О военно-морской  фолклендской войне

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

Фолклендские острова - группа островов у южной оконечности Южной Америки(между 51-м и 53-м градусом Южной широты и между 57-м и 62-м градусом Западной долготы).

Состоят из двух больших (Западные Фолкленды (Салидад) и Восточные Фолкленды (Гран-Марино)) и около 200 мелких. островов и скал. Площадь островов 12 170 (12 173) квадратных километров (4699 кв. миль). Геологически связаны с Патагонией. Северная часть Восточных Фолкленд представляет собой холмистую пересеченную местность, называемую Wickham Heights, высотой до 705 метров (2 312 футов) в самой высокой точке островов горе Usborne на Восточном Фолкленде( и г. Адам на Западном Фолкленде: 2297 футов или 700 метров).

Климат океанический прохладный. Осадков 600-700 мм в год. Средняя температура января от 21,9 до 10 градусов, июля - от 2,5 до -5 градусов. На юге располагаются пастбища. Западные Фолкленды гористые, особенно на востоке, где тянутся Hornby Mountains. Деревьев нет ввиду сурового климата и суровых, холодных ветров..

Столица Порт-Стенли(Пуэрто-Архентино, восточное побережье Восточных Фолклендов). Между самой восточной точкой островов - Порт-Стенли, до самой западной - Новый остров 148 миль (238 км).

Население на 1982 год составляло 1,8 тыс. человек в т.ч. 600 человек проживало в Порт-Стенли (метисы и потомки шотландских каторжников), данная территории являлась

владением Великобритании, ее заграничной территорией, однако Аргентина никогда не признавала законность удержания Великобританией Фолклендских (Мальвинских) островов.

В марте 1976 года в Аргентине произошел военный переворот, власть в стране

взяла на себя военная комиссия из 9 человек, на большинство государственных постов в государстве пришли военные, в последующие 6 лет военные правители в Аргентине менялись дважды и видимо в целях удержания своей власти генералы решили развязать небольшую «победоносную войну». Целью агрессии должны были стать Мальвинские острова, тем более, что руководство хунты не раз заявляло о своем стремлении решить вопрос о принадлежности островов.

Основная роль в предстоящей войне отводилась авиации и флоту и это понятно почему, полем боя в этом отдаленном районе мира должны были стать огромные океанские просторы, а ценой жизни для нескольких тысяч британских и аргентинских солдат которую они должны были заплатить были  несколько голых скал в южной Атлантике.

В течении сравнительного не длительного периода кризиса (74 дня) противостоящие стороны вели ожесточенную борьбу в удаленном районе Атлантического океана с применением самых современных вооружений и большого количества войск и техники. Всего в боевых действиях с обеих сторон приняли участие до 60 тыс. человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов, 350 боевых самолетов и вертолетов.

Стремясь к созданию подавляющего превосходства в силах и средствах, англичане отправили в Южную Атлантику до половины боеготовых кораблей и судов от общей численности своих ВМС.

В 317-е оперативное соединение вошли 2 авианосца, 11 эскадренных миноносцев (из них 8 эсминцев УРО типа “Шеффилд”: “Энтрим”, “Глэморган”, “Бристоль”, “Шеффилд”, “Ковентри”, “Глазго”, “Эксетер”, “Кардифф”,), 27 (из них 17 были задействованы у Фолклендов) фрегатов, 3 атомные и 1 дизельная подводные лодки, 2 десантно-вертолетных корабля-дока (“Фирлесс” и “Интрепид”), 6 танкодесантных кораблей, 2 тральщика и другие корабли и суда.

авианосец  "Гермес"

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

авианосец "Инвинсибл"

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

штурмовые (десантные) корабли. В Фолклендской войне 1982 года участвовали оба корабля этого типа: "Fearless" и "Intrepid".

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

В целом развертывание британских экспедиционных сил было произведено организованно и на высоких средних скоростях (примерно 15 узлов). При протяженности маршрута перехода 7100 миль время перехода одного эшелона составило от 27 до 35 суток (12—14 суток — переход к острову Вознесения, 3 — 4 суток — пополнение запасов и отдых личного состава у этого острова, 10 — 12 суток — переход от острова Вознесения к Фолклендским островам) .

Аргентинский ВМФ сыграл очень ограниченную роль в войне, хотя имел возможность повлиять на ход борьбы. Всего в боевых действиях приняли участие только 25 боевых кораблей, что составило менее 30% от боевого состава ВМС Аргентины. Для доснабжения кораблей топливом в море был подготовлен всего один танкер — “Пунта Меданос”.

Корабли и суда Аргентины и Великобритании, принимавшие участие в боевых действиях:

Аргентина

Авианосцы - 1 

Крейсеры - 1 

Эскадренные миноносцы - 4 

Фрегаты - 2 

Патрульные суда - 4 

Тральщики - 2 

Дизельные ПЛ - 2 

Танкодесантные корабли - 2 

Транспорты и

вспомогательные суда - 6 

Танкеры - 1 

Всего -25


Великобритания

Авианосцы -2

Эскадренные миноносцы - 11

Фрегаты  - 27

Атомные ПЛ - 3

Дизельные ПЛ - 1

Танкодесантные корабли - 6

Десантно-вертолетные

корабли-доки - 2

Транспорты и

вспомогательные суда -48

Танкеры - 36

Всего -136

В военно-морской, в значительной мере, Фолклендской войне корабли и суда были первыми целями. Корабли тонули от подводных и надводных атак, но главными "палачами" флотов были самолеты и вертолеты. Хотя, это больше относиться к британскому флоту - аргентинскому ВМФ хватило одной удачной торпедной атаки, чтобы укрыться в своих базах до конца войны.

Тем не менее, более 80% кораблей и судов было потоплено авиацией. Это свидетельствует о том, что, как и в годы Второй Мировой войны, авиация остается грозной силой в боевых действиях на море.

Потери надводных кораблей, судов и подводных лодок:

Тип НК (ПЛ)  Водоизмещение, т  Дата гибели  Причина гибели

Англия

Эсминец УРО “Шеффилд.  4100  10.05.82  ПКР “Экзосет” АМ-39


Фрегат УРО “Ардент”  3250  22.05.82  Авиационные бомбы


Фрегат УРО “Антилопа”  3250  23.05.82  Авиационные бомбы


Эсминец УРО “Ковентри”  4100  25.05.82  Авиационные бомбы


Транспорт “Атлантик

Конвейер”  14 946  25.05.82  ПКР “Экзосет” АМ-39


Десантный кор.

“Сар Галахад”  5674  08.06.82  Авиационные бомбы

Аргентина

Подводная лодка“Сайта Фе" 1870  25.04.82  ПКР AS-12, глуб. бомбы


Крейсер “Генерал Бельграно” 10800  02.05.82  Подводная лодка


Сторожевое судно “Комодоро

Сомеллера”  900 02.  05.82  ПКР “Си Скьюа”

Аргентинской авиации удалось потопить 6 британских кораблей, а также серьезно повредить более 10 кораблей (в том числе оба авианосца, по аргентинским данным).

И только по чистой случайности число потопленных британских судов не возросло. Потери в корабельном составе в ходе конфликта были наибольшими за всю послевоенную историю локальных войн. Суммарный тоннаж потопленных кораблей составил более 50 тыс. тонн.

О месте и значимости флота в Фолклендской войне говорит и тот факт, что процент погибших моряков Британии - 40% от общего числа, Аргентины - более 50%. 500 моряков обеих стран погибли в войне.

В Фолклендской войне были использованы 350 боевых самолетов и вертолетов. Аргентинцы к началу войны располагали примерно двумя сотнями боевых самолетов: из них 6 штурмовиков “Супер Этандар”, 21 истребитель “Мираж” ЗЕ и 23 “Даггер” 34М, 75 штурмовиков “Скайхок” А-4Р, 10 самолетов-разведчиков “Канберра” В-62. 14 самолетов “скайхок” A-4Q находились в ВМС (на авианосце). Реально в войне участвовали 150 машин.

Англичане могли противопоставить только 20 самолетов “си харриер”, находящихся на противолодочных авианосцах “Гермес” (12 ед.) и “Инвинсибл” (8 ед.). Однако вскоре преимущество аргентинской авиации было сведено на нет. На контейнеровозах, переоборудованных под авианесущие корабли, в район конфликта было доставлено до 30 самолетов “харриер” и “си харриер”, а эскадрилья таких же самолетов с несколькими дозаправками в воздухе совершила перелет с Британских островов в Южную Атлантику. Непосредственно на кораблях, развернутых у фолклендских островов было более 80 вертолетов восьми типов (“Линкс”, “Уэссекс”, “Си Кинг”, “Уоси”, “Чинук”, “Газель”, “Коммандо” и “Скаут”), а всего было задействовано около 130 вертолетов.

Сильная аваиагруппировка было создана британцами на острове Вознесения. С этой базы действовали английские стратегические бомбардировщики “вулкан” (10 ед.), самолеты базовой патрульной авиации “нимрод” MR-2 (5 ед.), самолеты-заправщики “виктор” (15 ед.) и самолеты-разведчики “канберра”, в середине мая к ним присоединились еще 14 самолетов “си харриер”. На острове базировалась эскадрилья "Фантомов". Всего за время конфликта на этом аэродроме побывало около сотни самолетов и вертолетов различных типов. Некоторые из них постоянно базировались там. Так, к концу мая на Вознесении находились: 16 "Викторов", 3 "Нимрода", 3 "Геркулеса", 2 "Вулкана", 8 "Харриеров", 3 "Фантома", по одному "Чинуку" и "Си Кингу".

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

В ходе конфликта Великобритания развернула в Южной Атлантике 42 самолета ВВП (28 "Си Харриеров" FRS.1 и 14"Харриеров" GR.3). Ими было выполнено более 2000 вылетов к югу от о. Вознесения, в том числе 1650 в зоне боевых действий. Налет на одну машину составил 55 часов в месяц - до 6 самолето-вылетов в день. Один пилот совершал в день по 3-4 вылета, что требовало примерно 10 часов пребывания в кабине. На начальном этапе боевых действий экспедиционные силы имели по 12 летчиков на каждые 10 машин, а на завершающей стадии - по 14. Боеготовность всех "Харриеров" в целом составляла свыше 80%, а отдельные FRS.1 не сумели совершить по техническим причинам лишь 1% от запланированных вылетов.

Есть и другая статистика вылетов: "Си Харриер" (28 машин) - около 1200, а "Харриер" (14) - до 150. Продолжительность каждого полета составляла примерно 1,5 ч. В авиационных подразделениях ежесуточно 95 проц. самолетов находилось в полной боевой готовности, что позволило осуществить почти все плановые боевые вылеты.

Всего “харриеры” и “си харриеры” совершили 2376 боевых вылетов, в том числе 282 ночью. Общий их налет составил 2675 часов. Каждый английский летчик ежедневно совершал по 3 — 4 вылета общей продолжительностью до 10 часов. Количество летчиков на 1 самолет в начале конфликта равнялось 1,2, а позднее было доведено до 1,4.

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

За всю войну было потеряно 10 самолетов: 6 "Си Харриеров" FRS.1 и 4 "Харриера" GR.3, причем половина - в авариях и катастрофах (4 и 1 соответственно), и погибли 4 летчика. По данным французского происхождения, с помощью ЗРК "Роланд" аргентинцы сбили 4 и повредили 1 "Харриер". Британский анализ показывает, что в актив "Роланда" можно записать только один самолет, еще три были уничтожены огнем зенитной артиллерии и 1 сбит из ПЗРК "Блоупайп".

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

Британцы применили в войне около 130 вертолетов. Они наносили удары по наземным целям и по кораблям противника, вели разведку, доставку материальных средств, осуществляли связь, высаживали десанты, обеспечивали противолодочную оборону оперативного соединения.

Так, единственный уцелевший (его успели поднять в воздух) "Чинук" 848-й АЭ в период с 27 мая по 23 июня налетал 150 часов, подчас имея на борту 81 солдата при нормативе загрузки 30 человек! Существенную помощь вертолеты оказывали при проведении спасательных операций на судах.

Потери английской авиации

“Си Харриер” - 6

“Харриер” - 4

“Чинук” - 3

“Си Кинг”- 5

“Уэссекс” -9

“Линкс” - 3

“Газель” - 3

“Скаут” - 1

Итого - 34

Из них 25 летательных аппаратов были уничтожены средствами ПВО, остальные 9 потеряны в результате аварий.

Аргентинские ВВС всего сделали около 500 самолето-вылетов, при этом в 261 случае летчики возвращались, не выполнив задачу из-за противодействия сил и средств ПВО англичан или из-за нехватки топлива.
О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

Действия 2-й эскадрильи в ходе конфликта можно считать образцом использования ограниченных сил и средств, аргентинцы смогли добиться заметных успехов и не понесли при этом потерь, причем противник у них был самый серьезный, не папуасы на пирогах. Из 10 вылетов 4 оказались полностью и 2 - частично успешными. Из 5 выпущенных ракет достоверно поразили цели две и предположительно - еще две.

При этом стоимость лишь одних вертолетов, уничтоженных на "Атлантик Конвейере", значительно превысила стоимость всех пяти АМ39.

По английским данным, самолеты “супер этандар” произвели 26 боевых вылетов, в ходе которых 1 самолет был сбит и 1 получил повреждения.

Итоги участия «Миражей» и «Даггеров» в конфликте следующие. 8-я ИАГ совершила 91 боевой вылет: 45 на воздушное прикрытие в район архипелага и 46 - на патрулирование над территорией страны и прилегающими водами.

В ходе двух воздушных боев «Миражи» лишь один раз применили оружие и не нанесли какого-либо ущерба неприятелю, зато сами потеряли 2 истребителя и одного летчика. На счету 6-й ИАГ - 133 боевых вылета, из которых 88 завершились встречей с противником. Пилотам «Даггеров» не удалось потопить ни один корабль, хотя они нанесли различные повреждения шести фрегатам и эсминцам. Следует отметить неплохую эффективность применения против кораблей авиационных пушек, огонь которых оказался наиболее результативным при атаке «Плимута», а также умение аргентинских летчиков использовать хорошие разгонные характеристики «Даггеров», что позволяло им уходить от британских ЗУР (от таковых потеряны лишь 2 машины), а иногда и от истребителей.

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

Однако если дело доходило до воздушных боев, пилоты «Даггеров» неизменно терпели фиаско. Дважды они обладали инициативой и первыми применяли оружие, но не смогли записать на свой счет ни одной воздушной победы. Потери 6-й ИАГ оказались весьма тяжелыми: 11 машин и 5 летчиков. В завершающие дни конфликта убыль в матчасти удалось компенсировать поставкой из Перу 10 «Миражей-5Р», но они уже не успели повоевать. Таким образом, располагая достаточно большим парком сверхзвуковых самолетов, аргентинцы не смогли превратить это количественное преимущество в надлежащее качество боевой работы.

За время активной фазы Фолклендской кампании, т.е. с 1 мая по 14 июня 1982 г., «Пукары» выполнили 118 боевых вылетов на вооруженное патрулирование, разведку и для атак противника. По результативности налетов данные отсутствуют. Единственный известный успех - уничтожение британского вертолета 28 мая. Аргентинцы потеряли все 24 IA-58, прибывшие на архипелаг. Погибли 2 летчика и 6 наземных специалистов. Еще одна машина и один пилот погиб при патрулировании материковой Аргентины.

На счету аргентинских "Скайхок", этих устаревших самолетов 4 потопленных и более десятка поврежденных британских судов. Потери составили примерно 50% боевого состава - 45 машин. Даже из состава эскадрильи авианосца "25 мая" было потеряно 3 машины. Другие, использованные в боях машины, самолеты "Канберра" и "Геркулес" особых успехов не добились.На Мальвинах было 25 аргентинских вертолетов. От 10 до 18 машин было потеряно.

О военно-морской  фолклендской войне Локальные конфликты, Флот, Авиация, Длиннопост

Потери самолетов и вертолетов ВВС Аргентины от зенитных средств

от корабельных ЗРК -21;

от наземных ЗРК -14;

от зенитной арт. – 7;

от переносных ЗРК - 10;

Всего -52 летательных аппарата

По английским данным: Потери аргентинской авиации составили более 100 самолетов и вертолетов, в том числе “супер этандар” — 1, “мираж” и “даггер” — 26, “пукара” — 23, вертолетов — 18 и др. Наибольшие потери аргентинские ВВС понесли от зенитных ракет (45 самолетов), 31 самолет потеряли в воздушных боях, 30 — на аэродромах.

По другим данным, в воздушных боях (с английскими “си харриерами”) было сбито только 28 аргентинских летательных аппаратов, причем 25 из них — управляемыми ракетами “сайдуиндср” AIM-9L.

Есть и такие данные: 27 “Мираж III”/“Даггер”, 45 “Скайхок”, 3 МВ-339, 3 “Канберра”, 29 самолетов различного назначения, 10 вертолетов - всего 117 машин.

Таким образом, количество потерянных обеими сторонами в войне летательных аппаратов составило примерно 150 машин или 43% от числа задействованных. Потери летного состава (56 человек) составляют менее 2% от общего числа умерших.

Однако даже через два десятилетия нет полной ясности в вопросе потерь Великобритании и Аргентины.

27 мая Министерство обороны Великобритании сообщило, что к этой дате погибло 109 человек. Аргентинцы признали потерю только 92, хотя на одном “Бельграно” погибло в три раза больше. При окончании войны британцы заявили следующие цифры: около 200 англичан были убиты и около 300 ранены. Аргентинские вооруженные силы потеряли убитыми около 1300 человек. В дальнейшем потери британцев "росли", аргентинцев соответственно "снижались".

Была цифра в 230-236 погибших британцев в т.ч. 120 в сухопутных войсках, количество погибших аргентинцев оценивается в 750 человек и это число так и "закрепилось" во всех западных источниках. Затем "окончательным" числом погибших британцев называли цифру в 250 человек, точнее в 255-256 человек в т.ч.: Королевский ВМФ потерял восемьдесят семь человек, Королевская морская пехота — двадцать шесть, торговый флот — девять и Королевский вспомогательный флот — семь.

Через 15-20 лет после войны погибшими со стороны Великобритании объявили 258 человек в т.ч. 3 жителя островов.

Аргентинские потери иногда оценивают и в 712 и в 700 человек убитыми, были цифры в 690 убитыми и 176 ранеными, но официальная аргентинская цифра - 655 погибших.

В итоге Великобритании удалось отстоять свои заморские территории, однако стоимость морского похода оказалась для страны довольно ощутимой, особенно в условиях безработицы и высоких темпов инфляции. В английской печати отмечалась несоразмерность затрат целям — захвату группы маленьких островов.

Только отправка 317-го оперативного соединения к Фолклендам, по примерным подсчетам, обошлась в 200 — 300 млн фунтов стерлингов (360 — 540 млн долларов). На содержание британских экспедиционных сил в Южной Атлантике затрачивалось около 3 млн фунтов стерлингов в день. Одна ракета стоила 10 тыс. фунтов стерлингов (18 тыс. долларов), торпеда — 500 тыс. фунтов стерлингов (900 тыс. долларов), самолет “харриер” — 5 — 6 млн. фунтов стерлингов (9—10 млн долларов).

Эсминец типа “Шеффилд”, который при постройке стоил 20 — 25 млн фунтов стерлингов (38 — 47 млн долларов), в 1982 г. с учетом инфляции оценивался в 120 млн фунтов стерлингов (230 млн долларов). После завершения конфликта стоимость его для Великобритании оценивалась в 1,5 млрд фунтов стерлингов. Однако это далеко не полные данные.

Расходы Аргентины на войну также не поддаются точной оценке. Предполагается, что расходы хунты достигли 2 млрд. долларов.


Компиляция составлена по материалам сайта

http://historiwars.narod.ru/Index/XXv/Folk/F11.htm

http://historiwars.narod.ru/Index/XXv/Folk/folkmain.htm

Лига историков

13.9K поста50.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения