Менделеевские сны...

Я, как и обещал буду писать заметки на всякие околонаучные темы. Темы будут разные, связанные с образованием, обществом, развитием науки и технологий. Буду писать и о конкретных исследованиях, в которых участвовал и о которых знаю лично. Излагать буду стараться просто и доходчиво, ориентируясь на широкую аудиторию.


Начнем в соответствии с названием - с Дмитрия Ивановича Менделеева.

Именно его чаще всего люди приводят как пример «спонтанной возможности» открыть что-либо и «стать известным», или как аргумент в вопросе сомнительной ценности образования.

Хочу сразу отметить, что Дмитрий Иванович был бы очень не рад подобной роли. И уж он то точно знал цену образованию и труду по достижению поставленных целей. Но, конечно, нельзя отрицать что во многом на него оказало влияние окружение и среда, в которой он жил с детства.


Когда Менделееву было 13 лет, его сестра Ольга вышла замуж за декабриста и публициста Николая Васильевича Басаргина. Их семью стали окружать очень известные и образованные люди того времени, например Иван Иванович Пущин (который был другом Басаргина и другом Пушкина). Кроме того, дядюшка Менделеева был управляющим у князей Трубецких. Тогда в доме его дядюшки бывали Федор Николаевич Глинка, Михаил Петрович Погодин, Николай Васильевич Гоголь, Николай Филиппович Павлов, Иван Михайлович Снегирев, Петр Николаевич Кудрявцев, Александр Сергеевич Пушкин, и многие другие. После смерти отца Менделеева многие их общие знакомые оказывали помощь его семье.

В гимназии одним из учителей Менделеева был Петр Иванович Ершов, автор всем известного «Конька-Горбунка». И в последствии Менделеев женился на его падчерице в 28 лет.


Можно ли теперь утверждать, что у Дмитрия Ивановича Менделеева не было «стартовых возможностей» и задатков, предопределенных его окружением в начале его жизни?


Если говорить о воспитании детей, то необходимо сразу отметить – «дети не делают то, что вы говорите, они делают все так, как вы это делаете». Вы никогда не сможете приучить или заставить ребенка делать то, что вы не делаете сами.

Поэтому очень важно чтобы у ребенка был «правильный» пример. И это не обязательно родители. Это может быть родственник или знакомый или школьный учитель. Ребенок выберет примером того, кто ему покажется более «продвинутым», в его понимании. Это будет человек, который разделяет его увлечения и убеждения – тот, кем ваш ребенок захочет стать в будущем. Но, конечно, в основном он будет копировать поведение тех людей с кем проводит большинство времени, выбирая те качества, которые ему помогают в его интересах и расширяют его возможности.


И так, вернемся к Менделееву. Иметь задатки и возможности с детства не всегда значит их правильно и эффективно развить. Например, задатки безусловно полезны, а возможности не всегда. Трудно приучить ребенка к трудолюбию и преодолению трудностей, когда этих трудностей нет или когда родители ведут откровенно праздный образ жизни.

По статистике студенты из состоятельных семей, в среднем, учатся хуже. Еще хуже учатся, в среднем, студенты после столичных колледжей. Лучшие показатели как правило у студентов из небольших городов и семей среднего достатка. И это объяснимо – они понимают, что в их жизни все зависит только от них самих, и если они сами не добьются себе места в конкурентной борьбе, то никто им его не обеспечит. У них есть желание завоевать себе место под солнцем.


Менделеев учился 14 лет, окончил гимназию в Тобольске и потом с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. Через 10 лет преподавания в различных учебных заведениях он уже имел звание профессора в области химии. Менделеев активно вел исследования и состоял во многих научных сообществах по всему миру.


Свою работу «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» он опубликовал в 1869 году, через 14 лет научной и преподавательской деятельности.

За жизнь он является автором 432 фундаментальных работ в области химии, физики, географии, техники, экономики, сельского хозяйства, педагогике, и прочих областях.


Я полагаю, что будет глупым утверждать, что ему все далось легко и «случайно»?


Если рассматривать биографии великих людей, то всегда можно найти людей, которые на них повлияли и были им примером. И/или людей, которые им обеспечили связи, деньги и возможности. Как связи матери в судьбе Билла Гейтса, например.

Но все эти люди учились. И учились много. Учеба может быть разной – это может быть университет или просто чтение сотен книг и колледж. Это могут быть профессиональные курсы или практические стажировки.


Фундаментальное образование более системно и эффективно, для достижения целей. Оно значительно расширяет кругозор, формирует системную базу и навыки для дальнейшего совершенствования в выбранной области, в сравнительно сжатые сроки. Главное использовать эту возможность и это время с умом. И помнить, что любой диплом ничего не значит, если то, что в нем написано не соответствует тому, что осталось у вас в голове. В этом и есть работа студента – пользоваться возможностью и получать знания. Расширять личные возможности и повышать свою конкурентоспособность для дальнейшей жизни.


Не ленитесь, работайте – и все будет!


С уважением и верой в вас,

Я

Лига образования

4.5K постов21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)