О КАКОФОНИИ

...и психологии.
По-моему, самая сногсшибательная композиция у Флоренс Фостер Дженкинс — Liadoff / Die Musikdose.
Аудиоверсию в интернетах найти легко, а вот звук с видеорядом что-то не подвернулся. Поэтому предлагаю утОнченному слуху читателей другое произведение в исполнении несравненной певицы заодно с возможностью посмотреть на светских модников 1930-х и саму Флоренс Дженкинс на сцене.

Для того, чтобы обратить внимание на экстравагантную вокалистку-сопрано, начавшую петь сто лет назад в возрасте крепко за сорок, есть минимум две причины.
Причина первая: разнообразные патологии всегда привлекают внимание — так уж человек устроен. Чем больше отклонение от нормы, тем более оно заметно, а крайнее отклонение особенно бросается в глаза и неизбежно становится предметом обсуждения.
По уверениям американцев, госпожа Дженкинс — наихудшая певица всех времён. Так или нет, но пожилая девушка была феноменально бездарна.

Путь на сцену для Дженкинс проложили деньги: в свою, по-нынешнему говоря, раскрутку она ввалила изрядную долю семейного богатства. Сто лет назад всё было так же, и всевозможные наши алсу, нюши, анитыцой, клавы и прочие тиматиобразные существа идут проторенной дорогой.
На сцене Флоренс Дженкинс держалась уверенно и нагло. "Критики мне просто завидуют! — утверждала она. — И пусть люди говорят, что я не могу петь, но они не могут сказать, что я этого не делаю!". Кстати, интересно выглядит эта фраза именно в английском варианте "People say I can't sing, but they can't say I didn't sing!" — желающие могут побороться с трудностями перевода.

Сопрано Дженкинс и её специфическая слава гремели в Нью-Йорке и Филадельфии: восходящая эстрадная звезда пятидесяти лет покорила мегаполисы благодаря сокрушительному натиску, а лучше сказать — благодаря любопытству, вызываемому у обывателей любым уродством.

Трудно сказать, с чем у Флоренс было хуже: с головой или с голосом, не способным попасть ни в одну ноту. Зрители шли не на вокал, а на шоу дегенеративной миллионерши, которая себя охотно демонстрировала.

Современники рассказывали, как происходили записи её пластинок. Дженкинс появлялась в студии, делала знак музыкантам и... Она думала, что начинает петь; концертмейстер или оркестранты фиксировали начало звукоизвержения — и аккомпанировали, пытаясь уловить отсутствующий ритм. Ни репетиций, ни саундчека, как это сейчас называется, — ничего. Любая запись сделана с первого раза, он же и единственный. Каждый свежий трек исполнительница признавала безукоризненным — и направляла на фабрику для печати тиража пластинок.

А вторая причина интереса к Дженкинс — в том, что американская вокалистка являет собой прекрасный образчик проявления эффекта Даннинга-Крюгера, отмеченного Шнобелевской премией в области психологии за 2000 год.

Эффект формулируется как метакогнитивное искажение: недоразвитые люди, совершая ошибки, неспособны осознать эти ошибки в силу своей недоразвитости. Под недоразвитостью может пониматься, в том числе, низкая профессиональная квалификация в области, где такой человек пытается действовать и неминуемо ошибается. Результат — возникновение у недоразвитых завышенного представления о своих способностях.

Одновременно существует обратный эффект: обладатели высокой квалификации (выского уровня развития) зачастую склонны занижать свои способности и сомневаться в своих силах. Вдобавок они предполагают, что другие оценивают их потенциал так же низко. И на круг ситуация складывается совсем не радужная...

...а случай Флоренс Дженкинс, который идеально вписывается в эффект Даннинга-Крюгера, напоминает о сказочном количестве нынешних блогеров, журналистов, обозревателей, колумнистов, эссеистов, романистов, сценаристов и прочих всевозможных пейсателей, числящих свои тексты блестящими просто на том основании, что эти тексты были исторгнуты и явлены миру. Хотя вроде всем ясно, что литератор и буквописец (даже грамотный) — это сущности совершенно разного рода, и уж точно не одно и то же.

К слову об интересе публики к уродам: в 2016 году историю какофонического сопрано экранизировали в комедии с Мерил Стрип в заглавной роли, а на последний сольный концерт госпожи Дженкинс в 1944 году все билеты были проданы за неделю до назначенной даты.

Аншлаг.

О КАКОФОНИИ Культура, Литература, История, США, Музыка, Шоу, Бизнес, Психология, Биография, Видео, YouTube, Длиннопост