Нас разрушает не конфликт, а то, как мы о нем думаем
Стыд в конфликте или после
Нередко конфликт сопровождается чувством стыда и мыслями в стиле: Как это выглядит со стороны? Что подумают об этом другие? Почему именно со мной?
Чувство стыда имеет два вида:
Первый – стыд, что вообще попал в конфликт. В обществе есть установка на бесконфликтное общение как образец компетентного, опытного и умного человека. При этом сам человек чувствует/считает, что он мог каким-то образом избежать конфликт, но не был достаточно компетентен для этого.
Второй - стыд за собственное поведение в конфликте. Не важно, какое именно – что стоял как вкопанный или что вышел из себя или что растерялся. Ощущение, что перед другими или собой показал свою незащищенность, «слабину» и что еще более травматично для психики – явное несовпадение собственного образа «Я» и действительности.
Особенностью чувства стыда является то, что оно размытое и острое одновременно, к тому же от него сложно избавиться. Оно царапает самолюбие и не добавляет самоценности.
Тем, что мы замыкаемся, мы «консервируем» в себе это чувство, что, в свою очередь, ослабляет нашу способность противостоять давлению и способствует формированию установки избегать конфликта. При этом сделать вид, что конфликтной ситуации нет, не получится, так как окружающие моментально поймут истинное положение вещей. Как? По нарушенной коммуникации и изменившейся реакции. Скрытый конфликт всегда «висит» в воздухе и окружающие это очень хорошо считывают (обращаю внимание, маленькие дети тоже!).
В такой ситуации эффективнее не молчать, а словами обозначить наличие конфликтной ситуации и предложить Ваше понимание решения.
Теперь об эффективной стратегии мышления, если испытываете чувство стыда в конфликте:
- Конфликты – это нормально. Они помогают понять, что есть противоречие и разрешить его.
- Я вел себя так, как мог себя вести. По-другому в тот момент не мог.
- То, что произошло, уже не может произойти иначе.
Психология | Psychology
23.3K пост60.3K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.