О Дворфах на стороне Зла

На очереди миф сообщества, подразумевающий, что дворфы создавались для того, чтобы противостоять Морготу, никогда не сражались на стороне зла.


Ещё с давних пор на Википедии, а также у тех, кто с неё копировал, в статьях про дворфов сказано: «Аулэ стремился создать существ, способных противостоять Морготу», причем в некоторых местах ещё добавлено, что дворфы были «стойкими и устойчивыми к огню и злу Моргота», якобы они никогда не сражались на стороне зла. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

О Дворфах на стороне Зла Толкин, Властелин колец, Хоббит, Фэнтези, Эпос, Мифология, Книги, Средиземье, Дворфы, Гномы, Длиннопост

Что у нас касательно "злых" дворфов? В книге «Сильмариллион» сказано, что «издревле все наугрим были воинственным народом и яростно сражались против любого обидчика: против слуг Мелькора, или эльдар, или авари, или диких зверей; нередко и против своих же сородичей дворфов из иных поселений или подданных иных правителей». Во время же Войны Последнего Союза «из дворфов очень немногие приняли участие в битве на какой бы то ни было стороне, но род Дурина из Мории сражался против Саурона».


В книге «Хоббит, или Туда и Обратно» сказано, что «нечестивые дворфы заключали союзы с гоблинами». Во «Властелине Колец» отмечается, что «по природе своей дворфы не злы, и мало кто из них добровольно соглашался служить Врагу, что бы о том ни рассказывали люди в своих сказках». (...) «Впрочем, дворфы с самого начала были крепкими орешками и с особой стойкостью сопротивлялись любым попыткам поработить их. Дворфа можно было убить, сломить, но невозможно было сделать из него тень, подчиненную чужой воле». В 12 томе «Истории Средиземья» сказано: «увы, есть вероятность, что (как и люди позже) дворфы дальних восточных королевств (и некоторых западных?) подпали под Тень Моргота и повернулись к злу».


Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что склонить дворфов ко злу вполне могли. Да, подчинить их чужой воле, обратив тем самым в невольных рабов, было невозможно, но подкупить, убедить ложью, злыми наветами, слухами, всячески запудрив им мозги, вынудить принять неверное решение, обратить против эльфов, людей или же против своих же сородичей - очень даже могли. Причём нередко сами же наугрим, без посторонней помощи со стороны, совершали нападения на другие свободные народы из-за алчности и жадности, обиды или ревности, даже без какого-либо влияния Колец Власти (которые лишь это усугубили).


Однако, как предполагается, таковых всегда было меньшинство, и вряд ли дело доходило до того, что целый род дворфов служил злу, лишь некоторые семьи да кланы. - Примечание редактора.

О Дворфах на стороне Зла Толкин, Властелин колец, Хоббит, Фэнтези, Эпос, Мифология, Книги, Средиземье, Дворфы, Гномы, Длиннопост

Что же касательно главной темы?

«Говорится, что изначально дворфов создал Аулэ во тьме Средиземья, ибо так страстно желал Аулэ прихода Детей, мечтая обрести учеников, которых мог бы он наставлять своим ремеслам и знанию своему, что не склонен он был дожидаться исполнения замыслов Илуватара. И сотворил Аулэ дворфов такими, какими пребывают они и по сей день; ибо облик Детей, коим предстояло прийти, оставался для Аулэ неясен, а власть Мелькора всё ещё простиралась над Землей, – и потому Аулэ пожелал видеть народ свой сильным и несгибаемым». (...) «Потому же, что кхазад предстояло прийти в мир в дни владычества Мелькора, Аулэ создал их сильными и выносливыми. Оттого дворфы крепки как камень и несгибаемы, верны в дружбе и непримиримы во вражде, и переносят голод, раны и изнурительный труд более стойко, чем другие народы, наделенные даром речи; и живут они долго, много дольше людей, однако не вечно».
(c) Сильмариллион. Глава 2. Об Аулэ и Йаванне.

Во-первых, сотворение дворфов связано с тем, что Аулэ так страстно желал прихода Эрухини, дабы наставлять их и обучать ремёслам, что не вынес ожидания и создал наугрим. Во-вторых, понимая то, что Власть Мелькора была крайне высока, он сделал их выносливыми и сильными, дабы они легче переносили все невзгоды и тяжбы. У Аулэ не было цели создавать существ специально для противостояния Мелькору/Морготу, он лишь желал учеников.


Касательно устойчивости дворфов к огню в текстах действительно есть упоминание:

«Ибо наугрим выдерживали огонь лучше, нежели эльфы или люди; к тому же в обычае их было надевать в битву огромные устрашающие маски, и маски эти сослужили дворфам хорошую службу, защитив от палящего дыхания драконов».
(c) Сильмариллион. Глава 20. О пятой битве: Нирнаэт Арноэдиад.

10 и 11 тома «Истории Средиземья» есть по сути повторение вышесказанного, но с изменениями, так как там перерабатывались ранние концепции.


Кхазад довольно сильно менялись в авторском замысле на протяжении многих лет, поскольку его мысль не стояла на месте, а развивалась. В его самых ранних работах дворфы вместе с балрогами и орками классифицировались как чудовища Моргота. В первой версии «Квента Сильмариллион» наугрим продолжали занимать шаткое положение в мире Арды, поскольку создают оружие и для армий эльфов, и для Моргота, а вплоть до поздней «Квента Сильмариллион» ставилось под сомнение даже наличие у оных души.

Из всех этих ранних упоминаний гномов, самое краткое и наименее отрицательное находится в Истории Тинувиэли. Сплетая свое удлиняющее заклятие, Лютиэн упоминает «самые высокие и длинные вещи на свете», среди которых почетное место занимают «бороды Индравангов» (Indravangs). Из Номского Лексикона нам известно, что Индраванги – это особое имя науглат, или гномов, обозначающее Длиннобородые (элемент ванг/фанг тут тот же самый что и в более позднем имени Фангорн – Древобород, он же упомянут и на карте Фимбульфамби). Здесь мы снова видим связь с филологическими интересами Толкина – Лангобарды <…>, т.е. длиннобородые, были одним из германских племен, которые вторглись в разваливающуюся Римскую Империю в шестом веке и поселились в той части Италии, которая и сейчас в честь них зовется Ломбардией. Толкин живо интересовался лангобардами, их историей и легендами. <…> упоминание Гандальва о «деньгах и на потратить и на дать в долг» получает новое значение в всете того что ломбардцы стали знаменитыми банкирами, настолько, что к четырнадцатому веку слово «ломбард» стало обычным в английском языке для обозначения банкира, ростовщика.

Больше мы узнаем о Длиннобородых из «Науглафринга», единственной из ранних историй в которой гномам отведена значительная роль. Здесь нам рассказывают, что существуют две основные расы гномов – Науглат из Ногрода (Nauglath of Nogrod) и Индрафанги (или Длиннобородые) из Белегоста (Indrafangs, or Longbeards, of Belegost). <Во всех остальных местах в Утраченных Сказаниях Толкин истользует науглат в более широком смысле, для обозначения всей расы гномов.> Гномы – действующие лица Хоббита происходят из второй расы, как Гандальв провозглашает в Ривенделле: «Дурин, Дурин», - сказал Гандальв – «он был праотцом праотцев одной из двух рас гномов, Длиннобородых, и предком моего деда.»

