Московский метрополитен: путешествие по страницам истории

Московский метрополитен — настоящий шедевр архитектуры и инженерной мысли. Это и основная транспортная система столицы, и подземный музей, и объект гражданской обороны, который во время Великой Отечественной войны  выполнял роль бомбоубежища. Сегодня московская подземка входит в перечень самых надежных метро мира. Однако не всем известно, какой сложный путь был пройден до запуска первых поездов.

Московский метрополитен: путешествие по страницам истории История России, Метро, Московское метро, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Московский метрополитен

Идея строительства метрополитена

Идея строительства метро в Москве появилась еще в дореволюционное время, в начале прошлого столетия. В 1902 году ведущие инженеры и архитекторы разработали несколько проектов городской подземки. Наиболее удачным власти признали проект инженера П. И. Балинского и архитектора Е. К. Кнорре. В соответствии с ним, предлагалось построить одну кольцевую и две радиальные линии. Основная часть дороги проходила по земле. Только в районах с очень плотной застройкой предполагалось обустройство тоннелей и эстакад.

При расчете стоимости строительства стало понятно, что реализация предложенной идеи потребует огромное количество средств. В результате от реализации проекта отказались.

Вопрос о строительстве метрополитена снова встал спустя 20 лет. Количество столичных жителей выросло до двух миллионов. И. Ильф и Е. Петров так описывали столичные улицы: «По тротуарам и мостовым, в самых различных направлениях, вправо, влево, вперед, назад, вкривь и вкось, налетая друг на друга, бегут люди. Впечатление такое, будто беспрерывно ловят вора. И только присмотревшись замечаешь, что никто никого не ловит, а все заняты своими делами... Великое множество людей и всем надо немедленно куда-то ехать».

Наряду с решением практических задач метро выступало в качестве одной из составляющих обустройства города будущего с поездами, движущимися не только по наземным, но и подземным путям. Окончательное решение о строительстве метрополитена в Москве было принято на заседании Пленума ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года.

Сложности проектирования

Строительные работы начались в 1932 году, и на начальном этапе было сложно предугадать количество трудностей, с которыми пришлось столкнуться рабочим. По проекту будущие тоннели должны были пересекать русла рек Неглинки, Ольховки, Рыбинки и нескольких других водоемов. Как только строители начали работы, в движение пришли плывуны, состоящие из глины, воды и песка. Они забивались в подземные конструкции, подмывая фундаменты, что могло вызвать обрушение строений.

Московский метрополитен: путешествие по страницам истории История России, Метро, Московское метро, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Рабочие на строительстве метро

Участок первой очереди от «Сокольников» до «Комсомольской» и от «Библиотеки имени Ленина» до «Парка культуры» строился так называемым открытым способом. Вначале рабочие обустраивали котлован по ширине тоннеля и «обделку» (строительную конструкцию, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения). Только после этого производилась засыпка грунтом. Перед началом работ проводилась перекладка инженерных коммуникаций. Здания, возле которых проводились работы, «вывешивались» на специальных опорных конструкциях, но не отключались от канализации, газо- и электроснабжения. Трамвайные линии перекладывались.

Для достижения поставленных задач строителям приходилось идти на различные ухищрения. Так, например, для борьбы с плывунами была реализована технология замораживания грунта: на определенном расстоянии друг от друга бурили несколько скважин, в которые помещался охлажденный раствор соли хлористого кальция. Вокруг них возникали ледяные цилиндры. Увеличиваясь в диаметре, они постепенно соединялись между собой в сплошную водонепроницаемую стену.

Сложные условия, в которых приходилось вести работы, требовали от исполнителей наличия соответствующих знаний. Однако горняки, заводские служащие, специалисты, работающие на путях, и другие люди, которые занимались строительством метро, не имели нужной квалификации. Для них организовывались специальные курсы, лекции и семинары.

Первые станции и поездки

15 октября 1934 года была совершена первая пробная поездка. Пассажирский поезд, в составе которого было всего 2 вагона, проехал от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники». В мае 1935 года была открыта первая линия «Сокольники» — «Парк культуры», включающая 10 станций. От нее ответвлялась линия «Александровский сад» («Имени Коминтерна») — «Смоленская», включающая 3 станции. По ней ходили поезда из 4 вагонов с интервалом в 5 минут.

Не все станции Сокольнической линии в 1935 году имели привычный сегодня вид. Например, «Дзержинская» и «Кировская» (сегодня «Лубянка» и «Чистые пруды») не имели сквозных длинных центральных залов. Вместо них были короткие залы, через которые можно было пройти к путям.

Популярность подземки быстро росла. Уже в 1936 году московское метро по загруженности превзошло парижское: ежедневно оно перевозило до 400 000 человек.

Оформлением первых станций занимались известные архитекторы и художники: В. Гельфрейх, И. Фомин, А. Щусев, А. Дейнека, П. Корин, Е. Лансере и другие. Станции украшались мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами, обустраивалось искусственное освещение подземных перронов и переходов.

Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны

Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: в дневное время он перевозил пассажиров, а после 19.00 часов служил бомбоубежищем. В его станциях и тоннелях порой скрывались от бомбежек до 500 000 человек.

Московский метрополитен: путешествие по страницам истории История России, Метро, Московское метро, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Станция «Маяковская», 1941 год

Сразу после объявления воздушной тревоги поезда прекращали движение.

По мере необходимости в военные годы станции оборудовались и под другие нужды. Например, на «Курской» разместилась библиотека. А самая глубокая на тот момент станция «Кировская» стала местом расположения штаба противовоздушной обороны Москвы. В первые военные месяцы туда переместился из Кремля И. В. Сталин. Поезда проезжали эту станцию без остановок, а вдоль путей были установлены специальные ограждения, которые не позволяли увидеть, что происходит на платформе.

Московский метрополитен: путешествие по страницам истории История России, Метро, Московское метро, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Станция «Кировская»

Несмотря на все сложности военного времени, строительные работы не прекращались. В годы Великой Отечественной войны были созданы станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская», участки «Площадь Свердлова» — «Автозаводская» и «Курская» — «Измайловский парк» (ныне «Партизанская»). Военная тема прослеживается в оформлении практически каждой из этих станций. С «Новокузнецкой» связана трагическая история. Мозаика, которая сегодня украшает эту станцию, была собрана во блокадном Ленинграде. Вначале над ней работали  мастер В. Фролов и двое его учеников. Затем остался только сам В. Фролов. Завершив работу, он скончался от истощения. Мозаика была доставлена в Москву для установки на станции «Павелецкая», где изначально и планировалась по проекту. Однако никто не думал, что в условиях блокады мастер сможет завершить работу, и проект изменили. Чтобы труд В. Фролова не пропал, мозаику установили на «Новокузнецкой».

Московский метрополитен: путешествие по страницам истории История России, Метро, Московское метро, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Мозаика на станции «Новокузнецкая»

Строительство кольцевой линии

В послевоенные годы началось масштабное строительство кольцевой линии. Согласно проекту 1931 года, она должна была проходить полностью под Садовым кольцом. Однако после Великой Отечественной войны этот план был изменен. Руководство поставило целью объединить все вокзалы Москвы. Для ее достижения кольцевая линия должна была выйти за пределы Садового кольца.

Ее открытие проходило в несколько этапов. Первым в 1950 году был сдан южный участок, от станции «Курская» до «Парка Культуры». Затем в 1952 году был открыт участок от «Курской» до «Белорусской». Спустя 2 года был сдан последний участок — от «Белорусской» до «Парка Культуры».

Исчезнувшие станции

Были в столичном метро и  станции, которые сегодня полностью перестали существовать. Одна из них — «Первомайская». Она была открыта в 1954 году и входила в комплекс Измайловского электродепо. «Первомайская» была следующей после «Измайловской» (ныне «Партизанской») и являлась конечной. Однако в 1963 году при продлении линии до станции «Щелковская» была построена новая «Первомайская», а старую закрыли.

Другая исчезнувшая станция — «Калужская», устроенная в одном из нефов метродепо. Она была конечной в период с 1964 по 1974 годы. После продления линии эта станция была закрыта, а вместо нее создали новую «Калужскую».

Интересные факты

  1. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке станция «Маяковская» (первая в Москве станция глубокого заложения колонного типа) была удостоена «Гран-при».

Московский метрополитен: путешествие по страницам истории История России, Метро, Московское метро, Длиннопост, Telegram (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Станция «Маяковская»

2. Схема метро стала цветной только в 1957 году из-за иностранных студентов, которые приехали в СССР по случаю Всемирного фестиваля молодежи. Многие гости не понимали русский язык, и объяснить маршрут им было трудно. Чтобы молодым людям было удобнее ориентироваться, схему метрополитена сделали цветной: 3 ветки раскрасили в синий, зеленый и красный, а Кольцевую — в коричневый.

3. В военные годы метро прекращало работать всего на 1 день. 16 октября 1941 года его впервые закрыли по приказу Лазаря Кагановича. Вражеские отряды подступали к Москве, и опасаясь, что метрополитен окажется захвачен фашистами, Л. Каганович распорядился частично затопить его и частично заминировать. Приказ не успели выполнить: он был отменен к вечеру того же дня. 17 октября 1941 года метро продолжило работать.

4. В столичном метро есть две «Арбатские» и две «Смоленские» станции. Причиной разделения стал авиаудар противника в годы Великой Отечественной войны. Бомба упала в тоннель между двумя станциями, который в то время залегал неглубоко, и разрушила его. Власти приняли решение построить эти станции снова, но значительно глубже. Новый участок, который дублировал разрушенный, строился в тайне и был открыт в 1953 году. Старые станции решили восстановить после войны — в 1958 году их открыли в составе Филевской линии.

5. Стены станций столичного метро отделаны мрамором и известняком. В некоторых частях облицовки можно разглядеть окаменевших морских обитателей. Среди них морские ежи, кораллы. губки, гастроподы и т. д. Самым древним окаменелостям, которые есть в столичной подземке, более 300 миллионов лет, а самым молодым — не менее 70 миллионов.

Еще больше интересных фактов из истории нашей страны вас ждет в парке «Россия — Моя история». Все открытые экспозиции представлены в мультимедийном формате, поэтому вся информация остается доступна для юных и взрослых любителей истории.  Актуальные новости о работе парка «Россия — Моя история» представлены в официальной группе https://vk.com/myhistory_bvb. А еще специально для вас мы создали канал «Агентство исторических новостей» - https://t.me/rmh_we , который посвещен достижением прошлого и удивительным технологическим прорывам современности.

Лига историков

13.8K постов50.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения