О Рахманинове…

Имя Сергея Рахманинова для русского человека стоит в одном ряду с П.Чайковским и Ф. Шаляпиным, А. Рублевым и М. Нестеровым, С. Есениным и А. Чеховым, … Его музыка до боли родная, живая, настоящая, о русской природе, душе, о ее величии и сомнениях, о терзаниях и любви. Глубина и таинственное притяжение ее кроется в душе самого композитора.

О Рахманинове… История России, Культура, Классическая музыка, Россия, Русское, Длиннопост

(Е. Ю. Крейцер и С. В. Рахманинов у разлива реки близ имения Красненькое)

«Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством». Эта мысль С.В. Рахманинова пронизывает все его творчество как композитора, пианиста, дирижера... Через всю жизнь пронес он твердое убеждение в том, что искренность самое важное в искусстве, без него оно теряет всякий смысл! Его искренность - это мужество, сталь, внешняя непоколебимость, смешанная с бурей страсти огненного темперамента, так характерного для художественного подчерка Рахманинова!

« … Он не делает никаких лишних движений, не поднимает глаз кверху, ища «где-то» вдохновения. Нет… оно в нем самом, в его необычайной собранности, в чувстве меры, в строжайшем ритме, в послушных ему красивых мужественных руках. Все благородно, просто, внешне спокойно. Невольно приходят на ум пушкинские строки:

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво…

И льются чарующие звуки, то бурные и страстные, то нежные и грустные, и живешь одним чувством с великим художником до момента, пока не кончится это волшебство и зрительный зал не разразится громом рукоплесканий, а он все еще сидит, уронив руки, потом встает и так скромно, просто благодарит публику, застенчиво кланяясь» (из воспоминаний И.Ф. Шаляпиной).

О Рахманинове… История России, Культура, Классическая музыка, Россия, Русское, Длиннопост

Как пианист, Рахманинов выделяется своей исключительной исполнительской манерой. «Он не может быть назван иначе, как гениальным. …У него были изумительные руки — большие, сильные, с длинными пальцами и в то же время необыкновенно эластичные и мягкие. Руки его были так велики, что он довольно свободно мог играть двойные терции в двух октавах одной рукой. Его безграничная, несравненная виртуозность тем не менее не являлась главным в его исполнении. Его пианизм отличался необычно яркой, своеобразной индивидуальностью, которой чрезвычайно трудно подражать. Рахманинов не любил в своём исполнении полутонов. У него был здоровый и полный звук в piano, безграничная мощь в forte, никогда не переходившая в грубость. Рахманинова отличали необычайной яркости и силы темперамент и какая-то суровость исполнительского облика. Ритм его был совершенно исключительный; нарастания динамики и ритма ни у одного исполнителя не производили такого неотразимого впечатления, как у Рахманинова». (воспоминания А. Б. Гольденвейзера)

О Рахманинове… История России, Культура, Классическая музыка, Россия, Русское, Длиннопост

«Рахманинов был создан из стали и золота:

Сталь в его руках, золото — в сердце.

Не могу без слёз думать о нём.

Я не только преклонялся перед великим артистом,

Но любил в нём человека».

(И. Гофман пианист, друг Рахманинова)

Сергей Рахманинов был человеком редких душевных качеств. Его друзья и современники вспоминают о нем как о высоко нравственном, необычайно скромном и исключительно впечатлительном человеке, имеющим прекрасное чувство юмора, открытым и искренним в общении с дорогими ему людьми. « И по истине, тот, кто имел счастье в своей жизни встретить и близко узнать Сергея Васильевича Рахманинова, — не мог не полюбить глубоко этого драгоценного и замечательного человека».

О Рахманинове… История России, Культура, Классическая музыка, Россия, Русское, Длиннопост

(С дочерьми Ириной, в замужестве Волконской (1903–1969) — стоит, и Татьяной, в замужестве Конюс (1907–1961) на даче в окрестностях Дрездена на Эмзер Аллее ,1924)

«Он был высокоморальным человеком, с настоящим понятием об этике и честности. Требовательность и строгость его к себе были абсолютны. Кривых путей он не прощал людям и беспощадно вычеркивал таких из круга своих привязанностей». (З.А. Прибыткова. « С.В. Рахманинов в Петербурге –Петрограде»)

«Совершенно напрасно многие из нас считают Сергея Васильевича суровым отшельником, каким-то анахоретом, замкнувшимся в свой талант. Замкнутость Сергея Васильевича – не что другое, как скромность, суровая требовательность к самому себе и тонко развитое чувство меры. Натура Сергея Васильевича наполнена до краев здоровой жизнерадостностью. В нем много внимания и ласки к людям. Его юмор искрится и пенится, как шампанское в только что щелкнувшей бутылке, заражая всех окружающих». ( И. И. Остромысленский «С. В. Рахманинов»)

Сергей Рахманинов был трудолюбив, считая, что невозможно достичь каких-либо успехов «без целенаправленной, сосредоточенно-систематической и напряженной работы», «конец работы для меня знаменует конец жизни».

О Рахманинове… История России, Культура, Классическая музыка, Россия, Русское, Длиннопост

(За работой, Сенар, 1930-е годы)

Судьба Сергея Рахманинова была крайне непростой, он являлся представителем старой России. Дворянского воспитания, он душой и сердцем не мог принять приход к власти большевиков и разразившейся Гражданской войны, охватившей в пылающем огне всю Россию. В конце 1917 года, воспользовавшись пришедшим к нему предложением из Швеции, с женой и дочерями он покидает Россию, вероятно тогда еще не подозревая, что видит родные и так горячо любимые края в последний раз…

Всю свою жизнь, до самой смерти он прожил за океаном. Вдалеке от Родины он невыносимо тосковал по ее безграничным просторам и красоте знаменного распева… Колокола и сирень явились незабвенным символом умершей с кровавым всадником революции, но жившей в глубине русского сердца, Голубой Руси!

Он пронес любовь и гордость, страдание и боль, разлуку и переживания за судьбы своей страны через свое творчество, композиторский гений которого увековечился в лучах бессмертной славы и спустя время стал олицетворением национальной культуры, поющей душой русской земли…

О Рахманинове… История России, Культура, Классическая музыка, Россия, Русское, Длиннопост

(Со своей собакой Левко на мостках у реки Хопёр близ имения Красненькое ,1899)

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка».

О Рахманинове… История России, Культура, Классическая музыка, Россия, Русское, Длиннопост

(В Ивановке за корректурой Третьего концерта ,1910)

Живя вдали от России, он сумел простить и сохранить преданную любовь к ней. В 1943 году, незадолго до смерти, он дал серию благотворительных концертов, средства от которых направил на медицинскую помощь Советской армии. Его тогда не поняли и даже осуждали, но он понимал, что родина – не политическая система, доминирующая в определенный исторический период. Это родные земли, народ и традиции. Передавая собранные средства генеральному консулу СССР в Нью-Йорке: «…Это единственный путь, - писал он, - каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей родной земли за последние несколько месяцев…». В марте при отсылке в Москву закупленного оборудования он написал в адрес ВОКСа: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в борьбе с врагом. Хочу верить, верю в конечную победу».

О Рахманинове… История России, Культура, Классическая музыка, Россия, Русское, Длиннопост

В апреле 1943 года на кладбище Кенсико появился каменный православный крест. В зеленом парке, в тени лавровых кустов навсегда упокоился великий гений, сердце которого не перестает биться в распевах, переливах и перезвонах Новгородских колоколов его бессмертной музыки!

Мы - Поколение русской весны. Присоединяйтесь к нам!

Лига историков

13.7K поста50.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения