Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш

Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост

Недавно прошел День всех влюбленных 14 февраля, он же День святого Валентина. В России есть "свой" День всех влюбленных, а так же День семьи, любви и верности - православный праздник в честь святых Петра и Февронии, отмечаемый ежегодно 8 июля. В Казахстане отмечают свой День влюбленных 15 апреля в честь Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Это герои поэмы казахского эпоса 13-14 веков, которая повествует о трагической, красивой любви и смерти влюбленных юноши и девушки.

Старинная легенда о трагической любви Козы Корпеш и Баян Сулу гласит: друзья с детства Сарыбай и Карабай поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай. Подрастающие Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, наконец, полюбили друг друга.

Проходит время и вероломный Карабай меняет жизненные планы. Он обещает отдать свою дочь за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. В этом вечном треугольнике первым сложил буйную голову Козы. Опечаленная Баян, чтобы отомстить убийце, прибегает к хитрости.

Она обещает выйти замуж за Кодара, если тот выроет для нее колодец с ключевой водой. Кодар принимается за работу, углубляясь, держась за волосы коварной Баян. Девушка неожиданно отрезает косы: Кодар проваливается в бездну и погибает. Тем самым, Козы отомщен. На его могиле героиня легенды закалывает себя кинжалом.

Эпос "Козы - Корпеш и Баян - Сулу" распространен  среди многих тюркских народов. Только в казахском фольклоре эпос бытует более чем в двадцати вариантах. Сохранились версии и на языках татар, башкир, алтайцев, телеутов, уйгуров, карагасцев, саха. На русском языке поэма была издана М. Путинцевым в 1865 году, затем была включена в третий том сборника В. Радлова «Образцы народной литературы тюркских племён» 1870 годов. Один из первых исследователей эпоса А.С. Пушкин слышал и записал поэму, будучи в аулах Оренбуржья. Есть предположение, что на основе «Козы Корпеш — Баян Сулу» Пушкин намеревался написать собственную поэму, но ему помешала ранняя смерть.

Есть версия, что родоначальником эпоса была легенда времен саков. Корни эпоса как явление народной жизни уходят в домусульманский период. Более поздние слои культуры не оставили своего отпечатка на художественном мире эпоса. Анализ топонимов, упоминающихся в тексте (Аягоз, Иртыш и др.), позволяют сделать вывод о том, что племена, населявшие современный северо-восток Казахстана, были предками целостного этнически-культурного образования. На фото можно видеть поясную бляшку из золота из Сибирской коллекции Петра I, найденную в Алтайских горах, которая, возможно, отображает популярный у древних кочевников сюжет (т.к. это - не единичная подобная пряжка). ⠀На бляшке изображено некое священное дерево, под ним женщина с характерным для своего времени высоким головным убором. У нее на коленях воин приклонил голову, а колчан со стрелами повесил на ветку. Рядом друг воина или слуга держит только двух коней, хотя мы видим троих людей.  Золотой пояс в настоящее время находится в Эрмитаже.

Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост

Мавзолей над могилой влюбленных Козы Корпеш и Баян Сулу расположен в Аягозском районе Восточного Казахстана, напротив аула Тансык (Тарлаулы).

В фондах историко-краеведческого музея Восточного Казахстана хранятся копии документов, связанных с исследованием этого уникального древнего памятника культуры, начиная с 19 века, в том числе записи и рисунки Шокана Валиханова, Николая Абрамова и Николая Пантусова. В 1952 году памятник исследовала археологическая экспедиция Алькея Маргулана. В 1982 году памятник включен в список памятников истории и культуры страны и взят под охрану государства.

Четырехгранный мазар построен из плоского камня, к верху здание значительно сужается, образуя округлое завершение. Памятник сложен напуском рядов плитнякового камня на глиняном растворе. Высота мазара - 12 метров. Он неоднократно ремонтировался, в результате вся поверхность, которая, судя по дореволюционным фотографиям, была сильно выщерблена, сейчас выровнена кладкой, в камере установлено два белых надгробия.

Почтовый тракт, связывавший Семипалатинск с Копалом и Верным проходил в период освоения края царской Россией  рядом с мавзолеем. Благодаря этому, в своё время тут побывал и Валиханов, и Семёнов и ещё целая куча исследователей Казахстана. Со времен постройки Турксиба мавзолей остался в стороне от путей сообщения.

Шокан Валиханов, побывавший у памятника в 1856 году, был поражен его высотой: «Девять человек должны были встать друг на друга, чтобы верхний дотянулся до купола». Большую ценность для современников представляют сделанные им зарисовки стоявших у памятника каменных изваяний. По рисункам Чокана Валиханова рядом с мавзолеем располагались каменные фигуры трех женщин, держащих священную посуду, и одного мужчины. По преданию одна из женщин - Баян Сулу, вторая - её сестра Айгыз, третья - старшая сестра Тансык, мужчина - Козы Корпеш. Но эти каменные статуи не сохранились.

А побывавший тут годом ранее Семёнов (ещё не Тян-Шанский) с горечью отметил, что мавзолей успел пострадать от рук вандалов: «1 мая поутру в степи было уже жарко. На полдороге к Мало-Аягузскому пикету я увидел знаменитую в киргизской степи по народным легендам могилу Козы-Корпеча. Верхушка ее была, к сожалению, отстрелена ядром из пушки. Кому понадобился такой акт вандализма, я не мог узнать».
Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост
Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост
Легенда о Баян Сулу и Козы- Корпеш Мавзолей, Баян Сулу, Легенда, Эпос, Казахстан, Тюрки, Длиннопост

Мнения о дате постройки расходятся. По мнению одних исследователей, он был воздвигнут в V-X вв., по мнению других - в X-XI вв. или даже  XVIII в. Неясно даже, кто именно захоронен в мавзолее.По легенде брат Сарыбая, Тайлак-би, послал 10 тысяч воинов, поселявших берега реки Тобол, для постройки памятника любви из камня. Существует работа Калмыцкого института истории, в которой обосновывается гипотеза, что мавзолей - это ни что иное, как буддийский субурган, поставленный в память умершего в 1640 году местного князька – Байбагас-хана. А легенда, связавшая памятник с именем знаменитых влюбленных появилась позже, после исчезновения ойратов и возвращения казахов. Многие серьёзные исследователи указывали, глядя на оригинальный монумент, на явную связь с язычеством тенгрианской эпохи. Но постепенно доисламский памятник стал похож на типичный мусульманский мазар и одновременно местом поклонения, где влюбленные просят покровительства, а одинокие — спутника жизни.

Лига историков

13.6K пост50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения