Крепостные4

Мой выросший в селе папа после армии на родину почему-то решил не возвращаться, а поехал по комсомольской путевке строить Саяно-Шушенскую ГЭС. Правда, доехав до Красноярска, он там завис и устроился на Алюминиевый завод, но то уже другая история. Я в детстве часто гадал и размышлял: папа такой романтик, что поехал за туманом, или такой патриот, что «если партия скажет надо, комсомол ответит есть»?

И только много позже я узнал про ситуацию с сельскими паспортами в ссср. Точнее, с их отсутствием. Напомню, что село с 30-х и, считай, до 70-х паспортизации не подлежало. Крестьяне прикреплялись к колхозу и по сути были крепостными, работающими за трудодни (то есть зарплата им выдавалась продуктами, причем в конце года и из ими же и собранного, а «живые» деньги они могли увидеть, только продав на рынке что-либо с подсобного хозяйства). Выехать из села без документа было невозможно, а единственным документом, который мог получить крестьянин, была выдаваемая сельсоветом справка, действующая ровно месяц.

Трудоустроиться где-либо еще селянин не мог, если он «плохо себя вел», его увольняли, а «безработного» в течение трех и больше месяцев, штрафовали или сажали. Поэтому все старались быть паиньками.

Заодно напомню, что крестьяне платили налог на скотину, на все фруктовые деревья, обязаны были сдавать в год со двора по 300 яиц, кабанью или коровью шкуру, сало, независимо от наличия в хозяйстве кур, свиней или коров.

Единственной возможностью сбежать из села была армия или институт, после которых ты все равно должен был вернуться в родной колхоз. Поэтому и перли массово в милицию, на заводы, на комсомольские стройки, лесозаготовки, ехали «на севера» и куда угодно еще, где можно было получить паспорт.

Кстати, платить зарплату крестьянам начали в 1969 году. И хотя с 1974 года им начали выдавать паспорта, брать на работу крестьян по-прежнему запрещалось. Паспортизация в ссср завершилась лишь в 1981 году, за десять лет до развала союза, тогда же колхозникам стали выплачивать пенсию.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
345
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А где про кровавый режим и ссылку в гулаг на 25 лет после поимки селянина в городе или в сотне километров от него ? Где воспоминания от собак , которыми вылавливали и травили колхозников в городах ? Их же собаки по запаху находили . А запах был потому , что в деревнях запрещали мыться .

раскрыть ветку (24)
62
Автор поста оценил этот комментарий

Так его на Саяно-Шушинской расстреляли по личному указанию Берии, а так как мертвым паспорт не положен он смог его получить только 1974 году после его смерти.

раскрыть ветку (2)
40
Автор поста оценил этот комментарий

Если уж по указанию Берии, тогда сначала выдрали, одев в маленькую девочку, а потом в подвале в камнедробилке перемололи, только потом уже расстреляли и паспорт выдали. Потом уже как паспорт выдали - женился, детей нарожал.

раскрыть ветку (1)
17
Автор поста оценил этот комментарий

От Сталина.

3
Автор поста оценил этот комментарий

От заключенной Луниной Марии Григорьевны,
18 лет, обр. 9 классов средней школы

Розалия Самойловна, я к Вам обращаюсь с великой просьбой дочери. 4 февраля 1943 года я была осуждена Молотовским судом на 5 лет тюремного заключения согласно Указа президиума Верховного Совета СССР о самовольном уходе с предприятия.

В 1942 году я окончила 9 классов средней школы. В августе 1942 года я была мобилизована на лесозаготовительные работы, проработала до 25 декабря 1942 года, а 28 декабря того же года впервые пошла работать на завод - 1 ГПЗ.

Первые дни работы были в ночной смене и поэтому сильно отражались на состоянии здоровья уже подорванного на лесоразработках. На заводе я проработала только 3 дня, т.е. до 1 января 1943 года, а 2 января пошла работать в другое предприятие - на склад Военно-Морского флота. За время работы на 1 ГПЗ я не имела постоянного заводского рабочего пропуска, отметки на паспорте о приеме, а также двухнедельного испытательного срока.

Этот переход я совершила только по своей почти детской глупости, послушав легкомысленное рассуждение своих одноклассниц. В настоящее время я освобождена помилованием М.И.Калинина (22 июня 1943 года), при условии работы в армии, но так как я не имею никакой военной специальности, то меня не берут. Я до сих пор все еще продолжаю находиться в заключении. В отношении дисциплины, качества и количества работы от начальника лагеря имею положительные отзывы.

Розалия Самойловна, очень прошу Вас окончательно освободить меня, так как для работы в армии я не могу подойти, потому что не имею никакой военной специальности, а также большую роль будет играть состояние моего здоровья (сейчас гортанное кровотечение, так как я работаю на обжиге кирпичей, где большая температура и очень много кирпичной пыли).

Розалия Самойловна. Еще раз обращаюсь к Вам, оказать мне содейственную помощь в окончательном освобождении, ведь мне только 18 лет.

Мой адрес: Московская область, станция Одинцово, п.я. 93, отдельный лагерь НКВД.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку