Личный опыт преподавания математики: частная школа VS сельская. Часть 1
Данная серия постов задумана мной как отчёт о работе в муниципальной сельской школе в период с 2015 по 2018 годы. В этом учебном году я снова пошла работать в школу, но уже в частную городскую, и была поражена разницей во взаимодействии двух школ с учениками и учителями. Так что я решила вести сопоставительную хронику.
Всё, о чем я буду писать - это мой личный опыт. Я постараюсь не делать обобщений и писать только о конкретных школах, в которых работала (работаю). Имена людей буду изменять случайным образом или не изменять, если от них получено согласие на это.
Рейтинг меня не волнует, но, во-первых, здесь удобная платформа для написания подобных постов, а во-вторых, мне интересно, насколько тема резонансна.
В 2015 году я устроилась работать учителем математики в сельскую школу в национальной деревне. Мне поручили вести математику в 5-9 классах, информатику в 8-9 и дали классное руководство. Выдали рабочие программы - частично бессмысленные внятные, частично лохматых годов новые, по некоторым классам их вообще не было. Выдали учебники и отправили к детям.
После знакомства со всеми классами выяснилось, что ситуация чуть более, чем трагическая. Многие в старших классах не знают таблицу умножения, не различают площадь и периметр (на уровне не умеют считать площадь прямоугольника или считают ее как сумму сторон), как-то так. Не хочу здесь касаться предыдущих учителей - считаю, что жизнь их сама рассудит. Поняла, что начинать надо с азов.
Начала. Встретила возмущение и отторжение со стороны детей. "Мы и так всё знаем", "нам математика не нужна", "ну мы же как-то до этого учились", "у меня вообще по математике 4 читай натянутая 3" и так далее. Домашние задания почти никто не делал, тетради велись ужасно. (На таком уровне я, конечно, обобщаю, были ребята, которые искренне старались, хотели разобраться и что-то делали, но их было гораздо меньше). У родителей позиции варьировались от "вы учитель - вы и воспитывайте" (я не шучу!!!) до "я пыталась что-то с ним сделать, но он меня не слушает". Администрация школы тоже была бессильна и пожимала плечами, словно говоря "ну что мы можем сделать?". Показатели, отчетность, финансирование, все дела.
Итак, имелось: развязное поведение на уроках, отсутствие тетрадей или их не-ведение, жвачки, телефоны и яростное сопротивление.
Я организовала консультации во всех классах. Не пришел почти никто. Было решено тащить 9 класс, потому что им сдавать ОГЭ, а школа в течение нескольких лет занимала почётное последнее место в районе по показателям, и 7 класс, потому что у них ситуация была не столь плачевной, как в остальных классах. Как раз происходит деление одного предмета на алгебру и геометрию, переход от чисел к абстрактным величинам - момент был очень удобный, чтобы переломить подход.
Коронный мой жест тех времён - невозмутимое пожимание плечами. Не хочешь ходить на уроки - не ходи, твое право. Мое право - поставить энку, сообщить классному руководителю, на следующем уроке проверить у тебя дз. Не хочешь делать дз - не делай, твое право. Мое право - поставить двойку, потому что всё подробно разбиралось в классе. Ах, тебя не было - что ж, есть телефон и соцсети, надо было узнать, что задали. Ах, ты не понял, как надо было делать - ну так ты бы хоть тетрадь свою открыл и посмотрел, что в классе было. Попросил бы одноклассников прислать фото классной работы. В общем, позиция моя была "учиться - это надо вам, а не мне, поэтому делайте что хотите, но потом не обессудьте".
...Перечитала, поняла, что получается ооочень длинно. Поэтому продолжу излияния в следующих постах. А теперь к вопросу VS:
1. В частной школе, где никогда не было каких-либо "математических уклонов", я взяла 7-9 классы, мой любимый период. Познакомилась с детьми, провела входную диагностику. Да, много пробелов и, конечно, мало реального понимания. Но нижняя (!) планка у ВСЕХ находится на уровне между "я готов изучать математику" и "я хочу изучать математику", никакого отторжения и возмущения.
2. Домашние задания выполняются. Два раза мне писали дети вконтакте с вопросом, что было задано, они забыли записать. Я отвечала, они благодарили)
3. Дети РАЗГОВАРИВАЮТ! Как только они понимают, что я правда не фыркаю по поводу неправильных ответов - моментально начинают рассуждать вслух, высказывать гипотезы, задавать вопросы. Дети не зашуганные и без другой крайности типа "мы вам деньги платим - терпите и учите", вполне уважительно общаются и видят в учителе обычного человека. Сегодня учащиеся 8 класса поблагодарили меня за проведенные два урока, было очень приятно.
Зарисовка дня:
Сегодня в коридоре ученица начальной школы увидела директрису, подбежала к ней.
- О.В., а мы в прятки играем, а скажите, можно в шкафу прятаться?
- Нет, в шкафу прятаться нельзя, потому что он может на вас упасть. Ищите другие места)
Лига образования
4.4K постов21.8K подписчиков
Правила сообщества
Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:
ДЛЯ АВТОРОВ:
Приветствуются:
-уважение к читателю и открытость
-желание учиться
Не рекомендуются:
-публикация недостоверной информации
ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Приветствуются:
-конструктивные дискуссии на тему постов
Не рекомендуются:
-личные оскорбления и провокации
-неподкрепленные фактами утверждения
В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)