М.Н.Загоскин. Рославлев, или русские в 1812 году

М.Н.Загоскин. Рославлев, или русские в 1812 году Загоскин, Отечественная война 1812 года, Россия, Литература, Франция, Книги, Длиннопост

Иностранец перевязал наскоро руку своего товарища и при помощи кавалериста понес его вон из леса. Меж тем, пока Рославлев заряжал оставленные французом пистолеты, офицер не спускал с него глаз.


- Не обедали ли вы вчера в ресторации у Френзеля? - спросил он наконец.


- Да, сударь! Но к чему это?..


- Не трудитесь заряжать ваши пистолеты - я не дерусь с вами.


- Не деретесь?..


- Да. Это было бы слишком нерасчетисто: оставить живым француза, а убить, может быть, русского. Вчера я слышал ваш разговор с этим самохвалом: вы не полуфранцуз, а русской в душе. Вы только чересчур чувствительны; да это пройдет.


- Нет, сударь, права человечества будут для меня всегда священны!


- Даже и тогда, когда эта нация хвастунов и нахалов зальет кровью наше отечество? Не думаете ли вы заслужить их уважение, поступая с ними, как с людьми? Не беспокойтесь! они покроют пеплом всю Россию и станут хвастаться своим великодушием; а если мы придем во Францию и будем вести себя смирнее, чем собственные их войска, то они и тогда не перестанут называть нас варварами. Неблагодарные! чем платили они до сих пор за нашу ласку и хлебосольство? - продолжал офицер, и глаза его в первый раз еще заблистали каким-то нечеловеческим огнем. - Прочтите, что пишут и печатают у них о России; как насмехаются они над нашим простодушием: доброту называют невежеством, гостеприимство - чванством. С каким адским искусством превращают все добродетели наши в пороки. Прочтите все это, подслушайте их разговоры - и если вы не поймете и тогда моей ненависти к этим европейским разбойникам, то вы не русской! Но что я говорю? Вы так же их ненавидите, как я, и, может быть, скоро придет время, что и для вас будет наслажденьем зарезать из своих рук хотя одного француза. Прощайте! Офицер приподнял свою фуражку и пошел скорыми шагами по тропинке, которая шла к противуположной стороне зверинца.


Прототипом офицера послужил Алекса́ндр Само́йлович Фи́гнер (1787—1813) - организатор одного из партизанских отрядов во время Отечественной войны 1812 г., "столь же хитрый, сколь и храбрый, был один из тех русских офицеров, кои наиболее причиняли вреда французской армии" (газ. "Русский инвалид", 1834, №207). Фигнер был отправлен секретным распоряжением М. И. Кутузова в осажденный Данциг, куда проник под видом итальянского купца и добыл важные для русского командования сведения.*
Многие читатели и критики отмечают достоинста одной из наиболее важных в идейном плане сцен романа - беседу ямщиков на постоялом дворе. Белинский, например, писал о ней: "Мне очень нравится в "Рославлеве" сцена на постоялом дворе, но это потому, что в ней удачно обрисован характер одного из классов нашего народа, характер, проявляющийся в решительную минуту отечества"(Белинский В. Г. Собр. соч. Т. 1. с.93)*

- Ну то-то же! смотрите, ребята! - сказал детина, обращаясь к другим извозчикам, - чур, держать про себя. Вот, третьего дня, повез я под вечер проезжего - знашь ты, какой-то не русской, не то француз, не то немец - леший его знает, а по нашему-то бает; и такой добрый, двугривенный дал на водку. Вот дорогой мы с ним поразговорились. "Что, дискать, брат! - спросил он, - чай, житье ваше плохое?" Ну, вестимо, не сказать же, что хорошо. "Да, барин, - молвил я, - под иной час тяжко бывает; кони дороги, кормы также, разгон большой, а на прогонах далеко не уедешь; там, глядишь, смотритель придерется, к исправнику попадешь в лапы - какое житье? Вот кабы еще проезжие-та, как ваша милость, не понукали; а то наши бары, провал бы их взял! ступай им по десяти верст в час; а поехал вволю рысцой или шагом, так норовят в зубы". - "И впрямь, - сказал проезжий, - что ваше за житье! То ли дело у нас за морем; вот уж подлинно мужички-та живут припеваючи. Во всем воля: что хочешь, то и делай. У нас ямщик прогоны-то берет не по-вашему - по полтине на версту; едет как душе угодно: дадут на водку - пошел рысцой; нет - так и шагом; а проезжий, хоть генерал будь какой, не смей до него и дотронуться. По нашим дорогам - что верста, то кабак; а ямщик волен у каждого кабака останавливаться".


- Ну, Андрюха! - вскричал ямщик в армяке, - житье же там нашему брату!


- Нишни, Ваня! - сказал старый крестьянин, - не мешай ему, пусть он доскажет.


- "А что, батюшка? - молвил я, - продолжал Андрей, - есть ли у вас исправники?" - "Какие исправники! У нас мужик и шапки ни перед кем не ломает; знай себе одного Бонапарта, да и все тут!" - "А кто этот Бонапарт, батюшка?" - спросил я. "Вестимо, кто: наш хранцузской царь. Слушай-ка, детина, - примолвил проезжий, - я тебе скажу всю правду-истину, а ты своим товарищам рассказывай: наш царь Бонапарт завоевал всю землю, да и к вам скоро в гости будет". - "Ой ли? - сказал я, - да к нам-та зачем?" - "Затем, брат, что он хочет, чтоб и у вас мужичкам было такое же льготное и привольное житье, как у нас. Варам-то вашим это вовсе не по сердцу; да вы на них не смотрите; они, пожалуй, наговорят вам турусы на колесах: и то и се, и басурманы-та мы... - не верьте! а встречайте-ка нас, как мы придем, с хлебом да с солью".


- А о поборах-та баял, что ль, он? - спросил один пожилой извозчик.


- Как же; слышь ты, никакой тяги не будет: что хошь, то и давай. У нашего, дискать, царя и без вас всего довольно.


- Ну, Андрюша! - сказал старый крестьянин, - слушал я, брат, тебя: не в батюшку ты пошел! Тот был мужик умный; а ты, глупая голова, всякой нехристи веришь! Счастлив этот краснобай, что не я его возил: побывал бы он у меня в городском остроге. Эк он подъехал с каким подвохом, проклятый! Да нет, ребята! старого воробья на мякине не обманешь: ведь этот проезжий - шпион.


- Неужто, дядя Савельич? - сказал ямщик в армяке.


- Ну да! А ты, Андрей, с дуру-та уши и развесил. Бонапарт! Да знаете ли, православные, кто такой этот Бонапарт! Иль никто из вас не помнит, что о нем по всем церквам читали? Ведь он антихрист!


- Ой ли? Так это он? - вскричал пожилой ямщик.


- Он и есть. Ведь он-та все и подсылает подбивать нашу братью; так, слышь ты, лисой и лисит; да не на тех напал. Нет, ребята! чтоб мы поддались иноверцам?.. Ба,ба, ба! да за что так! Что бога гневить, братцы! разве у нас нет батюшки православного русского царя? Разве мы хуже живем других прочих? Что нам, перекусить, что ль, нечего? Слава тебе господи! По праздникам пустых щей не хлебаем, одежонка есть, браги не покупать стать! А если б и худо-то было? Так что ж? Знай про то царь-государь: ему челом; а Бонапарту-та какое до нас дело? Разве мы его?


- Ведь дядя-то Савельич правду говорит, ребята! - сказая один из ямщиков, обращаясь к своим товарищам.


- Да, детушки! Я подолее вас живу на белом свете; в пугачевщину я был уж парень матерой. Тяжко, ребята, и тогда было - такой был по всей святой Руси погром, что и боже упаси! И Пугач также прельщал народ, да умней был этого Бонапарта: назвался государем Петром Федоровичем - так не диво, что перемутил всех православных; а этот что за выскочка? Смотри, пожалуй! вишь, ему жаль нас стало! Экой милостивец выискался! Нет, ребята! Если уж господь бог нашлет на нас каку невзгоду, так пускай же свои собаки грызутся, а чужие не мешайся.


- Вестимо так, Савельич! Правда, Савельич! - заговорили все извозчики, кроме Андрея.


- Что ж ты, брат Андрюха, язычок-та прикусил, а? - спросил пожилой ямщик.


- Что, брат, - отвечал Андрей, почесывая в голове, - оно бы и так, да, слышь ты, он баил, что исправников не будет и бары-то не станут над нами ломаться.


- Ах ты, дурачина, дурачина! - перервал старик, - да разве без старших жить можно? Мы покорны судьям да господам; они - губернатору, губернатор - царю, так испокон веку ведется. Глупая голова! как некого будет слушаться, так и дело-то делать никто не станет.


- Что правда, то правда, - сказал один из ямщиков, - нашему брату нельзя жить без грозы; кабы только прогоны-то были у нас также по полтине на версту...


- А овес по два рубля четверть? Вот то-то и есть, ребята, вы заритесь на большие прогоны, а поспрошайте-ка, чего стоят за морем кормы? Как рублей по тридцати четверть, так и прогоны не взмилятся! Нет, Федотушка! где дорого берут, там дорого и платят!


- Вестимо, так, - сказал извозчик в армяке. - Да вот что, дядя Савельич, кабы поборов-та с нас не было?


- Эх, Ваня, Ваня! Да есть ли земля, где б поборов не было? Что вы верите этим нехристям; теперь-то они так говорят, а дай Бонапарту до нас добраться, так последнюю рубаху стащит; да еще заберет всех молодых парней и ушлет их за тридевять земель в тридесятое государство.


- Что ты, дядя Савельич, нас морочишь!.. - перервал с приметной досадою Андрей. - На что ему забирать чужой народ; у него и своего довольно.


- Довольно, да не совсем. Вот что, ребятушки, мне рассказывал один проезжий: этот Бонапарт воюет со всеми народами; у него что год, то набор. Своих-то всех перехватал в некруты, так и набирает где попало.


- И я тоже слышал, - сказал один пожилой извозчик. - Вишь, какой неугомонный, все таскается с войском по чужим землям! Что это, Савельич, этим хранцузам дома не сидится?


- Видно, брат, земля голодная - есть нечего. Кабы не голод, так черт ли кого потащит на чужую сторону! а посмотри-ка, сколько их к нам наехало: чутьем знают, проклятые, где хлебец есть.


- Да, они на это куда сметливы, - сказал один извозчик в изорванном кафтане, - знают, где раки зимуют. Слышь ты, у нас все дурно, а все-таки к нам лезут!


Ориентация высшего сословия в России на французскую культуру дошла к 1812 году до абсурда. Отечественная война доказала пагубные последствия такой ориентации.
В Руси должна быть только Русь, а французское воспитание, французские моды, французская литература, французский язык извращают русское начало в дворянах, и это извращение начинает проникать даже в среду купечества и крестьянства (хотя эти два слоя как раз "самые русские" в России) - подобные мысли были присущи не одному Загоскину.*

- Об этом у нас и в Москве давно говорят. Но есть также слухи, что будто бы французы... избави господи!


- Что ж тут страшного? Разве нам в первый раз драться с Наполеоном?


- Да то, сударь, бывало за границею, а теперь, если правда, что болтают, и Наполеон сбирается к нам... помилуй господи!.. Да это не легче будет татарского погрома. И за что бы, подумаешь, французам с нами ссориться? Их ли мы не чествуем? Им ли не житье, хоть, примером сказать у нас в Москве? Бояр наших, не погневайтесь сударь, учат они уму-разуму, а нашу братью, купцов, в грязь затоптали; вас, господа, - не осудите, батюшка! - кругом обирают, а нас, беззащитных, в разор разорили! Ну, как бы после этого им не жить с нами в ладу?


- Но разве вы думаете, что с нами желают драться французские модные торговки и учители? Поверьте, они не менее вашего боятся войны.


- Конечно, батюшка-с, конечно; только - не взыщите на мою простоту - мне сдается, что и Наполеон-та не затеял бы к нам идти, если б не думал, что его примут с хлебом да с солью. Ну, а как ему этого не подумать, когда первые люди в России, родовые дворяне, только что, прости господи! не молятся по-французски. Спору нет, батюшка, если дело до чего дойдет, то благородное русское дворянство себя покажет - постоит за матушку святую Русь и даже ради Кузнецкого моста французов не помилует; да они-то, проклятые, успеют у нас накутить в один месяц столько, что и годами не поправить... От мала до велика, батюшка! Если, например, в овчарне растворят ворота и дворовые собаки станут выть по-волчьи, таи дивиться нечему, когда волк забредет в овчарню. Конечно, собаки его задавят и хозяин дубиною пришибет; а все-таки может статься, он успеет много овец перерезать. Так не лучше ли бы, сударь, и ворота держать на запоре, и собакам-та не прикидываться волками; волк бы жил да жил у себя в лесу, а овцы были бы целы! Не взыщите, батюшка! - примолвил купец с низким поклоном, - я ведь это так, спроста говорю.


- Я могу вас уверить, что много есть дворян, которые думают почти то же самое.


Аллегория эта в контексте остальных суждений купца прозрачна: собаки, воющие по-волчьи, - это "офранцузившееся" дворянство, волк - Наполеон, который "не затеял бы к нам идти, если б не думал, что его примут с хлебом да с солью".*

Книга, на мой взгляд, интересна своим описание быта того времени, лёгким и приятным для чтения языком. В описаниях преклонения дворян пред всем французским и опошления ими всего русского и самого понятия патриотизма со стороны русского человека легко прослеживается аналогия с современным нашим положением дел. Приятного Вам чтения!


* - «Исторический роман нашего времени» // Загоскин М. Н. Рославлев, или Русские в 1812 году: Роман / Вступ. ст. и коммент. А. Пескова (с. 3 - 14); - Мн.: Маст. лит., 1987. - 303 с.

Книжная лига

22K постов78.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.