Индрафанги, или Длиннобородые, возможно были как-то особенно связаны с Мимом, потому что в Науглафринге они приосоединяются с запланированному нападению на королевство Тинвелинта Артанор (позднее ставший Дориатом) только после того как они узнают о гибели Мима и краже его сокровищ, но что это были за отношения, нам не известно. В любом случае, клятва короля Ногрода «не знать отдыха пока не будет Мим трижды отмщен» (“to rest not ere Mîm was thrice avenged”) эхом отзывается в словах Гандальва «обрушить тяжесть наших проклятий на Смауга» (“bring our curses home to Smaug”) и его размышлениях о том что «С гоблинами Мории мы расквитались... нам нужно подумать о Некроманте.»

Науглафринг дает нам первое полноценное описание гномов у Толкина, пусть и нелицеприятное. Оно настолько разительно отличается от расы, описанной в Хоббите, что Толкин был вынужден в конце концов дать старой расе новое имя, гномы-карлики*, чтобы отличать народ Мима от народа Дурина и их ровни, потомков Семи Колен гномов. <Эти изменения были внесены очень поздно в ходе развития легендариума, в районе 1959-60 годов.> Согласно старой истории (Утраченные Сказания):

«Науглат – странная раса, и никому точно не известно, как они появились на свет. Они не служать ни Мелько, ни Манве, и не знаются ни с эльфами, ни с людьми. Некоторые говорят, что они и не слыхивали об Илуватаре, а если и слышали, то не верили. Тем не менее, в мастерстве и в науках и в знании всех материалов что находят в земле или под водой никто не мог бы с ними сравниться. Живут они под землей в пещерах и вырытых ими городах, и издревле был Ногрод из них самым могущественным. Стары они, и никогда не бывает среди них детей, и смех им неведом. Фигурой они приземисты, но сильны, а бороды их достают до самой земли; а у Индрафангов бороды самые длинные из всех, и они раздвоенные, и гномы обвязывают их вокруг пояса, когда ходят по чужим краям. Всех этих созданий люди называли «гномами», и говорили что искусством и хитростью они превосходят номов (т.е. нольдор, или Глубинных Эльфов) и изделия их чудесны своей изощренностью. Но по правде говоря, в их изделиях самих по себе было мало красоты, и те прекрасные вещи что они сотворили в прошлые века всегда были созданы при участии примкнувших к ним номов.»

Здесь наиболее четко проступает эльфийская предвзятость, пропитывающая Утраченные Сказания (она отсутствует в более уравновешенном повествовании Хоббита), эльфийский рассказчик Науглафринга отказывается признать за гномами даже умение сотворить что-то прекрасное без эльфийской помощи. Более того, нам говорят что в результате неприязни возникшей между народами эльфов и гномов во время событий Науглафринга (именно на них намекают слова «старая свара» промелькнувшие в Хоббите), «с тех пор гномы всегда враждовали с эльфами, и ближе сдружились со слугами Мелько». Так, Наугладур, король Ногрода, набирает орков-наемников для помощи в нападении на Артанор, а в набросках неоконченного «Рассказа Гильфанона» объединенная армия гномов и гоблинов на службе Мелько-Моргота нападает на первых людей и их союзников-эльфов в Палисорской битве.

(с) Дж. Рейтлифф, «История Хоббита». Перевод – Анна «Хельга».

Перевод статьи Майкла Мартинеса можно найти здесь.


Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Пикабу одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

О Дворфах на стороне Зла Толкин, Властелин колец, Хоббит, Фэнтези, Эпос, Мифология, Книги, Средиземье, Дворфы, Гномы, Длиннопост

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ! Ваша поддержка рублем и добрым словом также скажется на качестве и количестве контента в дальнейшем!

Всё о мире Толкина

73 поста388 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Базовое - соблюдение норм морали и этики общения. Все прекрасно понимают, что под этим подразумевается.

Также не рекомендуется распространять заведомо ложную информацию, связанную с текстами Толкина, заниматься софистикой и злостно перечить написанному в книгах и авторской позиции - "радикальные" джексонисты, альтернативщики (ЧКАшники, перумовцы и еськовцы) и прочие, для которых "Толкин был не прав" и "я знаю лучше" здесь не приветствуются.