости. Так, вино в небольшом количестве укрепляет тело, в большом - расслабляет; так же действует и пища, и многое другое.


Девятый исходит из постоянства, необычности, редкости. Так, где землетрясения бывают часто, там люди им не удивляются; не удивляются они и солнцу, потому что видят его каждый день. Этот девятый способ у Фаворина называется восьмым, у Секста и Энесидема - десятым, десятый же способ у Секста назван восьмым, у Фаворина - девятым.


Десятый исходит из соотносительности, например лёгкого с тяжёлым, сильного с бессильным, большего с меньшим, верхнего с нижним. В самом деле, правостороннее не является правосторонним от природы, а только мыслится таким по соотнесённости с иным и если переместится иное, то и правостороннее перестанет быть правосторонним. Точно так же и отец и брат - понятия соотносительные, и день соотносится с солнцем, и все вещи - с нашей мыслью; а всё, что, соотносительно, непознаваемо само по себе.

Таковы эти десять способов.


Впрочем, последователи Агриппы добавляют к ним ещё пять: от разногласия, от продолжения в бесконечность, от связи, от предположения, от взаимности.


Способ от разногласия прилагается ко всякому разысканию, философскому или обычному, и показывает, как много в нем спорного или смутного. Способ от продолжения в бесконечность не позволяет обосновывать исследование, потому что каждое обоснование требует в свою очередь обоснования, и так до бесконечности. Способ от связи говорит, что всякая вещь воспринимается не сама по себе, а в связи с другими, поэтому все они непознаваемы. Способ от предположения заключается в том, что человек считает возможным принимать простейшие предметы за достоверные сами по себе и не требовать для них обоснования; но это пустое дело, потому что кто-нибудь другой всегда может допустить противоположное. Способ от взаимности применим тогда, когда то, что нужно для обоснования исследуемого предмета, само нуждается в обосновании, например, когда обосновывают существование каналов в органах чувств существованием истечении от предметов, хотя последние в свою очередь требуют для своего обоснования, чтобы существовали каналы в органах чувств».


Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., «Мысль». 1979 г., с. 385-388.


Источник — портал VIKENT.RU


+ Плейлист VIKENT.RU из 11-ти видео:

ТВОРЧЕСКИЕ ОШИБКИ / БАРЬЕРЫ / ГЛУПОСТИ

Изображения в статье

Диоге́н Лаэ́ртский — позднеантичный историк философии, живший предположительно во II—III веках / Public Domain

Изображение Free-Photos с сайта Pixabay

Изображение Miss_Orphelia с сайта Pixabay

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов147 подписчиков

Добавить пост