Мастер-сержант Бундзи Йосияма

26 июня 1939 года в районе озера Буир — Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.

В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.

Подробнее о нем смотрите - 79 лет со дня гибели первого дважды Героя Советского Союза.

Японским лётчикам мастерства и мужества тоже хватало с избытком.

Уже буквально на следующий день, 27 июня, японский лётчик — истребитель старший сержант Бундзи Йосияма повторил подвиг русского лётчика, подобрав таким же образом своего сбитого напарника старшего сержанта Эйсаку Судзуки.

Одним из лучших пилотов, из числа участвовавших в Номонганском вооруженном конфликте, был мастер-сержант Бундзи Йосияма, уроженец префектуры Кагосима. Йосияма родился в 1916 году. Когда его не приняли в Школу торгового флота, он решил испытать счастье в авиации. В ноябре 1934 года Йосияме присвоили воинскую квалификацию летчика-истребителя и направили в 11 -й Сентай, базировавшийся в Харбине (Манчжурия).

28 мая 1939 года более 60 советских истребителей И-152 и И-16 пересекли воздушное пространство над Халхин-Голом. Возглавлял советский авиаотряд майор В.М. Забалуев. За два дня до описываемых событий японским истребителям удалось причинить ощутимые потери советским авиачастям, поэтому русские летчики были полны решимости отомстить за недавнее поражение. Йосияма, вылетевший в составе 1-го Чутая на перехват, в завязавшемся бое сбил один И-152. Всего пилоты 11-го Сентая заявили в тот день 42 воздушные победы, потеряв одну машину – пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом.

27 июня самолеты японской армейской авиации совершили налет на территорию Монголии, несмотря на категорическое запрещение японского главнокомандования проводить наступательные действия. Игнорируя приказ из Токио, командование Квантунской армии решило нанести несколько превентивных ударов по советским аэродромам в Тамсак-Булаке. Йосияма участвовал в этом налете и записал на свой счет четыре советских истребителя (три И-16 и один И-152). На обратном пути Йосияма приземлился в районе озера Буир-Нур и подобрал своего сбитого однополчанина – мастер-сержанта Эйсаку Судзуки.

25 июля Йосияма сбил еще три истребителя противника и снова приземлился за линией фронта, чтобы подобрать Синтаро Кадзиму из 4-го Чутая. По мере того, как Йосияма сбивал все новые самолеты, его репутация в полку неуклонно росла и он стал летать ведомым с командиром 1-го Чутая, капитаном Кендзи Симадой.

20 августа Йосияме удалось серьезно повредить еще один советский истребитель, и тот совершил вынужденную посадку. Затем Йосияма приземлился рядом и застрелил советского пилота. Затем взял пистолет и наручные часы убитого им летчика в качестве сувенира и вернулся на свой аэродром.

Мастер-сержант Бундзи Йосияма не вернулся с боевого задания 15 сентября 1939 года, когда истребители его части сопровождали японские бомбардировщики, летевшие бомбить советские аэродромы в районе озера Буир-Нур. На следующий день было объявлено перемирие. До своей гибели Йосияма совершил 90 боевых вылетов, сбил 20 самолетов и еще 25 вероятно.

Источник - Японские асы. Армейская авиация 1937-45 гг. Сергеев П. Н.

Авиация и Техника

9.5K постов17.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу