Лига Палеонтологии
Серия Альманах исторических исследований Музея метро

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?»

Мы продолжаем публиковать исследования ребят со станции «Выставочная», посвященные нашему родному предприятию – неиссякаемому источнику вдохновения для изучения его истории, традиций, влияние на город и на страну.
Автор исследования и соавтор проекта #изметро Иван Мартон.
Смешной факт - данное исследование используют наши друзья с геологического факультета МГУ Какой мрамор в метро самый древний? Чем мрамор отличается от гранита? Какая самая "палеонтологическая" станция в метро? среди своих студентов, чтобы те нашли в нем ошибки, может и вы найдете 😂🕵️‍♀️

Московский метрополитен – это сложное транспортное сооружение, без которого невозможно представить сегодня нашу столицу. Метрополитен имеет богатую историю, начавшуюся 15 мая 1935 года, когда была введена в эксплуатацию первая очередь от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры».

Сегодня Московский метрополитен считается одним из самых красивых в мире и является настоящим подземным музеем, попасть в который не составит большого труда, надо всего лишь просто купить билет и спуститься в это подземное царство не только уникальных архитектурных шедевров, но и настоящих палеонтологических организмов, многим из которых более 600 миллионов лет.

Необычными палеонтологическими находками в нашем любимом метро я заинтересовала совершенно случайно. Музей метрополитена каждый год снаряжает научно-исследовательскую экспедицию, посвященную ранее не изученным или малоизвестным фактам из истории метро. И одна из таких экспедиций в 2018 году была посвящена исследованию уральских мраморных карьеров, в первую очередь Коелгинского и Уфалейского месторождений, мрамор которых украшает множество станций Московского метрополитена. По результатам этой экспедиции была выпущена интересная книга «Метро в камне», которая и послужила своеобразным толчком к изучению такой познавательной темы, как палеонтология на станциях метро.

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

Сегодня на более 60 станциях #мосметро можно найти уникальные палеонтологические объекты, в том числе и на станциях, признанных памятниками архитектуры и объектами культурного наследия.

Станции и стены московского метро оформлены породами с месторождений, собранных со всего постсоветского пространства, а также Италии, Индии и других стран мира. Наутилусы, аммониты, морские лилии, морские ежи, губки, брахиоподы, кораллы, гастроподы и другие существа - все они жили в морях много миллионов лет назад, а теперь встречаются в облицовке станций метро.

Существует такая легенда, что при изначальном проектировании Московского метрополитена, планировалось все оформлять простой плиткой, но в стране в то время плитка оказалось дефицитным материалом и было решено использовать дорогостоящие материалы, а это около 100 наименований камней и минералов из разных месторождений. Основные из них: мрамор, известняк, гранит, травертин, габбро, гнейс, родонит, офикальцит и многие другие.

И так, давайте попробуем выяснить сколько же лет на самом деле лет метрополитену, точнее его стенам, причудливым узорам на колоннах станций и камне, использованном в облицовке.

Возраст самых древних пород, которые можно встретить на станциях мосметро, относящихся к Докембрийскому периоду, составляет несколько миллиардов лет – это камень, привезенный из Карельских месторождений. Гранит и Гнейс, которые являются очень старыми породами (до 4 млрд. лет назад), по химическому и минеральному составу близки друг другу и обладающие высокой прочностью. За счет их столь почтенного возраста, найти в них в окаменелости нельзя, но они привлекают своим видом.

Или взять, например, Карельский розово-бежевый кварцит с Шокшинского месторождения. Это единственное в мире месторождение малинового кварцита находится недалеко от Петрозаводска, на берегу Онежского озера, в поселке Шокша.

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

Его возраст, конечно гораздо моложе - около 1,8 млрд лет, но найти в нем интересующих нас живых обитателей древних морей, которые мы могли бы рассмотреть, представляется с большим трудом, так как ископаемые остатки живых организмов в розовых, плотно переплетенных зернышек кварца, встречаются крайне редко. Шокшинский кварцит можно увидеть во всей красе на пилонах станции «Бауманская».

Следующей геологической ступенью, на которую мы можем перешагнуть, изучая станции метрополитена является Силурийский период (до 3,5 млн. лет назад). Наверняка, те кто интересуется историей метрополитена, обращали внимание на станциях на мраморы с интенсивным рисунком от серого с темными включениями до светло-серых и серо-голубых оттенков в виде прожилок. Это уфалейский мрамор, привезенный с Нижне-Щеленского карьера, из знаменитого мраморного месторождения г. Уфалей в Челябинской обл. и одного из самых древних на Урале.

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

К тому времени на Земле уже были почти все типы животных организмов, а вся Сибирь была покрыта морем. В окрестностях Саян и Алтая лежала цепочка низких островов. Здесь на дне водились: хиолиты, конулярии, гелиолитиды, хететиды, одиночные и колониальные губки, кораллы, брахиоподы и другие необычные существа. Все это многообразие древних живых организмов можно рассмотреть на станциях, оформленных уфалейским мрамором.

Теперь предлагаю перейти к наглядным примерам и познакомиться с наиболее известными палеонтологическими экспонатами на станциях метро. И начнем мы с наутилусов.

Кто же такие? Наутилусы - (подкласс Nautiloidea, отряд Nautilida) - головоногие моллюски, появившиеся в каменноугольном (до 360 млн. лет назад) периоде и существующие до настоящего времени. Их раковины, как правило, спирально закрученные, разделенные на перегородки.

Самого известного Наутилуса мы можем с вами увидеть в оформлении станции «Добрынинская», которая облицована мрамором с месторождения «Салиете» Грузия. Это красивый камень, с красновато-коричневым мраморизованным известняком с жилками и гнездами белого карбоната и с огромным количеством остатков животных организмов, в том числе нашего «героя». Это один из лучших образцов, обнаруженных в метро из красного мрамора. Найти это ценный древний организм можно на платформе со стороны выхода в город.

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

Также интересные образцы наутилусов можно обнаружить на станциях: «Электрозаводская», «Площадь Ильича», «Арбатская» АПЛ, «Комсомольская» - кольцевая, «Таганская» - кольцевая, «Первомайская», «Павелецкая», «Лубянка» и «Сокольники».

Кстати, интересный факт, который я узнал благодаря этому исследованию. Почему у одной из самых известны рок-групп такое странное название, как «Наутилус Помпилиус»? Изначально группа называлась «Али Баба и сорок разбойников», но это было слишком длинно и группа переименовалась в «Наутилус». Но на тот момент (1983 год) в Москве уже была группа с таким названием, тогда музыканты добавили «помпилиус», а при выходе нового альбома приложили записку: «Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен». Nautilus Pompilius с латыни переводится как «лоцманский кораблик».

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

Но, а мы продолжим дальше наше путешествия в поиске древних организмов на Московском метрополитене и это Аммониты (Ammonoidea) - вымерший подкласс головоногих моллюсков, обладавших, как правило, со спирально закрученными раковинами, существовавшими в юрский период около 200 млн. лет назад. Их очень часто путают с предыдущими нашими героями – наутилусами.

У аммонитов на срезе перегородки неровные, гофрированные, а у наутилусов гладкие. Наиболее известная раковина Аммонита (в диаметре около 50 см.) находится на станции «Парк Победы», колонны которой отделаны мраморизованным итальянским известняком Россо Аммонитико. Свое название он получил именно из большого присутствия в своей структуре окаменевших моллюсков. Этот камень добывают в провинции Верона (Италия) с давних времен.

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

Аммонитов в метро не так много, но еще их можно встретить на станциях «Краснопресненская», «Комсомольская» - кольцевая, «Добрынинская» и «Электрозаводская».

Белемниты - вымершие головоногие моллюски, внешне похожие на большинство современных головоногих, таких как кальмары, осьминоги, каракатицы и т.д. Возникли более 200, а вымерли 65 миллионов лет назад. В метро их можно обнаружить всего на двух станциях, в вышеупомянутом итальянском мраморе Россо Аммонитико, что на станции «Парк Победы» и на входе/выходе станции «Аннино» до зоны турникетов и после нее, где колонны также отделаны итальянским мрамором, с родины враждовавших Монтекки и Капулетти – провинции Верона.

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

Брахиопод – небольшие одиночные животные, ведущие, как правило, сидячий образ жизни. Встречаются на морских мелководьях, часто в холодных водах. Тело со спинной и брюшной сторон покрыто двустворчатой известковой раковиной, из-за чего плеченогие внешне напоминают двустворчатых моллюсков. Иногда брахиопод называют плеченогими, собственно, так и переводится их название - Brachiopoda, от греч. brachion — плечо и podos — нога.

В облицовке станций метрополитена встречаются нескольких разных видов раковины брахиопод. Чаще всего их можно увидеть на станциях, оформленных с грузинских месторождений. Грузинские известняки происходят из нескольких близких месторождений — Салиетского, Молититского и Шроша. Узнать такой камень довольно-таки легко, по его характерному темно-красному цвету с белыми кальцитовыми пятнами, иногда с серовато-бежевыми прожилками и причудливой формы.

Брахиопод можно увидеть на станциях «Каховская» (ныне закрытая в связи с реконструкцией всей линии), «Краснопресненская», «Арбатская» Филевской линии, «Площадь Ильича» и «Фрунзенская».

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

Гастроподы или брюхоногие моллюски - появились еще в палеозойской эре. Распространены до сих пор. Именно сухопутных гастропод очень часто называют улитками. На станциях нашего метро они встречаются не часто. Самые ценные находки можно обнаружить на станциях «Библиотека имени Ленина», «Краснопресненская», в облицовке стен в переходе между станциями «Цветной бульвар» и «Трубная», а также в переходе между станциями «Курская» - кольцевая и «Курская» АПЛ, на стенах основной части коридора.

«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост
«Московскому метро 88 лет или несколько миллиардов…?» Московское метро, История города, Метро, Памятник, Москва, Палеонтология, Длиннопост

Вот лишь небольшая часть древних окаменелостей, которые можно увидеть в нашем любим московском метро. Древние формы жизни большего всего можно увидеть в желтом, красном и коричневом мраморе. Все эти палеонтологичиские находки видны невооруженным глазом, если внимательно приглядываться к стенам и колоннам на станциях. Для большинства жителей столицы метро – это быстрый и удобный вид транспорта, но он также и таит в себе много тайн и загадок, связанных с древним миром, существовавшим когда-то на земле.

Лига Палеонтологии

2.1K постов14.8K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Бан-лист пополняется за:

– Провокации в дискуссиях, излишнюю агрессивность, троллинг, расизм.

– Ничем не подкрепленные нелепые гипотезы, предположения, фальсификации.

– Креационизм, MLP-фэндом – им не место в научном сообществе.

– Оскорбления любой разновидности, Будьте вежливы!

– Поднимание тем политики – для неё есть отдельный раздел.

– Рекламирование чего-либо.

– Многократные нарушения критериев постинга, и игнорирование пометок для исправления.

– Активное отрицание эволюции как факта:
Вы можете признавать Синтетическую Теорию Эволюции или научную парадигму в целом, можете не признавать их, но сама эволюция есть как факт, доказанный экспериментально: опыты Шапошникова и эксперимент с E.Coli,

E.Coli и антибиотик, Методы борщевика, Карта эволюции.
Теория же описывает процесс и механизмы эволюции, и является высшей формой организации научного знания:

Почему СТЭ все ещё теория?


Критерии одобрения постов:

– Посты соответствуют тематике сообщества ⇑

– Посты не должны содержать ненаучную ересь и фальсифицированные факты (Например люди-великаны)

– Тег Копипаста, если статья не ваша, так же желательна ссылка на источник.

– Тег Юмор, если пост несет исключительно юмористическую тему.

– Видеоматериалы обязаны сопровождаться кратким описанием.

– Название постов не должно вводить читателей в заблуждение.