"Направьте свои почтенные стопы в управу", или Малявы китайских братков

Вчерашняя статья о том, как уголовники, ворующие чужое золото, строили собственное государство (Русский "Дикий Запад" - с "блэк-джеком", президентом-словаком и "вышкой" за секс), вызвала самые разные отклики. В частности, на другом ресурсе одна читательница порадовалась подтверждению, что "русские - народ государственный": "Казалось бы, вот он - апофеоз воли и анархии. И на тебе, в результате построили государство с куда более жесткими законами, чем то, от которого старались держаться подальше".


Открою небольшую тайну - на самом деле криминальные сообщества ВСЕГДА строят общество с чрезвычайно жесткими законами, куда более суровыми, нежели нелюбимый ими Уголовный кодекс.


Так было у братков в 90-е, так было у старателей Желтугинской республики и у обретающихся по соседству с ними хунхузов, так было в казачьей Сечи или на пиратской Тортуге.

"Направьте свои почтенные стопы в управу", или Малявы китайских братков История, Китай, Диаспора, Золото, Криминал, Длиннопост

Причина проста - пресловутый "апофеоз воли и анархии" в этой среде называется словом "беспредел", и они сами боятся его как огня. Потому что состояние войны всех против всех делает будущее совершенно непредсказуемым, а человек - это такая скотинка, которая чрезвычайно любит жить и желает это делать как можно дольше.


Поэтому принцип простой - чем более строптивые и злобные создания околачиваются "в нашей маленькой компании", тем более суровые законы им требуются.


Мне при этом всегда было очень любопытно - какими текстами оформляются все эти жесткие законы. Старатели Желтуги, выбирая старост, которым доверяли казнить их (в прямом смысле слова) и миловать, должны были подписать следующий непритязательно написанный документ:


"Мы, люди разных званий, поселившиеся самовольно на китайской стороне для добычи золота, общим сходом от такого-то числа решили установить на прииске нашем, в обеспечение безопасности, порядок и дисциплину, для чего и выбрали, на том сходе, большинством голосов, в правители такого-то, отдав ему полную власть на расправу с теми из среды нашей, которые за проступки свои заслужат какое бы то ни было наказание. Такой-то участок промышленников Амурской Калифорнии, подтверждая своими подписями означенный выбор, просит не отказать принять эту обязанность и признать предъявителей сего таких-то на 4-х-месячную общественную службу нашими старшинами". (цит. по «Сибирские рассказы из жизни приискового люда. Амурская Калифорния»/Спб, Типография М.М. Стасюлевича; Вас. Остр., 2 л., 7; 1888 г., с. 293)


К сожалению, время не сохранило эпистолярного наследия работавших на Желтуге китайских старателей.


И это очень жаль, потому что китайская деловая переписка, даже у уголовников, разительно отличается от европейской, поэтому служит для европейцев неиссякаемым источником лулзов.


Причина проста - в Китае никогда не было дворянства в европейском понимании. Благородство крови там заменяла образованность. Любой говномес, получив нужные знания и сдав экзамен, становился равным вельможам. Но верно и обратное. Китай отличался от всех стран тем, что карьеру там мог сделать ТОЛЬКО образованный человек. Без сдачи экзамена ты никто и звать тебя никак, сколько бы денег у тебя не было.


Поэтому все китайцы (и уголовники - не исключение) старались стать образованными людьми, или по крайней мере казаться образованными людьми.


Посмотрите, например, великолепный фильм Фэн Сяогана "Мир без воров", эдакий китайский вариант "Калины красной". Там предводитель банды уголовников в своей речи часто вставляет фразы на вэньяне - старокитайском языке. У нас аналогом было бы, наверное, постоянное употребление паханом афоризмов на латыни и старославянском.


Так вот, о деловой переписке китайских уголовников. ЖЖ-юзер ilse, писавшая диссертацию о китайских диаспорах за рубежом, выкладывала как-то у себя совершенно чумовой документ.


Китайцы, как известно, активно шуровали в поисках чего-нибудь ценного не только у себя, но и в окрестных странах. В частности, мыли золото на острове Борнео, причем мнение диких аборигенов их совершенно не интересовало.


В результате вся территория острова была поделена между криминальными группировками золотодобытчиков, которые назывались "гунсы", и каждая гунсы добывала золотишко только на своем участке.

"Направьте свои почтенные стопы в управу", или Малявы китайских братков История, Китай, Диаспора, Золото, Криминал, Длиннопост

Точно так же, как и у нас в 90-е, различные гунсы вступали в различные отношения между собой - с кем-то враждовали, с кем-то, наоборот, дружили, образуя некие альянсы.


Письмо, о котором идет речь, написал глава одного из таких альянсов лидерам двух небольших "бригад", которых он подозревал в том, что они начали "водить жалом на сторону" и собираются свалить в соседний альянс. Напоминаю, что во все времена в подобных структурах понты были дороже денег, а в Китае высшими понтами всегда была образованность. Поэтому вот в каких выражениях глава голожопых рудокопов-нелегалов приглашал на стрелку двух "бригадиров" рангом поменьше.


«Наступил момент, когда киноварная энергия убывает и у ворот воды приветствуют осень. В эти дни начинают дуть ветра металла, и лето уходит от наших приозерных сел. Время уходит, но связи остаются.


Мы думаем о наших соседях и о былых событиях. Мы спешим почтительно напомнить вашим благородным гунсы, кто первым предложил вино для возлияния в честь гор и долин. А вы до сих пор разрабатываете эту землю.


Мирные отношения между высшими и низшими достойны времен Яо и Шуня. То, как китайцы и чужеземцы живут здесь под нашим управлением, весьма похоже на то, как управляется Поднебесная и другие страны. Наше горячее желание – в том, чтобы ваши драгоценные гунсы и сегодня процветали так же, как и в прошлом, и чтобы ваши перспективы в будущем были столь же радужными, как и в самом начале, и чтобы ваши драгоценные гунсы, получив это письмо, тут же направили свои почтенные стопы в управу для совещания по некоторым вопросам нашей округи.


Мы печемся о том, чтобы поддерживать великие законы, вдохновленные принципами страны Тан, не позволяя гологрудым (имеются в виду местные дикари - ВН) смотреть на нас свысока. Поскольку в течение долгого времени мы пребывали в отношениях гармонии, мы не должны позволить междоусобным распрям причинить нам вред.


Это письмо не сообщает всего, что стоит сообщить, а то, что сказано, не исчерпывает наших добрых намерений. Мы горячо приветствуем вас из далеких краев и представляем это [на рассмотрение] двум вашим гунсы – Кэнвэй и Синьу».


Для читателей, непривычных к китайским текстам, даю примерный перевод:


"Кароч, вы всегда под нами ходили. Мы всё нормально делали, поэтому и у вас, и у нас всё было нормально. Надо побазарить, как будем дальше жить, чтобы и дальше всё было нормально и никто не беспредельничал. Остальное - на стрелке".


Упреждая вопросы - нормально не получилось. Подозреваемые мелкие гунсы все-таки решились переметнуться, скрысив долю, за что и получили по башке на стрелке. Началась война, и история даже сохранила письмо, в котором сепаратисты просились под крышу соседнего альянса. Начиналось оно так:


"Письмо от Кэнвэй-гунсы, написанное с почтением и поднесенное его светлости великому цзятаю Гу многоуважаемого Ланьфан-гунсы.


В последнее время, уже много лет, наше скромное гунсы переживает огромные трудности. И с самого начала мы были слабым краем, а потом нас посетили бедствия войны; неоднократно вы обращали на нас свою благую заботу, и тем самым мы не раз спасались. У нас не было возможности отплатить вам, и всякий раз, когда мы думали и спрашивали себя об этом, мы осознавали, что нам стыдно глядеть в лицо вашему почтенному гунсы..."


Не пугайтесь, целиком приводить не буду, понимаю, что совесть надо иметь. Они там еще долго на пупе елозили.

_______________

Это отрывок из моей книги "Жизнь примечательных людей".

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Фейсбук - https://www.facebook.com/BolsaaIgra/

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Лига историков

13.6K постов50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения