Литературная карьера — как начать? Микрогайд

Данный текст изначально родился как комментарий к данному посту:

#comment_130811676

Спустя несколько дней я пришел к выводу, что тема может быть интересна определенной достаточно широкой аудитории, и решил вынести свой развернутый коммент в отдельный пост. На истинность в последней инстанции не претендую, чего желаю и своим комментаторам, однако, открыт к адекватному диалогу. Второй раз призывать Доктора Лобанова не буду, его аппрув есть под материнским комментарием.


Ниже рассуждаю как маркетолог, участвовавший со стороны рекламного агентства в продвижении авторов и авторских сборников для одного крупного российского издательства. Также есть богатый опыт общения почти со всеми участниками литературной пищевой цепочки, от главного редактора до литературного критика, включая примерно дюжину авторов разной степени известности.


На мой взгляд, чтобы стать писателем — не путать с блогерами, хотя и есть общие места, — существует три с половиной пути. Сразу: под писателем в контексте данного комментария я понимаю человека, создающего публичные художественные тексты и зарабатывающего с их помощью себе на жизнь. То есть, важно понимать, что пока вы за свой литературный труд не получаете ни копейки, вы не совсем писатель, и дело не в снобизме или оскале капитализма, а в очерчивании границ термина. В противном случае, писателем можно объявить любого человека, создающего любой связный текст или пойти дальше по пути Крученых и компании... Так, стоп. Это философия искусства, нахер тут не нужная. Говорим о писательстве как о профессии, вот. Говорим о ситуации сейчас, говорим о начинающих авторах, отсекая, таким образом, кулстори советских времен, 90-х и нулевых. Три с половиной способа. Поехали.


Способ первый, самый эффективный. Надо работать, дружить или спать с кем-то, кто занимает весомые (а лучше — ключевые) посты в издательском бизнесе или развлекательных медиа. Лодка есть, спасибо. Однако, пусть я и не могу назвать точный процент, судя по доходившим до меня сплетням, слухам и содержанию забутыльной беседы с одним литературным редактором — полки книжных сегодня по части "новых имен" минимум наполовину заполнены произведениями авторов, воспользовавшихся именно этим способом. Справедливости ради, не все эти авторы непременно бездари, а несколько циклов редактуры способны и из "жестокой голактеки" сделать ничего так космооперу.


Способ второй, самый распространенный. Сетература — пиар — краудфандинг — книга в бумаге — пиар — контракт с издательством — profit. Здесь, на Пикабу, хорошим, годным примером исполнения данного способа является Доктор Лобанов. Его аппрув: #comment_130831501. И, конечно, надо хорошо писать. Причем, хорошо не с т.з. седых докторов филологии, а с т.з. рядового читателя. Легко, гладко, интересно, не слишком длинно. Редактор будет и обязательно поможет, но потом. Важно выбрать "точку входа" — площадку, откуда вы начнете распространять в массы свои произведения. Пикабу, например, удачная площадка для малой прозы в стиле гонзо или для художественно обработанных дневников, записок, заметок и прочих летописей в полдень двадцать первого — и не только, друзья мои, и не только! Но что-то я сомневаюсь, что тут зайдет и "взлетит" даже отлично написанная околофилософская мрачнота в стиле "Тошноты" Сартра или "Записок из подполья" Достоевского. Телеграм и ВК норм почти для всего, но требуют хорошего скилла SMM и таргетинга. Facebook скорее сойдёт для социальщины и политоты — и тоже малой формы. ЖЖ был хорош и всеяден, но сегодня он скорее мёртв, чем жид. Профильные сайты "для писателей" забиты под завязку графоманами, имеют кучу неписанных правил, предвзятую модерацию и прочее, и прочее, но тоже можно рискнуть, если нужны скорее критика и тусовка, чем карьера литератора.


Способ третий, (псевдо)элитарный. Поступить в литературный вуз или, что проще, пойти на курсы писателей — есть вполне приличные. Вам заметно улучшат литературную технику, обучат приемам и методам, избавят от большинства ошибок начинающих авторов. Как правило, по окончании курсов/вуза вы в обязательном порядке пишете и при должном старании публикуете литературное произведение. Иногда этот способ плавно трансформируется в первый — чаще, конечно, в постельной версии. Если же природа вместо кормилицы наградила погремушкой, все еще можно устроиться на работу в отрасли или крепко подружиться с каким-нибудь мэтром пера и стакана. Ну и для заднеприводных в этих кругах тоже есть свои возможности — деталей, к счастью, не знаю.

Теперь о минусах. Во-первых, это тусовка. А канонiчная литературная тусовка, сложившаяся вокруг профильных вузов, газет, сайтов и пристойных курсов — гнилая, как застоявшийся на солнце сюрстрёмминг. Чтобы получить хоть какой-то ощутимый профит, придется дружить против, вовремя льстить, равняться по ветру. Во-вторых, это царство авторитетов. В зависимости от того, кто будет учить, какие-то ваши идеи и сюжеты подвергнутся остракизму, так как мэтр не работает в данном стиле/жанре или просто видит иначе. Будете писать чуть лучше одногруппников — будут завидовать и вредить; чуть хуже — будут гнобить и посмеиваться, тайно или даже в открытую. В-третьих, есть неиллюзорный шанс финишировать как один из авторов для никому на хрен не упавшего "сборника рассказов юных дарований", выпущенного смешным тиражом — заплатив за обучение под сотню тысяч рублей. И так далее, и тому подобное, и туда приложенное. Не говорю, что везде всё так, как описано выше, но отдельные элементы точно присутствуют вокруг любого образовательного учреждения, связанного с литературой. Бывает, кстати, и еще более забористые расклады, увы-увы.


Третий с половиной способ. Писать что угодно, что хотя бы отдалённо смахивает на читабельные тексты с сюжетом, и выкинуть какой-нибудь фортель из ряда вон, например, спасти котенка из горящего Боинга на высоте 8000 метров и выжить. То есть, создать крупный инфоповод и любым, чаще странным, способом превратиться в публичную персону. Конечно, спасать котят из Боинга на высоте восьми километров круто, но не слишком реалистично. К счастью, есть способы попроще. Начни Шурыгина или Томер Савойя писать книги, в России точно нашлось бы издательство, которое помогло им попасть на полки книжных магазинов. Резюмирую: способ верный, но уж больно рандомный и ненадежный, так как сильно зависит от стечения обстоятельств, культурной/социальной повестки и ряда других не поддающихся контролю факторов.


Всё. Дальше идут единичные "ходы под землей", сработавшие у отдельных личностей на отдельных этапах творчества. И банальное издание своих трудов за собственные деньги в надежде поднять кассу и привлечь внимание издателя и аудитории — перекликается со вторым способом, просто дороже и топорнее.


Еще можно писать "в стол" гениальное, обзавестись лучшим другом, давать ему читать написанное, в завещании требовать сжечь все, что ты написал, умереть пораньше. Вечная слава обеспечена, Кафка гарантирует.

Книжная лига

22K поста78.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.