Личный опыт преподавания математики: частная школа VS сельская. Часть 1

Данная серия постов задумана мной как отчёт о работе в муниципальной сельской школе в период с 2015 по 2018 годы. В этом учебном году я снова пошла работать в школу, но уже в частную городскую, и была поражена разницей во взаимодействии двух школ с учениками и учителями. Так что я решила вести сопоставительную хронику.

Всё, о чем я буду писать - это мой личный опыт. Я постараюсь не делать обобщений и писать только о конкретных школах, в которых работала (работаю). Имена людей буду изменять случайным образом или не изменять, если от них получено согласие на это.

Рейтинг меня не волнует, но, во-первых, здесь удобная платформа для написания подобных постов, а во-вторых, мне интересно, насколько тема резонансна.


В 2015 году я устроилась работать учителем математики в сельскую школу в национальной деревне. Мне поручили вести математику в 5-9 классах, информатику в 8-9 и дали классное руководство. Выдали рабочие программы - частично бессмысленные внятные, частично лохматых годов новые, по некоторым классам их вообще не было. Выдали учебники и отправили к детям.

После знакомства со всеми классами выяснилось, что ситуация чуть более, чем трагическая. Многие в старших классах не знают таблицу умножения, не различают площадь и периметр (на уровне не умеют считать площадь прямоугольника или считают ее как сумму сторон), как-то так. Не хочу здесь касаться предыдущих учителей - считаю, что жизнь их сама рассудит. Поняла, что начинать надо с азов.

Начала. Встретила возмущение и отторжение со стороны детей. "Мы и так всё знаем", "нам математика не нужна", "ну мы же как-то до этого учились", "у меня вообще по математике 4 читай натянутая 3" и так далее. Домашние задания почти никто не делал, тетради велись ужасно. (На таком уровне я, конечно, обобщаю, были ребята, которые искренне старались, хотели разобраться и что-то делали, но их было гораздо меньше). У родителей позиции варьировались от "вы учитель - вы и воспитывайте" (я не шучу!!!) до "я пыталась что-то с ним сделать, но он меня не слушает". Администрация школы тоже была бессильна и пожимала плечами, словно говоря "ну что мы можем сделать?". Показатели, отчетность, финансирование, все дела.


Итак, имелось: развязное поведение на уроках, отсутствие тетрадей или их не-ведение, жвачки, телефоны и яростное сопротивление.

Я организовала консультации во всех классах. Не пришел почти никто. Было решено тащить 9 класс, потому что им сдавать ОГЭ, а школа в течение нескольких лет занимала почётное последнее место в районе по показателям, и 7 класс, потому что у них ситуация была не столь плачевной, как в остальных классах. Как раз происходит деление одного предмета на алгебру и геометрию, переход от чисел к абстрактным величинам - момент был очень удобный, чтобы переломить подход.


Коронный мой жест тех времён - невозмутимое пожимание плечами. Не хочешь ходить на уроки - не ходи, твое право. Мое право - поставить энку, сообщить классному руководителю, на следующем уроке проверить у тебя дз. Не хочешь делать дз - не делай, твое право. Мое право - поставить двойку, потому что всё подробно разбиралось в классе. Ах, тебя не было - что ж, есть телефон и соцсети, надо было узнать, что задали. Ах, ты не понял, как надо было делать - ну так ты бы хоть тетрадь свою открыл и посмотрел, что в классе было. Попросил бы одноклассников прислать фото классной работы. В общем, позиция моя была "учиться - это надо вам, а не мне, поэтому делайте что хотите, но потом не обессудьте".


...Перечитала, поняла, что получается ооочень длинно. Поэтому продолжу излияния в следующих постах. А теперь к вопросу VS:

1. В частной школе, где никогда не было каких-либо "математических уклонов", я взяла 7-9 классы, мой любимый период. Познакомилась с детьми, провела входную диагностику. Да, много пробелов и, конечно, мало реального понимания. Но нижняя (!) планка у ВСЕХ находится на уровне между "я готов изучать математику" и "я хочу изучать математику", никакого отторжения и возмущения.

2. Домашние задания выполняются. Два раза мне писали дети вконтакте с вопросом, что было задано, они забыли записать. Я отвечала, они благодарили)

3. Дети РАЗГОВАРИВАЮТ! Как только они понимают, что я правда не фыркаю по поводу неправильных ответов - моментально начинают рассуждать вслух, высказывать гипотезы, задавать вопросы. Дети не зашуганные и без другой крайности типа "мы вам деньги платим - терпите и учите", вполне уважительно общаются и видят в учителе обычного человека. Сегодня учащиеся 8 класса поблагодарили меня за проведенные два урока, было очень приятно.


Зарисовка дня:

Сегодня в коридоре ученица начальной школы увидела директрису, подбежала к ней.

- О.В., а мы в прятки играем, а скажите, можно в шкафу прятаться?

- Нет, в шкафу прятаться нельзя, потому что он может на вас упасть. Ищите другие места)

Лига образования

4.4K постов21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий

Я за домашнее образование. В школьной программе нет ничего, что человек с вышкой не смог бы своему ребенку объяснить. Дома нет долбоебизма с ВПР и нагнетанием перед экзаменом. Пресловутая "социализация" легко через кружки и секции формируется.

раскрыть ветку (16)
10
Автор поста оценил этот комментарий

эм, а когда простите этим заниматься? вот у меня 2е детей 9 и 5 лет:

Одной нужно объяснять оси симметрии, вторую мировую, гравитацию и умножение дробей и немного французского

а другой читать, складывать и вычитать и всякую природу.


Как взрослому человеку работающему на работе системного разобрать эти вопросы с детьми. Я 4/5 из того что они проходят не знаю, не знаю где искать, и как объяснить на нужном им уровне.


Экзамен ждет всех все равно, не в 11 дак в 16 и 18 и к ним нужно быть готовым не только зная предмет, но и форму сдачи и чисто психологически.


Обычная школа не идеальный вариант, но гораздо лучший чем домашнее обучение для 99% людей.

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Семейное образование - не массовое. Те, кто этим занимаются (я в их числе), хорошо знают, "как, чему и зачем" они учат своих детей.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вы им будете это объяснять в 5 и 9 лет?)))

Сначала - любовь к чтению, после - где искать информацию. Сейчас не каменный век, объяснения можно найти на любой вкус.

Лично придется объяснять тем 10-15 за все время обучения.


Школа - вариант приемлемый, если хочется показать ребенку уебищную систему, когда отметки зависят не от знаний, когда тупое быдло может сорвать уроки, когда дальше учебника учитель не видит, а литература - это советская методичка, что Некрасов был беден, а поэты серебряного века, чьи произведения нужно учить, это "преподаватели жизни", а не уебские алкоголики и наркоманы.

А ещё - физика и химия, где даже в лучших школах показывают опыты разработанные в пятидесятые, хотя сейчас есть куча центров, куда можно отдавать "на допы раз в неделю", где это реализовано крутейши.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

про серебряный век с языка сняли

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

а золотой век - вообще гаремники-поэты, помещики, "новые люди"

1
Автор поста оценил этот комментарий

Отговорки лепите. Я через все проходил: "нет времени", "как объяснять", "что будет ребенок делать днем" и много чего еще.


Под влиянием поноса общественного мнения сам бы никогда не взялся за домашку. Но был в моей жизни пример. Классе в седьмом я на три недели попал в больницу. Батя тогда отпуск взял, делал ремонт в квартире и на час прогулки приходил ко мне. За три недели мы с ним щелкнули программу по алгебре, геометрии и физике за весь год. Час занятий в день, три недели. Батя у меня военный был, пехота.


Опираясь на пример из детства положил хрен на школу ребенка (престижную, экзамены в первый класс сдавали). Ребенок классе в восьмом сам в школу захотел под флагом "ну там же друзья". На пол-года хватило задора.  Договорились со школой, что будет числиться у них,  а заниматься дома по прежней схеме.


Подготовка к ОГЭ: тупое прорешивание заданий с сайта ФИПИ. Имея под рукой интернет можно все найти. Раза три только вместе сидели задачи разбирали (я все уже забыл, но по найденному решению могу восстановить ход рассуждений). Итогом за 9 класс стал красный аттестат (оказывается сейчас даже после 9-го класса можно красный аттестат получить).


А дальше с красным аттестатом в технарь (по-модному колледж). Да-да. Я сторонник того, что если учишься, то надо учиться тому к чему душа лежит. Третий курс. Уже подрабатывает по специальности. ЕГЕге сдан под двум необходимым предметам для поступления в ВУЗ (по выбранному направлению надо экзамен в самом ВУЗе сдавать). Вот только, похоже, там в планах обучение в забугорье, потому как на басурманский язык упор пошел. И технарь от родительского дома за 250 киллометров.


Вот такой пинок с домашки. Приучили добывать знания и навыки самостоятельно.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот в том то и дело, что сейчас великое количество ресурсов для самостоятельного обучения, на которых еще и в сотни раз интереснее и интерактивнее, чем в школе. Типа того же stepik.

Автор поста оценил этот комментарий
А расскажите, пожалуйста, начало вашей истории: почему все-таки забрали ребенка из школы и как проходил начальный этап обучения самостоятельной добыче знаний? И - как в этом участвовал интернет?
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Самое сложное с ребенком - найти сферу  интереса. Туда может попасть все-что угодно. Поэтому таскали дитя по всяким секциям/кружкам/клубам с трех лет. Что-то было откровенно зря затеяно, но результат мы получили положительный.


Лучше всего для мелких подходят не узко специализированные секции, а  развивающие во все стороны клубы. Мы свое чадо водили в так называемый "детский театр". Там было всего понемножку - рисование, пение, танцы, театральные постановки.


По достижении школьного возраста ребенка сначала запихали в творческий лицей. Там просто так в первый класс не брали. Надо было экзамены сдавать - рисунок, хореография, исполнение песни и чтение стихотворения. Сдали.


В лицее я разочаровался к ноябрю первого учебного года. Когда увидел как чадо держит ручку. У нас есть один момент наследственный - ведущие пальцы на руках не указательные, а безымянные. Меня-то в советское время заставили ручку держать по стандарту. А для моего ребенка никто на сей факт в школе внимания не обратил. Так и держит ручку до сих пор - оттопыривая указательный палец.


Так же пошли проблемы с поведением. Учительнице было тяжело в силу возраста справляться с толпой в 25 человек и ребенка стали часто наказывать. Успеваемость по предметам при этом было близка к отметке "отлично".


Начиная со второго класса у ребенка проявился атапический дерматит (хрен его знает, как он правильно пишется). Хуже всего было с руками. До сих пор перед глазами стоят красные пальчики-сосиски. Ведущий дерматолог города знатно поупражнялся в испытаниях всяких мазей. Ребенок до сих пор мучается приступами. Скорее всего причина - нервные напряжения. Потому что в критические моменты начинаются высыпания по коже.


В конце второго года обучения в лицее также имел место инцидент с учительницей. Педагог в попытках усмирить расшалившихся второклашек слишком сильно хватанула нашего ребенка за руку. Синяк на бицепсе в тот же вечер обнаружила мама. А уже на следующее утро мы пришли разбираться. Учительница белела, синела, пыталась перейти в наступление под флагом "Ваш ребенок - воплощение сотоны и катализатор беспорядков".  В целом, учительница была нормальной. И учила нормально, и дополнительные занятия организовывала, и чаепития с утренниками проводила (она еще и на баяне играла) на которых каждый ученик выступал. Но синяк на руке чада...


Тогда мы с женой решили к детскому психологу сходить. И либо получить совет, либо получить заключение о нормальном психическом развитии ребенка для дальнейшего развития сюжета в суде. Психолог ребенка посмотрел/потестировал, нас с женой тоже через пару тестов прогнал. Заключительная беседа меня несколько смутила и заставила задуматься. Ребёнок нормальный, развитие идет как надо, в семье все хорошо. Но в школе скучно ему.


В итоге решили на домашнее образование перевести. Кстати, сейчас, по-моему такой формы образования нет. Есть экстернат. Разница в том, что при экстернате ребенок не числится в школе.


Ну и начался адский ад. Который длился первые пол-года. До первых экзаменов. Преодоление сопротивления ребенка процессу познания - это звездец. Затем ребенок осознал, что учиться можно легко. И дело пошло. Что-то приходилось объяснять. Были даже педагогические находки. Но в основном ребенок сам учится. Все написано в книгах.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за ответ)) меня очень интересовало "преодоление сопротивления процессу познания" - было или нет.
А формы образования сейчас есть разные, их много. Различаются формальным прикреплением/неприкреплением к школе, и если ребенок прикреплен к ней, то по тому, сколько времени он там проводит, на какие уроки ходит и т.д.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"Преодоление сопротивления процессу познания" было. У меня складывается ощущение, что чем меньше ребенок ходит в школу, тем уровень сопротивления ниже.


В первые пару месяцев ребенок легко мог "включить режим болвана" или устроить скандал в заранее обговоренное время для занятий. Потом такие приступы прошли. Стал заниматься сам.


Повторное "я хочу в школу, там друзья и общение" закончилось через пол-года стонами "пап, договорись с директором о домашке".

Автор поста оценил этот комментарий

Найдите, например, школы: "Интернет-урок", "Экстерн-офис Битнера", ЦПСО, ЦОДИВ.

Автор поста оценил этот комментарий

А у нас 4 детей. и мы планируем перейти на частично семейное обучение. Ибо это экономия в т.ч. и нашего времени.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Далеко не каждый великий спортсмен может стать хорошим тренером. В преподавании та же ситуация.

Автор поста оценил этот комментарий

О чём ещё писал Толстой устами Левина...

2
Автор поста оценил этот комментарий
Я с вами)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку